ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 07 июн 2017, 17:43

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба
14.04.2017
107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru
Информация
Об уточнении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России

Совет директоров Банка России с учетом требований законодательства о рейтинговой деятельности принял решение об уточнении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России (далее — Ломбардный список).

Начиная с 14 июля 2017 года при включении в Ломбардный список облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации, в том числе облигаций ипотечных агентств и облигаций с ипотечным покрытием, будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов)1 указанных ценных бумаг кредитного рейтинга на уровне не ниже «ВВВ(RU)», присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА (АО).

В дальнейшем Банк России может рассмотреть вопрос об использовании при формировании Ломбардного списка кредитных рейтингов иных кредитных рейтинговых агентств, внесенных Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств.

Помимо наличия у выпусков (эмитентов) ценных бумаг указанного кредитного рейтинга АКРА (АО) при принятии решения о включении ценных бумаг в Ломбардный список будут учитываться результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства.

Одновременно сохраняется возможность включения в Ломбардный список облигаций субъектов Российской Федерации, облигаций муниципальных образований, облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации, облигаций ипотечных агентств и облигаций с ипотечным покрытием, выпуски (эмитенты) которых не имеют кредитных рейтингов, соответствующих требованиям Банка России, в случае если исполнение обязательств по ним обеспечено государственными гарантиями Российской Федерации или солидарным поручительством АО «АИЖК» (для облигаций с ипотечным покрытием).

Начиная с 14 июля 2017 года также изменяются требования к кредитным рейтингам облигаций иностранных эмитентов, включаемых в Ломбардный список: минимальный уровень кредитного рейтинга выпуска (эмитента) включаемых в Ломбардный список долговых эмиссионных ценных бумаг международных финансовых организаций, а также минимальный уровень кредитного рейтинга выпуска включаемых в Ломбардный список долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами — нерезидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и долговых эмиссионных ценных бумаг юридических лиц — нерезидентов Российской Федерации, размещенных на территории Российской Федерации, устанавливается на уровне «ВВ-» / «Ва3» по классификации кредитных рейтинговых агентств «S&P Global Ratings», «Fitch Ratings» / "Moody’s Investors Service".
Все выпуски облигаций, включенные в Ломбардный список по состоянию на 14 июля 2017 года, сохраняются в Ломбардном списке до их погашения (кроме случаев, когда исключение ценных бумаг из Ломбардного списка осуществляется в связи с неудовлетворительным, по мнению Банка России, финансовым положением эмитента или исключением соответствующей категории ценных бумаг из Ломбардного списка).

1 Учитывается кредитный рейтинг, присвоенный выпуску соответствующих облигаций. В случае отсутствия кредитного рейтинга выпуска ценных бумаг Банк России учитывает кредитный рейтинг эмитента данных облигаций (за исключением долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами — нерезидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации, облигаций юридических лиц — нерезидентов Российской Федерации, размещенных на территории Российской Федерации, структурных облигаций и облигаций, выпускаемых в рамках сделок секьюритизации, для которых в обязательном порядке требуется кредитный рейтинг выпуска ценных бумаг).


14 апреля 2017 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=14 ... _37_16.htm

Сообщение tea » 14 июн 2017, 09:49

Реформа банковского надзора начнется 16 июня
13.06.2017
Как выяснил РБК, Банк России уже на этой неделе начнет переход от территориального к централизованному надзору. Это должно снизить субъективизм в надзоре, но может усложнить работу региональных банков, считают эксперты

На этой неделе Банк России на практике начнет заявленный ранее переход от регионального к централизованному надзору, а именно вышлет кредитным организациям соответствующие уведомления с деталями условий данного перехода. Об этом РБК рассказали три банкира, посетивших 8 июня встречу с зампредом ЦБ Ольгой Поляковой (курирует надзор), посвященную данному нововведению. На сайте ассоциации «Россия» сообщается, что в обсуждении новых регуляторных требований приняли участие представители 83 банков.

Цель нововведений, как рассказали два участника встречи, сделать так, чтобы все банки России контактировали напрямую с надзорным подразделением в центральном аппарате ЦБ вне зависимости от того, в каком регионе они зарегистрированы. Это должно облегчить коммуникацию банков с ЦБ, устранить недопонимание, которое раньше возникало из-за разных подходов к надзору со стороны управлений ЦБ на местах и их фактической неподконтрольности центральному аппарату ЦБ, поясняет один из собеседников РБК.

Переходный период продлится, по словам участников встречи, с 16 июня текущего года до сентября 2018 года.

