Банковская система рф

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 17 ноя 2016, 11:30

Банки не успели с рейтингом
Казначейство изменило правила размещения бюджетных средств
17.11.2016
У банков осталось чуть больше недели, чтобы получить рейтинг Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), необходимый для допуска к размещению на депозитах бюджетных средств. С 25 ноября вступают в силу новые правила, согласно которым такие возможности будут только у банков с капиталом от 250 млрд руб. (таковых семь) и рейтингом АКРА не ниже А+, а также у трех банков, находящихся под жесткими санкциями. Пока помимо санкционных новым требованием отвечает только Альфа-банк. В условиях избытка ликвидности на рынке остальные банки с получением рейтинга не торопятся.
Вчера Федеральное казначейство опубликовало приказ "Об установлении дополнительного требования к кредитным организациям, в которых размещаются средства федерального бюджета на банковских депозитах". Банки, на депозитах которых размещаются бюджетные средства, должны соответствовать следующим требованиям: их капитал должен быть не менее 250 млрд руб., а также они должны иметь рейтинг АКРА не ниже уровня А+ по национальной рейтинговой шкале. Также по решению правительства бюджетные средства могут размещаться в банках, в отношении которых по состоянию на 1 января 2015 года действуют жесткие международные санкции. По данным источников "Ъ", близких к Минфину, в контексте этого документа к санкционным банкам относятся три банка — "Россия", СМП-банк и РНКБ. Новое требование позволит снизить объем необеспеченных операций и риски, которые несет на себе федеральный бюджет, указано в пояснительной записке к приказу.
АКРА — единственное из российских рейтинговых агентств, получившее на данный момент аккредитацию ЦБ, что является необходимым условием для осуществления рейтинговой деятельности в России после окончания переходного периода, который истекает 13 января 2017 года для российских юридических лиц и 13 июля 2017 года — для иностранных. Сейчас на рассмотрении ЦБ находятся заявления о внесении в реестр еще нескольких потенциальных участников рейтингового рынка.
Ранее ключевым условием для получения права на привлечение госсредств являлось участие в программе докапитализации за счет ОФЗ, начатой 1 января 2015 года. Ряд банков получал ОФЗ не для увеличения капитала, а формально — для возможности получать доступ к размещаемым госсредствам. Среди таких были Транскапиталбанк, Росевробанк, банк "Уралсиб" и др., которые получили ОФЗ всего на 100 млн руб. Однако со временем было принято решение существенно сократить круг банков, допущенных к аукционам по размещению госсредств, на что и направлен вчерашний приказ Федерального казначейства.
Согласно отчетности за третий квартал, по требованиям к капиталу не менее 250 млрд руб. проходят семь банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, ВТБ 24 и банк ФК "Открытие". Однако необходимый рейтинг АКРА пока получил только Альфа-банк (АА). Остальные неторопливо двигаются в этом направлении. Так, группа ВТБ в конце октября сообщала только о планах по получению рейтинга АКРА. О таких же планах рассказала "Ъ" пресс-служба Россельхозбанка: "Мы работаем над тем, чтобы получить рейтинг". Процедуру получения рейтинга от АКРА проходит также Сбербанк, как сообщила его пресс-служба, и банк "Открытие", по данным источника, близкого к кредитной организации (пресс-служба банка "Открытие" не комментирует эту информацию). В какой стадии находится процесс, в банках не утоняют. По словам главы АКРА Екатерины Трофимовой, на рассмотрении агентства находится ряд заявок от банков на получение рейтинга. Назвать банки она отказалась. При этом стандарты АКРА не позволяют присвоить банку рейтинг за девять дней с момента обращения, уточнила она.
Как следует из отчета Счетной палаты, на банковских депозитах в январе--сентябре 2016 года было размещено казначейством 5,9 трлн руб. Подавляющая доля приходится на банки ВТБ (3,7 трлн руб.) и "Открытие" (1,6 трлн руб.). Представители семи банков, которые отвечают требованиям Федерального казначейства по капиталу, но не имеют необходимого рейтинга АКРА, не слишком волнуются о получении его в срок до 25 ноября. "Отсутствие рейтинга нам не мешает",— уточнили в пресс-службе Россельхозбанка. В целом банкам некуда особо торопиться, считает главный экономист "ПФ-Капитала" Евгений Надоршин. "В банковской системе избыток ликвидности, хотя и среди крупных банков есть отдельные участники, которые всегда подают заявки на участие в аукционе по размещению госсредств,— указывает он.— Однако в нынешней ситуации определяющим фактором будет не рейтинг, а отсутствие размещений со стороны бюджета. В декабре из-за дефицита бюджета значительных размещений не будет, а январь исторически является гиперликвидным месяцем, поэтому банки могут еще пару месяцев не спешить за рейтингом".
http://www.kommersant.ru/doc/3144759

