Мировой опыт. Швейцария:
«Допустим, вы — коррупционер из России…»
Можно ли сохранить деньги в Швейцарии, если в твоей стране — революция или война: интервью
01.12.2015 15:17
Швейцарские банки считаются местом, куда стекаются деньги со всего мира. В тихой европейской стране они, как принято считать, будут в сохранности — какие бы катаклизмы ни происходили в тех странах, откуда эти деньги были вывезены. Однако не всё так просто: швейцарская банковская система может принять решение об аресте счетов, основываясь на иностранном правительственном запросе, или сама заморозить платежи в случае переворота, революции или войны в той или иной стране. Znak.com разбирался в деталях функционирования швейцарской банковской системы и поговорил с Даниэлой Флюкигер, представителем отдела коммуникаций Швейцарской Банковской ассоциации.
.....
— Какая есть система проверок, что в швейцарском банке не будут хранить деньги международные террористы?
— В Швейцарии в этом плане очень строгие законы. Тут стоит упомянуть о нескольких аспектах. Швейцария очень бережно относится к понятию банковской тайны. Не знаю, как в России, но в Швейцарии только у меня может быть доступ к моему счету и информации о нем. Мой муж или молодой человек не может прийти в банк и узнать, сколько денег у меня на счету. Это приводило к тому, к примеру, что люди заводили счета в Швейцарии, чтобы не платить налоги в своих родных странах. Но в период 2016-2018 заработает новая система, подразумевающая глобальный обмен данными.
Есть и другая история, когда деньги в швейцарские банки хотят вложить люди, заработавшие их нечестным путем — мафиози, коррупционеры. И есть закон, что как только вы открываете счет в Швейцарии, банк должен вас идентифицировать и понять конечного бенефициара. Вы не можете просто прийти и открыть счет, к примеру, на имя абстрактной компании-однодневки, как в США. Банк имеет право спросить вас, откуда у вас деньги, и вам придется доказать, к примеру, что это ваша зарплата, наследство, прибыль. И если у банка возникают сомнения или подозрения, что за этими деньгами стоят противозаконные действия, они высылают об этом информацию в специальные службы, которые есть в каждой стране и отдают данные в полицию.
— Разве обмен данными с полицией не противоречит концепции банковской тайны?
— Есть специальный институт между банками и полицией, занимающийся проверкой отмывания денег, у него есть особые полномочия. В сомнительных случаях он имеет право вмешаться, иначе деятельность не будет прозрачной. Такие случаи регулируются специальными законами. Но деньги преступников — это не самые проблемные случаи. Проблемы возникают, скажем, когда у некоей страны есть президент, а потом начинается, к примеру, «арабская весна». То есть в некоей стране есть политики со счетами в швейцарских банках и есть государственные деньги в наших банках, но происходит революция, и становится непонятно, кто теперь у власти.
Например, в Египте был президент Хосни Мубарак. Произошла революция, и мы не могли вынести свой вердикт, кто там «хороший парень», а кто — «плохой парень». Тогда швейцарские банки приняли решение о блокировке счетов всех персон, связанных с политикой в Египте, до стабилизации ситуации.
Или, к примеру, вы — российский политик, вы заводите счет в Швейцарии, но потом если выяснится, что вы украли деньги у народа и вы — коррупционер, ваш счет будет заморожен. Потом швейцарские власти и полиция выходят на связь с российскими властями и полицией и принимают решение, как вернуть эти деньги российскому государству в случае, если ваша вина будет убедительно доказана. Это регулируется международными соглашениями. Конечно, если ситуация не столь очевидна — к примеру, в стране случилась революция, возврат денег государству может занять время, так как нужно, чтобы ситуация стабилизировалась и появилось новое правительство.
— Но есть ведь и еще более сложные случаи, когда начинается гражданская война, в которой не очевидно, кто прав, кто — нет, кто легитимен, кто — нет.
— Безусловно. Для начала мы должны ждать появления нового стабильного правительства, ведь мы не можем просто взять и перечислить деньги обратно, сказав, «разбирайтесь теперь сами с ними». Потому что Швейцария, как и другие страны, заинтересована, чтобы эти деньги не попали в неправильные руки. Банки не могут предотвращать или устраивать революции, но могут стать сейфом, где деньги будут храниться до решения ситуации. Деньги вернутся собственнику после того, как в ситуации наступит ясность.
— Могут же быть ситуации, когда правительство свергают те, кто еще хуже него?
— Конечно, тут нам помогают международные «черные списки», которые выпускает не Швейцария, а целый ряд стран. Например, когда начался конфликт на Донбассе, для нас было совершенно неочевидно, кто прав, кто виноват, и не нам об этом судить. И тогда мы получили несколько международных списков — самый большой, наверное, предоставили США. И было принято следующее решение: счета всех людей и компаний, втянутых в конфликт по обе стороны баррикад, должны быть заморожены. Мы не хотим, чтобы швейцарские банки были использованы неверным образом для разжигания конфликтов, и мы не заинтересованы, чтобы люди из всех стран, втянутых в конфликт, теряли свои налоги, перечисленные государству, которые тратятся на поддержание конфликта.
— В составлении этих списков участвуют только ЕС и США?
— Нет, конечно, мы взаимодействуем с большим количеством стран, в том числе с Россией. Эта система работает хорошо и, конечно, если между какими-то странами возникает конфликт или какая-то страна оказывается в тяжелой ситуации, это учитывается.
— То есть, к примеру, если кого-то из наших бывших чиновников проверяют на принадлежность к коррупционным делам в России, то наша страна тоже может послать такой запрос на заморозку счетов?
— Такое тоже может быть. Я не могу сказать вам, какие конкретные люди попадают в списки, но такой вариант теоретически возможен. Кроме того, есть много стран в мире, где правительства нестабильны, где коррупция тотальна, и они все внесены в списки.
Давайте приведу вам еще конкретный пример. Вот вы, к примеру, преступник, дон Корлеоне, итальянский мафиози. Вы хотите вложить ваши деньги в банк в стабильной стране. Швейцария — одна из самых стабильных стран в мире. У нас не было войн на нашей территории, революций, и даже серьезных протестов — я не имею в виду мирные митинги. Также наша страна крайне не коррумпирована. Это — безопасное место для ваших денег. Так вот, вы хотите диверсифицировать активы. Вы вкладываете часть денег в доллар США, часть денег в евро во Франкфурте, часть в английский фунт в Лондоне, а часть — в швейцарский франк...
— Да, но я поручаю вложить эти деньги моему подчиненному, имени которого нет в «черном списке».
— А потом этот молодой человек идет в банк и говорит, что хочет положить на счет два миллиона швейцарских франков. От него требуют показать удостоверение личности и объяснить происхождение денег. А потом банк подумает: «Странная история, выглядит неправдоподобно», и откажется принять деньги. Правила очень жесткие. Конечно, преступники умны, они изобретают все новые способы обойти законы, «отмыть» деньги. Но наш банки тоже все время совершенствуют системы проверки.
Вопросы — Екатерина Винокурова
http://znak.com/moscow/articles/01-12-15-17/104783.html