От регионов к центру

В феврале 2017 года на встрече банков с представителями ЦБ в «Бору» Эльвира Набиуллина объявила, что с 1 марта регулятор планирует начать реформу по централизации банковского надзора. Тогда глава ЦБ поясняла, что в ходе реформы региональные сотрудники будут переведены во вновь создаваемый департамент так называемого текущего банковского надзора непосредственно в центральном аппарате ЦБ. Руководство ими будет осуществляться из центра, зарплата выплачиваться также центральным аппаратом Банка России. «На местах останется небольшое число людей, они также будут подчиняться центральному аппарату ЦБ», — говорила Набиуллина.
Всего, как ранее сообщал РБК, согласно реформе, надзор за банками в центральном аппарате ЦБ будет сконцентрирован в трех департаментах. Кроме департамента текущего надзора, непосредственно контролирующего ситуацию в банках, это еще и департамент надзора за системно значимыми банками, уделяющий пристальное внимание соответствующим кредитным организациям, и департамент банковского надзора, который будет осуществлять общее информационное, организационное и методологическое сопровождение работы всего надзорного направления, уточняла председатель.

Надзор за банками не первый сегмент деятельности ЦБ, подвергшийся централизации. Ранее аналогичную реформу прошли подразделения ЦБ, осуществляющие проверки в банках.


Подробности централизации


На встрече с банкирами ЦБ презентовал основные этапы и принципы работы департамента текущего банковского надзора. Как рассказали РБК участники встречи, в ходе перехода на централизованный надзор регулятор разделит все банки (в дополнении к ранее выделенной группе системно значимых игроков) еще на три группы. «Первая — это крупные банки и банки-санаторы, вторая — банки с иностранным участием, третья — все остальные банки», — рассказывают собеседники РБК. У каждой из трех надзорных групп будет свой руководитель.

Почему была выбрана именно такая группировка, регулятор пока рынку не объяснил. «Возможно, при регулировании банков-санаторов и банков с иностранным участием нужно учитывать особенности деятельности этого сегмента. Так, банк-санатор работает по ранее утвержденному при участии регулятора плану финансового оздоровления, у него могут быть определенные сроки присоединения санируемого банка, смягченные требования по соблюдению нормативов. Иностранные же банки активно взаимодействуют с головными подразделениями, у них много документации на английском языке, есть также определенные требования к работе в России со стороны материнских структур», — рассуждает один из участников встречи.


Ожидаемый эффект


Ключевая проблема децентрализованного надзора — это конфликт интересов между надзорной функцией главка ЦБ на местах и самим его существованием, говорит руководитель отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков. «Чем меньше было поднадзорных банков у территориального подразделения, тем сложнее ему было обосновать свое существование. Поэтому для того, чтобы число банков не снижалось, территориальные подразделения порой принимали не такие жесткие меры, как сотрудники ЦБ из Москвы», — поясняет Волков. Иными словами, надзор был неоднородным, добавляет он.

Также территориальные подразделения медленнее внедряли новые инструменты надзора, обосновывая это тем, что все банки в регионе у них «как на ладони» — для понимания их рисков достаточно и проверенных подходов, говорит Волков. Наиболее яркий пример несогласованности действий центрального аппарата и надзорных органов на региональном уровне — Татфондбанк, указывает он. Такое взаимодействие усугубило ситуацию вокруг банка, лишившегося лицензии в марте этого года, считает эксперт. Схожего мнения придерживались и источники РБК в ходе анализа ситуации вокруг этого банка. После отзыва у него лицензии ЦБ отправил в конце марта в отставку главу Национального банка ЦБ по Республике Татарстан Мидхата Шагиахметова, говорили источники РБК, знакомые с ситуацией. Очевидно, что при децентрализованном надзоре конкретные решения в отношении мер воздействия к банкам со стороны территориальных надзорных подразделений могли отличаться от региона к региону, добавляет руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) Кирилл Лукашук.

Есть у децентрализованного надзора и еще одна существенная проблема, указывают эксперты. Это особенности взаимодействия подразделений ЦБ на местах с бизнес-элитами региона, которые имеют отношение и к местному банковскому сектору. Централизация надзора должна существенно снизить конфликт интересов у ЦБ в этой сфере, добавляет Лукашук. «Кроме того, централизованный надзор поможет оценивать ситуацию в конкретном банке через призму ситуации в банковской системе в целом и минимизировать время реакции регулятора на проблемы банка», — заключил он.

При этом для региональных банков централизация надзора во многих случаях будет означать ужесточение подхода регулятора, считает Станислав Волков.

Реакция рынка

Сами банкиры (РБК запросил комментарии по результатам встречи у банков топ-50) были не слишком общительны на предмет централизации надзора. На запрос РБК ответили лишь банк «Зенит» и Росевробанк.

В Росевробанке подтвердили свое участие во встрече с ЦБ. «Представленная на совещании программа говорит об эволюции в области банковского надзора», — сообщил Станислав Володин, директор департамента комплаенс-контроля Росевробанка. По его словам, со временем это, в частности, позволит снизить нагрузку на банки по сбору и отгрузке информации в ЦБ РФ, число запросов в банки от регулятора, и даже отменить ежедневные формы обязательной отчетности. «Например, ранее иногда нужно было за несколько дней собрать и проанализировать информацию по всем закладным по ипотечным кредитам, и результаты представить регулятору. В результате сотрудники внутреннего аудита буквально ночевали несколько дней на работе, чтобы своевременно исполнить такой запрос», — рассказал он.