Сообщение tea » 24 ноя 2016, 09:42

S&P предупредило о рисках для российских и глобальных банков в 2017 году
23.11.2016
Экономические риски и недавние политические события в США и Европе продолжат влиять на банки по всему миру, предупреждает S&P. По мнению аналитиков, российские банки в ближайшие пять лет ожидают низкие прибыли и ужесточение внутренней конкуренции

«Новая нормальность» для России

Российские банки, пережившие кризис последних лет, в следующие пять лет столкнутся с «новой нормальностью», связанной с низкими темпами роста экономики, говорится в подготовленном аналитиками Standard & Poors обзоре рисков для глобального финансового сектора, который поступил в РБК. Для поддержания прибыли в таких условиях им придется перестраивать свои бизнес-модели за счет снижения рисков и сокращения издержек, отмечают аналитики. Бурного роста, который наблюдался в секторе до кризиса, в ближайшие годы не предвидится, считают эксперты.

Кредитование в ближайшие годы будет расти лишь на 5-7% — это низкое значение по сравнению с предкризисным периодом. Население и бизнес в ближайшие годы будут неохотно брать кредиты, а сами банки не будут стремиться наращивать кредитование из-за рисков, считают эксперты.

В 2017 году банки продолжат уходить с рынка, отмечают в S&P. В ноябре 2016 года в России было 649 лицензированных банков, при этом на конец 2013-го их насчитывалось 923. Сокращение числа кредитных организаций аналитики агентства связывают с приходом в ЦБ в 2013 году Эльвиры Набиуллиной, проводившей чистку сектора от проблемных банков. Несмотря на уход с рынка мелких и средних банков, конкуренция в секторе лишь ужесточилась, отмечают в S&P.

Риски для всех

Слабые темпы роста глобальной экономики, политическая нестабильность в США и странах Европы, низкие процентные ставки негативно сказались на работе более половины крупнейших банковских систем мира в 2016 году, констатируют S&P. В 2017 году риски, связанные с этими факторами, сохранятся, полагают эксперты.

По последним оценкам S&P, в 2016 году с негативными экономическими трендами столкнулись 11 из 20 крупнейших банковских систем мира — России, Китая, Гонконга, Великобритании, Германии, Бразилии, Индии, Австралии, Канады, Швеции и Японии. При анализе банковских систем S&P использует оценку страновых рисков банковских систем BICRA. Эта оценка отражает подверженность банковской системы конкретной страны позитивным и негативным экономическим и производственным трендам в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, S&P делит банковские системы с точки зрения их подверженности трендам на 10 групп. Сильнейшие банковские системы входят в группу 1, самые слабые — в группу 10. Россия оказалась в восьмой группе, тогда как остальные из 20 крупнейших банковских систем распределены между первой и шестой.

Трамп и Brexit

Ключевым негативным фактором, который влияет на рейтингование банков, агентство называет изменения в глобальной экономике, связанные с замедлением роста ВВП, ослаблением экономики Китая, а также политической и геополитической нестабильностью.

В частности, S&P предупредило о долгосрочных политических последствиях выхода Великобритании из состава Евросоюза. Кроме того, в ближайшие месяцы в Германии и Франции пройдут выборы глав государств, а в Италии — конституционный референдум. «В Европе распространились популистские тренды. Люди заинтересованы в проведении референдумов о выходе своих стран из союза», — отмечают аналитики агентства.