При этом, по словам Володина, переход на централизованный надзор с 16 июня «не означает, что надзор изменится одномоментно». Программа его эволюции предусматривает переходный период и завершение процесса становления к сентябрю 2018 года, указывает он.

В банке «Зенит» также подтвердили участие во встрече. «Основная цель Банка России — повышение эффективности надзора. Как это скажется на банках, пока говорить рано», — сообщили там РБК.

Остальные банки из топ-50 на запрос РБК не ответили. Так же поступили в Банке России.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/13/06/2017/5 ... f825c52161

Сообщение tea » 16 июн 2017, 09:43

Финансистов будут сажать за забалансовые вклады и фиктивные ценные бумаги
16.06.2017
Банк России выступает за введение уголовного наказания за формирование забалансовых вкладов, имитацию ценных бумаг депозитариями и ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности. Соответствующие поправки в УК РФ готовят ЦБ и правоохранительные органы

Депозитарии и регистраторов отвадят от фальсификации

Регулятор предлагает ввести уголовную ответственность за регистрацию несуществующих ценных бумаг, а также за предоставление выписок об их якобы существовании, рассказал Гузнов. Такие действия могут грозить лишением свободы на срок до шести лет лицам, их совершившим. Эту поправку предполагается внести в уже существующую статью УК РФ об ответственности за фальсификацию отчетности финорганизаций, существующую с 2014 года и предполагающую лишение свободы на срок до четырех лет.

В 2010 году схему с фиктивными выписками из депозитариев использовали банки Матвея Урина («Славянский» и «Монетный дом», Традо-банк, Донбанк, Уралфинпромбанк, Соцгорбанк, все они лишены лицензий). «Если топ-менеджмент или акционер активы банка вывел, то он, возможно, может попробовать получить в небольшом депозитарии выписку о несуществующих ценных бумагах взамен этих активов, чтобы искусственно закрыть дыру», — объясняет схему собеседник РБК из крупного депозитария.

Для решения этой проблемы ЦБ сформировал «белый» список депозитариев и регистраторов, и, если банки пользовались услугами компаний не из этого списка, под эти бумаги ЦБ требовал создавать повышенные резервы. Впрочем, эта мера сработала не на 100%. По информации РБК от источника, знакомого с ситуацией, ЦБ еще несколько раз сталкивался с фальшивыми выписками по ценным бумагам. «В результате было решено закрепить ответственность за это в Уголовном кодексе», — говорит собеседник РБК.

«Может быть, в настоящее время под этот состав подпадет небольшое количество деяний, так как работа депозитариев качественно изменилась. Но важно поставить барьер самой возможности вводить в заблуждение инвесторов и регулятора о наличии ценных бумаг», — пояснил Гузнов в интервью.

По мнению экспертов, кроме борьбы со схемами Урина поправка решит и еще одну проблему. Как рассказал источник в одном из крупных депозитариев, выписки о несуществующих бумагах могут использоваться также для увеличение доли акционеров на их собрании путем добавления в реестры поддельных выписок с целью исказить итоги голосования по разным управленческим вопросам.

Банкиров посадят за забалансовые вклады

Вторая разрабатываемая поправка в УК РФ — введение отдельной статьи с ответственностью за формирование забалансовых вкладов — депозитов, не отражающихся в отчетности банка. За это банкиров предлагается сажать на срок до шести лет, а если преступление совершено организованной группой — на срок до десяти лет. После отзыва лицензии вкладчикам, чьи средства были классифицированы как забалансовые вклады, крайне сложно получить страховку по этим средствам.

Проблема забалансовых вкладов была обнаружена в 2014 году. В Мособлбанке после отзыва лицензии были обнаружены неучтенные вклады на 76 млрд руб. Позже такие схемы были выявлены в банках «Екатерининский», Мико-банке, Кроссинвестбанке, Стелла-банке, Мострансбанке, Арксбанке. По статистике АСВ, за 2016–2017 годы объем забалансовых вкладов в банках с отозванной лицензией составил 61 млрд руб., пострадали 73 тыс. вкладчиков.

При этом, как пояснил в интервью Алексей Гузнов, уголовное наказание предусматривается за планомерную работу по выведению вкладов за баланс, но не за ситуации, связанные с операционными ошибками. В результате уголовно караться будет лишь формирование забалансовых вкладов на сумму свыше 5 млн руб.

Как отмечает руководитель практики финансовых расследований и противодействия коррупции «ФБК Право» Александр Сотов, в соответствии с примечаниями к ст.158 УК РФ особо крупным размером признается 1 млн руб. «Если мы исходим из формального толкования, 5 млн руб. — сверхлиберальный порог для признания выведения вкладов граждан за баланс преступным деянием», — считает Сотов.