Политика администрации избранного президентом США Дональда Трампа представляется S&P непредсказуемой. В связи с этим сложно оценить ее влияние на регулирование, экономический рост, процентные ставки и в конечном счете результаты работы банков, следует из обзора.

Неожиданные для рынков результаты выборов в США спровоцировали высокую волатильность в глобальном финансовом секторе. Как поясняет S&P, участники рынка сейчас стараются учитывать в своих прогнозах возможное повышение процентной ставки ФРС, что вызовет нестабильность на глобальном долговом рынке.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/23/11/2016/5 ... ?from=main

Сообщение tea » 13 дек 2016, 09:48

Российскую финансовую систему оценили ниже двух баллов
13.12.2016
Рейтинговое агентство АКРА разработало Индекс финансового стресса, позволяющий оценить, насколько финансовая система России близка к кризису. Пока ее состояние оценивается в 1,1 балла, что говорит о стабильности

Рейтинговое агентство АКРА во вторник, 13 декабря, начнет оценивать состояние российского финансового рынка с помощью нового инструмента — Индекса финансового стресса. Индекс рассчитывается по 10-балльной шкале и, по оценкам агентства, позволит оценить стабильность финансовой системы. Такой инструмент пока не имеет аналогов в России. Текущее состояние финансовой системы эксперты оценили ниже 2 баллов, что, по их мнению, говорит о ее стабильном состоянии. В моменты валютной паники на рынке в декабре 2014 года Индекс финансового стресса достигал 8 баллов, сообщили сотрудники агентства в ходе презентации нового инструмента.

Измерить кризис

Оценить темпы роста российской экономики помогает ряд статистических инструментов, например данные по ВВП, публикуемые Росстатом. Для оценки состояния финансовой системы можно использовать сведения об изменении курса рубля или ставок денежного рынка. Однако, как отмечает директор группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, эти данные не дают полного представления о ситуации. «Курс рубля может быть волатильным и меняться, например, в период налоговых выплат», — указывает эксперт.

В АКРА предлагают оценивать состояние финансовой системы сразу по нескольким критериям. Помимо инфляции, нефтяных цен и обменного курса рубля в агентстве предлагают учитывать также волатильность фондового рынка и оценивать стоимость акций компаний финансового сектора и уровень доходности облигаций. В частности, падение стоимости акций банков может происходить в случае ухудшения состояния их балансов и роста кредитного риска, а быстрое падение акций компаний финансового сектора может говорить о стремлении инвесторов в более ликвидные и надежные активы, считают в агентстве. Рост спреда между доходностью корпоративных облигаций и облигаций федерального займа (ОФЗ) также говорит о «бегстве инвесторов» от риска, считают эксперты АКРА. Эти факторы могут означать, что на рынке возникла неопределенность и участники не исключают ухудшения состояния в экономике и, следовательно, в зависящем от нее финансовом секторе.

Кроме того, при расчете индекса в АКРА будут оценивать уровень ставок на денежном рынке, в том числе на межбанке. В частности, если растет разница между ставками межбанковского рынка и ставкой, по которой рынку предоставляет ликвидность Банк России (в частности, репо), то, по мнению аналитиков АКРА, это свидетельствует о следующем: средним банкам становится сложнее привлечь финансирование, например, из-за дефицита качественных залогов. В случае дефицита ликвидности на рынке это может стать негативным фактором, который может спровоцировать финансовый кризис.

Новая угроза

В АКРА отмечают, что, исходя из поведения российского рынка за последние десять лет, вероятность возникновения финансового кризиса особенно высока при значении Индекса финансового стресса выше 2,5 балла. Последний раз индекс выходил за пределы 2,5 балла в январе 2016 года. Тогда стоимость нефти марки Brent упала до минимального значения за последние десять лет и составила $28 за баррель. В декабре 2014 года, в момент паники на валютном рынке, когда курс доллара превысил 80 руб., индекс был на отметке 7,5–8 баллов. Максимальное значение Индекса финансового стресса, 10 баллов, было зафиксировано в январе 2009 года. Этому предшествовали ипотечный кризис в США, банкротство американского инвестбанка Lehman Brothers и последовавший за ними обвал мировых фондовых рынков.