Что касается возможности совершения сотрудником банка ошибочной операции, то, по мнению Сотова, любое преступление, в том числе экономическое, не может быть совершено по ошибке. «Формирование забалансовых вкладов является хищением, причем разновидность этого хищения — мошенничество, — говорит управляющий партнер московского адвокатского бюро «Проценко и партнеры» Татьяна Проценко. — На мой взгляд, в уголовном судопроизводстве чем проще квалификация, тем лучше для всех участников судебного процесса. В данном случае речь идет о мошенничестве, то есть осуществление забалансовой деятельности подпадает под уже действующую ст.159 УК РФ, которая не нуждается в дополнении. В соответствии с УК факт хищения и способ хищения — те признаки, которые позволяют установить состав преступления. Более того, введение отдельного состава преступления, связанного с формированием забалансовых вкладов, напротив, отсечет другие составы преступления, связанные с хищениями».

Как показывает практика, уголовное преследование банкиров, выводящих вклады за баланс, было возможно и ранее. Однако приговоры жесткими не были. В конце февраля 2017 года в России был вынесен первый в истории приговор по так называемым забалансовым вкладам, писал РБК. Пять топ-менеджеров Диг-банка, которые не отражали на балансе банка деньги вкладчиков, получили условные сроки и штрафы до 500 тыс. руб. Лицензия Диг-банка была отозвана летом 2014 года. В ходе разбирательств выяснилось, что почти 2 тыс. клиентов банка не могут получить выплаты. Ущерб составил 800 млн руб. «Существующий современный инструментарий УК и УПК дает все необходимые основания для привлечения к ответственности. Проблема заключается не в отсутствии какого-то состава преступления, а в недостаточной квалификации кадров, которые могут применить этот инструментарий», — резюмирует Сотов.

ЦБ призывает на помощь полицию

Третье нововведение касается усовершенствования действия существующей статьи УК РФ за фальсификацию отчетности финорганизаций.

Сейчас Банк России может направить материалы в правоохранительные органы только после того, как банк не исполнит предписания ЦБ о корректировке отчетности. Предлагается направлять информацию силовикам и без соответствующего предписания. Дело в том, что, если банк выполнит предписание и скорректирует отчетность, уголовной ответственности его сотрудники, виновные в первоначальной фальсификации, подлежать не будут. «Зачем же давать им такую возможность, если преступление все же было совершено?» — пояснил источник РБК.

«В том случае, если ЦБ перестанет предъявлять требования к банкам об устранении недостоверности в отчетности, это в некоторой степени облегчит уклонение финансовых организаций от ответственности и переложит ее часть на регулятора, то есть следствию придется разбираться с отчетностью банка», — считает Татьяна Проценко.

Также, по словам Гузнова, предлагается дать возможность возбуждать уголовные дела по ст.172.1 УК РФ (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации) не только ЦБ, как сейчас, но и полиции. «Это единственная статься УК, по которой уголовное дело может быть возбуждено только по материалам ЦБ, в остальных случаях применяется исчерпывающий перечень оснований для возбуждения уголовного дела, содержащийся в ст.140 УПК РФ (поводы и основание для возбуждения уголовного дела)», — говорит Сотов.

Впрочем, эта мера носит не столько практический, сколько устрашающий характер, считают эксперты. «Скорее всего, ЦБ продолжит сам возбуждать такие дела, но с точки зрения общего контроля за ситуацией наличие такой статьи было бы правильным», — полагает источник РБК. Кроме того, независимо от того, кто выступает инициатором возбуждения уголовного дела, необходимо проведение доследственной проверки, в ходе которой без ЦБ невозможно установить факт состава преступления, указывает Проценко.

Недобросовестных банкиров накажут со всех сторон

Фальсификация отчетности — уже давно одна из существенных проблем банковского сектора. Устранить случаи фальсификации Банк России старается с разных фронтов. Так, после отзыва лицензии у Внешпромбанка в начале 2016 года, дыра в балансе которого составила 210 млрд руб., ЦБ обрушился с критикой на работу аудиторов. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что около 50 аудиторских компаний безоговорочно заверили отчетность 150 банков, где позже регулятор обнаружил признаки недостоверности.

В результате ЦБ подготовил предложения о поправках в закон «Об аудиторской деятельности» в рамках передачи Банку России полномочий по надзору за значительной частью этого рынка.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/16/06/2017/5 ... 76eb646fff

Сообщение tea » 21 июн 2017, 10:09

Сбербанк подковал регулятору кадры
Экс-глава «Сбертеха» переходит в ЦБ
21.06.2017

В ЦБ ожидаются очередные кадровые перестановки. Пост главы департамента финансовых технологий займет экс-гендиректор «дочки» Сбербанка — крупнейшей в России по численности персонала IT-компании «Сбертех» — Алиса Мельникова.

О том, что Алиса Мельникова, в июне покинувшая пост гендиректора компании «Сбербанк-Технологии», возглавит департамент финансовых технологий, проектов и организации процессов ЦБ, рассказали “Ъ” несколько участников рынка, а также источник, близкий к регулятору. «Алисе Мельниковой предложили эту должность весной, когда стало известно об уходе [с поста главы департамента финансовых технологий ЦБ] Вадима Калухова»,— рассказывает собеседник, близкий к регулятору. Вадим Калухов, который возглавлял указанный департамент с момента его основания в апреле 2016 года, ушел 17 мая. Госпожа Мельникова, как уточнил близкий к ЦБ источник, выйдет на новую работу с 1 июля. ЦБ не анонсирует кадровые решения до официального назначения, указали в пресс-службе.

Алиса Мельникова работала в «Сбертехе» с 2013 года. Ранее она занимала руководящие посты в компаниях «Ай-Теко», ISG, Egar Technology. Сам «Сбертех» был создан в 2011 году, на данный момент является крупнейшей по количеству персонала (около 10 тыс. сотрудников) IT-компанией в России, хотя обслуживает только группу Сбербанка. Во время работы госпожи Мельниковой в «Сбертехе» была начата разработка новой технологической платформы Сбербанка.


Алиса Мельникова — не первая за последнее время кадровая потеря Сбербанка. Так, в январе кредитную организацию покинул Вадим Кулик, курировавший блоки «Технологии» и «Риски» в должности зампреда правления, примерно через месяц с поста зампреда правления и руководителя блока «Международные операции» Сбербанка ушла Светлана Сагайдак.

В Банке России Алисе Мельниковой предстоит заниматься анализом перспективных финансовых технологий, разрабатывать предложения по их применению, инновациями на финансовом рынке, а также развитием проектного и процессного управления в ЦБ. Особое внимание в департаменте уделяется кибербезопасности, диджитализации, Big Data, интернету вещей, интерактивным технологиям и искусственному интеллекту, виртуализации и облачным технологиям, криптотехнологиям и подходам к юберизации финансового пространства.

Эксперты считают, что на роль главы данного направления в ЦБ как нельзя лучше подходит именно человек из бизнеса. «Переход топ-менеджера из крупной технологической компании в ЦБ иллюстрирует тот факт, что регулятор идет в ногу со временем,— отметила партнер Morgan Hunt Мария Янковская.— В нынешней команде ЦБ уже работают представители передовых российских и международных финансовых институтов, и, судя по всему, этот тренд будет сохраняться». По словам бывшего куратора HR в Сбербанке Алексея Мехоношина, когда на госслужбу приходят люди из бизнеса, это здоровая, грамотная практика, применяемая не только в России. «Такие специалисты были на другой стороне баррикад, не понаслышке знают, как на практике внедрять те или иные решения»,— добавляет он.
https://www.kommersant.ru/doc/3330782?u ... paign=four

Сообщение tea » 23 июн 2017, 09:57

S&P считает низким качество банковского надзора в России
Интерфакс 22.06.2017
Рейтинговое агентство S&P оценило качество банковского надзора в России, а также работу Центробанка с проблемными банками.
«Мы считаем качество банковского надзора низким. Мы считаем, что работа регулирующего органа с проблемными банками не является последовательной и прозрачной. По нашему мнению, вмешательство Банка России в реструктуризацию ряда проблемных банков было недостаточно оперативным», - говорится в пресс-релизе S&P.
Как отмечает агентство, несмотря на отзывы лицензий и начало процесса санации ряда проблемных кредитных организаций, ЦБ удалось сохранить стабильность и доверие общества к банковскому сектору страны.
«Мы ожидаем, что в будущем господдержка будет доступна главным образом госбанкам и, возможно, нескольким крупным системно значимым частным банкам. Мы также полагаем, что госбанки сохранят прочные позиции на рынке, а конкуренция в банковском секторе будет усиливаться», - подчеркивает S&P.
https://www.vedomosti.ru/newsline/finan ... /695618-sp

Сообщение tea » 27 июн 2017, 09:49

ЦБ ужесточит контроль над банками-санаторами
27.06.2017
Банк России задумался о модернизации системы финансового оздоровления банков и теперь намерен взять бразды правления в свои руки, оттеснив Агентство по страхованию вкладов и ужесточив контроль за участниками рынка

Институт санации в РФ стал трещать по швам. Изначально созданный во благо банковской системы на сегодняшний день он приносит больше проблем, чем пользы. ЦБ задумался о создании профильного комитета, который структурно возьмется за осуществление обновленного механизма. Изменения прежде всего коснутся санаторов, которые и генерируют риски злоупотребления своим положением.