Как показывают расчеты АКРА, текущее состояние финансовой системы России сейчас можно охарактеризовать как стабильное: с начала 2016 года Индекс финансового стресса снизился с 2,5 до 1,1–1,5 балла в декабре (1,1 балла на 12 декабря). Это произошло из-за снижения инфляции, волатильности рубля и фондового рынка, а также благодаря снижению общего кредитного риска на рынке. Средняя разница между ставками краткосрочных заимствований банков и ЦБ сейчас составляет менее 1,5 п.п., тогда как полтора года назад она была на уровне 3–4 п.п., приводят пример аналитики агентства. В то же время уровень стресса в российской финансовой системе превышает показатели 2011–2013 годов, подчеркивается в материалах АКРА. Причинами нового кризиса на финансовом рынке могут стать колебания цен на нефтяном рынке, рост уровня просрочки по кредитам и профицит ликвидности. «Длительное наличие профицита ликвидности способно искажать инвестиционные стимулы в финансовой системе и приводить к избыточному принятию рисков инвесторами и кредиторами», — говорится в презентации АКРА. Системного кризиса можно избежать, если, по мнению аналитиков агентства, ЦБ сохранит ставку выше инфляции и продолжит управлять ликвидностью с помощью депозитных аукционов и введения норм резервирования для банков.

Увидеть дно

Гендиректор АКРА Екатерина Трофимова говорит, что агентство будет использовать индекс для мониторинга ситуации на финансовом рынке. Публиковать его планируется ежедневно. «Это может найти отражение в рейтингах отдельных эмитентов или даже целых секторов», — не исключила она.

Трофимова подчеркивает, что в отличие от других инструментов Индекс финансового стресса показывает общее состояние финансовой системы. «Мы не считаем обоснованной оценку состояния финансовой системы на основе отдельно взятых показателей», — отметила она. В АКРА рассчитывают, что интерес к индексу проявят не только участники, в частности инвестбанки, но и регулятор. «Такие индексы есть практически на каждом развитом рынке, и регуляторы используют их в своей деятельности», — говорит Трофимова. «Наконец-то исчезнут споры о том, на дне мы или нет. Это будет видно», — добавила глава АКРА.

«Если Банк России начнет использовать в своих методиках оценки финансовой системы Индекс финансового стресса, то многие банки также будут использовать его в своей практике. Сейчас для нас более актуальны риски, которые мы рассчитываем на конкретных контрагентов», — сказал РБК руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB Андрей Шеметов. Он также подчеркнул, что аналитическая команда банка отслеживает все основные индикаторы состояния финрынка.

«С другой стороны, появление нового бенчмарка можно только приветствовать. Насколько он будет релевантен рыночной ситуации, покажет время», — добавил Шеметов.

В ЦБ отказались от комментариев. Представитель регулятора заявил РБК, что Банк России не комментирует продукты и методики рейтинговых агентств.

Кому нужен индекс

В АКРА признают, что их разработка не является чем-то уникальным. В частности, аналогичный индекс Global Financial Stress Index регулярно публикует Bank of America. Также индекс стресса (Financial Stress Index, FSI) в США рассчитывает Федеральный резервный банк Сент-Луиса, а в Европе для каждой страны такой индекс рассчитывает ЕЦБ. Методология Индекса финансового стресса адаптирована под условия российского рынка, подчеркивает Трофимова.

«Речь, по сути, об интегральном показателе, который позволит отслеживать финансовый риск на рынке. Такие индексы публикуют некоторые западные инвестбанки», — говорит главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. В качестве аналогии он приводит индекс PMI (индекс деловой активности), на основе которого инвесторы оценивают перспективы реального сектора в той или иной стране. «Это востребованный продукт, который используется наряду с другими макроэкономическими показателями», — указывает эксперт.