«Раз уж заставить банки и их собственников отвечать за свои просчеты рублем пока не вышло, ЦБ принимает совершенно адекватные меры - ужесточает контроль над использованием собственных средств, что логично. Очевидно, что с появлением профильного департамента и с фактической передачей контроля над оздоровлением проблемных банков от АСВ к ЦБ, этот самый контроль будет осуществляться значительно жестче. Следующим важным шагом, на мой взгляд, будет формализация новых полномочий ЦБ, их закрепление и появление новых механизмов ответственности санаторов за злоупотребление своим положением, за этим, надо полагать, дело не станет», - уверен генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

АСВ в своем докладе за 2016 год отмечало, что агентству удалось сохранить «высокие стандарты качества оказания услуг вкладчикам». Так, средний срок начала страховых выплат составил 10,7 рабочих дней (13,8 календарных дней) со дня наступления страхового случая. В то же время агентсво отмечает и большое число страховых случаев (88) и значительный объём выплат (568,4 млрд рублей). По части санации финансовых организаций, за год на эти цели агентством фактически был направлен 1 575,24 млрд рублей, из них 1 308,16 млрд рублей – за счет кредитов Банка России.

«Опыт последних лет показал, что банки-санаторы, равно как и санируемые банки, попадающие под их контроль, нуждаются в тщательном контроле деятельности. Вспомните хотя бы пример с межбанковскими кредитами в пользу Татфондбанка со стороны санируемого им банка «Советский», когда в рамках только одной сделки, кредитная организация по сути перекинула на счет санатора 14,8 млрд рублей. Такими прецедентами проблема не исчерпывается», - добавляет Шутов.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина и лично неоднократно указывала на то, что по большому счету если не единственным, то одним из главных интересов санатора является не столько возможность расширения бизнеса за счет получения дополнительных активов и оздоровления санируемого банка, сколько доступ к бесплатным ресурсам и возможность не соблюдать общие для всех участников рынка нормативы, проводя операции через санируемые организации.

Немаловажен и факт крайне медленного погашения льготных кредитов, предоставленных банкам на санацию. Это займы под 0,5% годовых на 10-15 лет. По данным АСВ на 31 декабря 2016 года, агентство выдало почти 30 банкам-санаторам 1,57 трлн рублей.Заемщики, в свою очередь, вернули 27,59 млрд рублей в счет погашения основного долга и уплатили 11,68 млрд рублей в качестве процентов за пользование заемными средствами.

Отказаться от такой меры, как санация, ЦБ пока не представляется возможным. Финансовые проблемы сегодня испытывают банки как мелкие региональные, так и более крупные. Их отзывы лицензий и последующее банкротство может не только негативно сказаться на устойчивости региональных и федеральной банковской систем, но и привести к дефициту средств, необходимых для осуществления страховых выплат и нарушению социально-экономического благополучия целых регионов.

Подробнее на РБК:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/27/06/2017/5 ... 429a632f5c

Сообщение tea » 10 июл 2017, 11:23

В ломбардный список отберут по рейтингу
Мегарегулятор
10.07.2017
Для включения в ломбардный список ЦБ с 14 июля 2017 года облигаций субъектов РФ и муниципальных образований, а также кредитных организаций будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов) кредитного рейтинга на уровне не ниже ВВВ агентств «Эксперт РА» или АКРА, говорится в сообщении ЦБ. Помимо наличия у выпусков ценных бумаг указанного рейтинга при принятии решения о включении в ломбардный список будут учитываться результаты оценки ЦБ кредитного качества выпусков, условий их размещения и обращения и иные обстоятельства. Также ЦБ установил параметры корректировки рыночной стоимости ранее включенных в ломбардный список облигаций, выпуски которых по состоянию на 13 июля 2017 года не будут иметь необходимых рейтингов. В частности, с 1 октября 2017 года по указанным облигациям устанавливается дисконт в размере 60%. С 1 января 2018 года они не будут приниматься в обеспечение по операциям кредитования и репо Банка России.
https://www.kommersant.ru/doc/3350807

Сообщение tea » 12 июл 2017, 09:51

Стал известен будущий новый состав совета директоров АСВ
11.07.2017 17:25 4162 4
Банк России опубликовал предполагаемый новый состав совета директоров Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с законодательными поправками от 1 мая этого года, вступающими в силу 31 июля 2017-го, в состав совета АСВ войдут семь представителей ЦБ и пять представителей правительства РФ, свидетельствует информация на сайте регулятора.
В частности, решением совета директоров Центробанка в состав совета директоров АСВ одобрены в качестве представителей регулятора первые заместители председателя Банка России Дмитрий Тулин и Сергей Швецов, зампреды Василий Поздышев, Ольга Полякова и Владимир Чистюхин, а также советник председателя ЦБ Сергей Игнатьев. Кроме того, в силу должности является членом совета директоров и становится его председателем глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Также совдир ЦБ постановил «принять к сведению», что членами совета АСВ, представляющими в нем правительство России, в соответствии с распоряжением Кабмина № 1434-р от 6 июля 2017 года являются первый заместитель руководителя аппарата правительства РФ Максим Акимов, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов, референт экспертного управления президента РФ Федор Малышев, замминистра финансов Алексей Моисеев, а также Николай Подгузов, указанный в сообщении ЦБ еще как заместитель министра экономического развития РФ.
Уточним, что 7 июля 2017 года Николай Подгузов был назначен генеральным директором Почты России и в этой связи был освобожден от должности замглавы Минэкономразвития.
Из материалов ЦБ и агентства следует, что новым членом совета директоров АСВ со стороны правительства станет Сергей Аракелов, новыми членами со стороны Центробанка — Швецов, Полякова и Чистюхин.
Представляющие правительство Алексей Моисеев, Николай Подгузов, Максим Акимов и Федор Малышев и представляющие Центробанк Эльвира Набиуллина, Дмитрий Тулин, Василий Поздышев и Сергей Игнатьев входят в действующий состав совета директоров АСВ, свидетельствует информация на сайте агентства.
Помимо этих восьми человек в совет директоров АСВ пока входят министр финансов РФ Антон Силуанов (сейчас возглавляет совет), директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития МЭР Юлия Лещевская и советник председателя Банка России Алексей Симановский. Как можно заключить из материалов ЦБ, эти четверо после 31 июля выйдут из совета директоров АСВ.
Еще одним членом совета директоров АСВ является генеральный директор агентства Юрий Исаев. Как в действующей, так и в новой, скоро вступающей в силу редакции закона о страховании вкладов физлиц указано, что глава АСВ входит в его совет директоров в силу должности наряду с представителями правительства и ЦБ.
Президент России Владимир Путин в начале мая этого года подписал закон о создании фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств ЦБ для финансирования санации банков. Закон вступит в силу через 90 дней после официального опубликования. Предполагается, что АСВ продолжит санировать банки, в отношении которых механизм оздоровления был запущен до вступления поправок в силу. Кроме того, ЦБ будет вправе продлевать на срок до пяти лет действие договоров о предоставлении АСВ необеспеченных кредитов, средства из которых идут на выплаты вкладчикам проблемных банков.
В связи с новой схемой санации банков меняется принцип формирования состава совета директоров АСВ: число представителей ЦБ увеличивается с пяти до семи, а число представителей правительства снижается с семи до пяти, при этом председателем совета в силу должности становится глава Банка России. Вместе с гендиректором АСВ в совете директоров агентства останется, как и ранее, 13 человек.
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9864205

Сообщение tea » 18 июл 2017, 09:55

ЦБ доверит санацию банков выходцу из группы БИН
Алексей Кузнецов управлял деньгами пенсионных фондов Микаила Шишханова
17 июля 16:06
Эмма Терченко
/ Ведомости
Управляющую компанию (УК) при фонде консолидации банковского сектора, которая будет заниматься санациями банков, возглавит бывший гендиректор УК «ЕФГ Управление активами» Алексей Кузнецов, пишет «Интерфакс» со ссылкой на материалы новой управляющей компании.
ЕФГ занимается управлением активов частных пенсионных фондов (НПФ) группы «Сафмар», Кузнецов возглавлял компанию с 2012 по 2017 г. Источники «Ведомостей» в мае этого года сообщали, что основной претендент на пост руководителя УК при фонде консолидации — директор департамента банковского надзора ЦБ Анна Орленко.
Год назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что действующий механизм санации неэффективен и надо передать оздоровление банков от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и частных инвесторов к фонду, который регулятор создаст сам и будет управлять им. Это, по замыслу ЦБ, должно сэкономить 25–30% средств. «Невозможность консолидировать санируемые банки, так как их санируют разные победители конкурсов, недостаточное число санаторов с запасом финансовой прочности, увеличение долговой нагрузки на АСВ, длительность возврата кредитных средств и последнее – уже упомянутая мотивация санатора не использовать банк как склад плохих активов – действительно, это системные недостатки того механизма, которые мы применяем уже долгие годы», – рассказала председатель ЦБ.
Был принят закон, основные положения которого вступили в силу 16 июня. УК при фонде консолидации, получив акции санируемых банков, будет создавать ПИФы и продавать их паи ЦБ. Оздоровив банки, фонд будет продавать их (не обязательно с прибылью). Представитель ЦБ подтвердил «Ведомостям», что регулятор создал УК фонда консолидации с уставным капиталом 1,5 млрд руб.: «В ближайшее время компания получит лицензию и до конца июля начнет работать».
Согласно информации из профиля Кузнецова в социальной сети LinkedIn до «ЕФГ Управление активами» он два года был управляющим в компании «Бин Финам груп» (была создана Бинбанком совместно с инвесткомпанией «Финам»), а до этого возглавлял отдел брокерских продаж Бинбанка. Ранее Кузнецов работал в отделе брокерского обслуживания Сбербанка. По данным рейтингового агентства RAEX, «ЕФГ Управление активами» на конец 2016 г. управляла бумагами на 190,4 млрд руб., из которых 155,4 млрд руб. приходится на пенсионные накопления.
https://www.vedomosti.ru/finance/articl ... -sanatsiyu

Сообщение tea » 19 июл 2017, 10:22

ЦБ поделится с банками лоббистом
Гарегин Тосунян может спасти АРБ, уступив место Георгию Лунтовскому
19.07.2017

Как и предполагал “Ъ” накануне, первый зампред Банка России Георгий Лунтовский покидает ЦБ после почти 18 лет работы и может теперь оказаться по другую сторону баррикад. Руководители крупных банков предложили господину Лунтовскому стать одним из ключевых лоббистов отрасли. При этом сохраняется вероятность, что он займется этим в Ассоциации российских банков (АРБ), вокруг которой разгорелся скандал. По информации “Ъ”, банки, заявившие о выходе из АРБ, готовы вернуться, если ее покинет действующий глава — Гарегин Тосунян.