«Что касается рисков финансовой системы, то, конечно, можно отслеживать их по отдельным показателям, но существуют ситуации, когда комплексная оценка может оказаться более востребована», — считает Лисоволик. В частности, по его словам, при ухудшении ситуации на финансовом рынке, когда возникает негативный тренд, Индекс финансового стресса может позволить оценить ситуацию в целом с учетом влияния на различные рыночные факторы. «Это интересно тем же аналитикам или инвестбанкам, которые постоянно оценивают рыночный риск», — говорит он.

По мнению Лисоволика, участникам рынка потребуется несколько лет, чтобы оценить насколько изменение Индекса финансового стресса, предложенного АКРА, позволяет отражает изменение финансовых условий на рынке и позволяет предсказывать дальнейший тренд.

Старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков считает, что индекс вряд ли будет востребован, поскольку рынку нужны опережающие сигналы, чтобы понимать тенденции. «Участники судят о состоянии на рынке по отдельным показателям. После кризиса 2008 года следить за Индексами финансового стресса, чтобы прогнозировать ситуацию, не имеет смысла. Ни один из индексов тогда выстрелить не успел», — говорит он.

Управляющий отмечает, что для многих крупных фондов и частных инвесторов сейчас более актуальными являются показатели по притоку/оттоку инвестиций на тот или иной рынок. Например, подобную статистику регулярно публикуют Bank of America и компания Emerging Portfolio Fund Research (EPFR). Однако, считает эксперт, этот индикатор также весьма условно говорит о тенденциях на рынке. «Это индикатор, позволяющий оценить аппетит к риску у инвесторов. Теоретически значительный приток средств на рынок может сдвинуть его индекс, но в реальности корреляция между движением средств инвесторов и динамикой фондового индекса для развивающихся рынков не столь значительная», — отмечает Бизиков.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/13/12/2016/5 ... 6267dfff75

Сообщение tea » 12 янв 2017, 09:59

11.01.2017, 12:15
Первый зампред ЦБ: на завершение оздоровления банковского сектора уйдет еще 3–5 лет
Первый зампред Банка России Дмитрий Тулин рассказал в интервью агентству «Интерфакс», что процесс оздоровления банковского сектора завершится тогда, когда крахи сколько-нибудь заметных банков станут редким событием. «Я думаю, что на завершение процесса оздоровления банковского сектора еще уйдет 3–5 лет, но есть и более оптимистичные оценки сроков этого процесса»,— заявил он.
По мнению господина Тулина, «процесс консолидации банковского сектора, оздоровления будет достаточно длительное время сопровождаться уменьшением количества банков хотя бы потому, что кормящий ландшафт ограничен — когда много зайцев на одной поляне, всем просто не хватает травы, чтобы кормиться». «Экономика и бизнес для банков (а масштаб их деятельности определяется потенциалом экономики) — это количество потенциальных клиентов, которым можно продавать банковские продукты. У нас численность населения так быстро не растет и предприятий не так много»,— отметил первый зампред ЦБ.
Также он полагает, по мере роста нашей экономической системы появится больше предприятий малого и среднего бизнеса — тогда вырастет и потенциал для роста деятельности банков. «А так, в общем, многие банки будут уходить с рынка по объективным причинам — бизнес-модель не будет устойчивой, они не смогут быть достаточно рентабельными для того, чтобы оправдать свое существование. Вот, собственно говоря, и все. Они будут уходить с рынка не по злой воле регулятора, а просто в силу объективных экономических причин, в том числе конкуренции»,— сказал Дмитрий Тулин.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3188284

Сообщение tea » 15 фев 2017, 09:47

Bloomberg рассказал об извинениях Набиуллиной перед правительством
14.02.2017
Глава ЦБ извинилась за то, что обратилась за поддержкой своей кампании по чистке банковского сектора в обход правительства напрямую к президенту

В поисках поддержки для проводимой Центральным банком кампании по борьбе с сомнительными операциями, очередной этап которой мог затронуть некоторые из крупнейших банков России, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в обход правительства обратилась напрямую к президенту Владимиру Путину, за что позднее принесла извинения, сообщает Bloomberg.

По словам двух источников агентства, Набиуллина извинилась перед членами правительства за то, что в обход них попросила главу государства о поддержке и сумела получить одобрение представленных ею предложений.