Георгий Лунтовский принял решение покинуть пост первого заместителя председателя Банка России с 1 сентября по собственному желанию, сообщила пресс-служба ЦБ. Дальнейшие планы топ-менеджера в ЦБ не раскрывают, преемником будет Ольга Скоробогатова. Связаться с самим господином Лунтовским “Ъ” вчера не удалось. Но еще накануне источники “Ъ” сообщали, что он может стать главным лоббистом банковской отрасли. Восемь банков из числа крупнейших, официально заявившие о выходе из АРБ, сделали ему предложение возглавить профильную ассоциацию, новую или одну из существующих (см. “Ъ” от 18 июля).

Сейчас на рынке действуют пять ассоциаций федерального уровня, включающих значительное число банков. Две из них, НАУФОР и НФА, имеют статус СРО на рынке ценных бумаг и занимаются не столько защитой интересов банков, сколько разработкой стандартов работы своих членов и контролем за их исполнением. В каждой из них состоят несколько десятков банков, включая крупнейших игроков. Банковских ассоциаций формально три. Национальный совет финансового рынка, куда входят около 50 банков, преимущественно средних и крупных, но без лидеров рынка,— ассоциация довольно камерная.

АРБ и ее главный конкурент ассоциация региональных банков «Россия» — чисто банковские лоббисты, они организуют конференции и съезды с участием представителей ЦБ и других органов власти. До последнего времени АРБ лидировала не только по количеству участников — 456, из которых 282 кредитные организации (в «России» — около 300 членов), указывают банкиры. «АРБ была самой значимой ассоциацией именно в части диалога с ЦБ и профильными чиновниками»,— говорит глава банка из топ-30. По словам президента НАУФОР Алексея Тимофеева, еще несколько лет назад АРБ считалась более влиятельной ассоциацией, чем «Россия», но благодаря активности президента последней Анатолия Аксакова сейчас позиции сравнялись или даже поменялись.

Собеседники “Ъ” указывают, что проблема АРБ в том, что ее глава Гарегин Тосунян увеличивал число членов за счет небольших игроков. «Он стал заложником количественного роста, главе ассоциации приходилось выступать в защиту мелких банков, что шло вразрез с политикой ЦБ,— говорит руководитель банка из топ-50.— Крупным же банкам ассоциация интересна для конструктивного диалога с регулятором, который стал затруднен на фоне излишне эмоциональной критики ЦБ господином Тосуняном». По словам другого собеседника “Ъ” из числа членов АРБ, напряженность отношений главы ассоциации и ЦБ заметно мешала работе ассоциации.

Участники рынка единодушны в том, что после ухода восьми крупнейших банков смысла в существовании АРБ не будет. «Общероссийская ассоциация без восьми крупнейших игроков не имеет смысла, и надо найти возможность вернуть эти банки»,— считает совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский. «Одной из основных задач АРБ был диалог с регулятором для обсуждения проблем банковского сектора,— говорит глава Росевробанка Илья Бродский.— Но очевидно, что регулятор не будет уделять должного внимания диалогу с ассоциацией, представляющей интересы банков, на которые приходится 5% банковской системы».

Впрочем, банки, заявившие о выходе из АРБ, пока не предприняли конкретных шагов для оформления этого и могут остаться, но без Гарегина Тосуняна, указывают собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией. Тогда наиболее вероятным сценарием развития событий станет избрание президентом АРБ Георгия Лунтовского. Однако уставные документы ассоциации составлены так, что переизбрать президента против его воли нельзя, указывают участники рынка. В понедельник господин Тосунян был резко против того, чтобы уйти из АРБ. Вчера он не отвечал на звонки.

Если Гарегин Тосунян не согласится покинуть АРБ, крупнейшие банки сделают ставку на ассоциацию «Россия». Переговоры о ее реорганизации уже начались. Анатолий Аксаков подтвердил, что кандидатура первого зампреда ЦБ Георгия Лунтовского может быть рассмотрена в качестве главы ассоциации. По его словам, вчера крупнейшие участники рынка обсудили планы по реорганизации ассоциации. «Наша задача — создать более мощную ассоциацию, сохранив баланс интересов между банками,— добавил господин Аксаков.— Мы хотим четко описать в уставных документах представительство всех слоев банковского рынка, так как возникают опасения, что приход крупных игроков (сейчас в “Россию” не входят Сбербанк, Газпромбанк и ряд банков из топ-50) может привести к подавлению интересов средних и небольших».
https://www.kommersant.ru/doc/3360758

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38