В то же время собеседники Bloomberg отметили, что Путин не наделил Набиуллину настолько масштабными полномочиями, чтобы она могла по своему усмотрению отзывать лицензии у банков, и это делает положение главы ЦБ «не абсолютно незыблемым». По мнению источников, вопрос о санации очередного банка может оказаться «чересчур острым с политической точки зрения». Bloomberg отмечает, что у многих проблемных банков есть высокопоставленные клиенты, близкие к деловой, политической и силовой элите, которые препятствуют усилиям регуляторов.

Выступая в октябре 2016 года на форуме «Россия зовет!» Набиуллина пообещала, что ЦБ продолжит отзывать лицензии у финансово неустойчивых банков.

«Мы выводим и будем продолжать выводить с рынка банки с хронически неустойчивым состоянием, собственники которых не в состоянии сами справиться с ситуацией. Эта политика будет продолжаться», — заявила Набиуллина, отметив, что у ЦБ в этом вопросе нет «никаких количественных ограничений».

Путин на том же форуме поддержал ЦБ в его стремлении избавить банковский сектор от ненадежных и неэффективных финансовых организаций, особо отметив, что такие меры надо было принимать раньше.

«В чем, я считаю, виноват Банк России, во всяком случае за прошлые годы, — надо было своевременно принимать эти решения раньше. Но лучше поздно, чем никогда», — заявил президент.

В ходе традиционной «большой пресс-конференции» в конце 2016 года Путин еще раз поддержал проводимую Набиуллиной политику.

«Нет никого, кто считал бы, что Центральный банк Российской Федерации, оздоравливая финансовую систему России, действует ошибочно. Таких просто нет», — подчеркнул президент.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/14/02/2017/5 ... cde55e7e14

Сообщение tea » 15 фев 2017, 09:58

Банкам пообещали саморегулирование
Финансовые СРО из-за этого могут лишиться своих членов
14.02.2017

ЦБ может предложить кредитным организациям перейти на систему саморегулирования путем объединения в СРО, как это сделано в некредитном секторе финансового рынка. Такое заявление на минувшей неделе на встрече с банкирами сделал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Готовы ли действующие ассоциации взять на себя роль СРО, а участники рынка — подчиняться их решениям, вопрос. Кроме того, могут пострадать уже действующие финансовые СРО за счет оттока банковских профучастников.


В системе регулирования банков могут произойти существенные изменения. По словам первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, регулятор может предложить банковскому сектору вариант перехода на систему саморегулирования в том случае, если регулятор поймет, что "добровольное участие в ассоциациях не дает положительного эффекта".

Как будет выглядеть конфигурация регулирования в случае принятия такого решения, пока не вполне понятно. "В свое время мы отказались от этой идеи, поскольку было серьезное опасение, что на рынке будет создан по факту "советский профсоюз", который станет навязывать свои требования свободному рынку",— заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Возможно, за основу будет принята действующая в небанковском секторе финансового рынка система обязательного членства в СРО. Как пояснил "Ъ" глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Николай Николаев, еще в 2014 году президент РФ Владимир Путин поручил сформировать единую общегосударственную модель СРО. "Наиболее эффективные саморегулируемые организации сейчас действуют именно на финансовом рынке, так что не исключено, что именно их модель будет взята за основу. Однако создание конкретно банковских СРО мы пока не обсуждали",— сказал он.


Чтобы включить банки в существующую систему саморегулирования, понадобится внести изменения в закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", который вступил в силу чуть больше года назад. Сейчас он действует для брокеров, дилеров, управляющих компаний, депозитариев и спецдепозитариев, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховщиков, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, а также форекс-дилеров. Не вступившие в СРО компании лишаются права работать на соответствующих сегментах финансового рынка. Профессиональные ассоциации, переходя в разряд аккредитованных СРО, берут на себя обязанности по осуществлению некоторых надзорных функций. В них формируются дисциплинарные комитеты, которые имеют право проводить камеральные и выездные проверки, фиксировать нарушения стандартов деятельности, выносить предупреждения, предписания устранить эти нарушения и даже выписывать штрафы.

Все это накладывает серьезные обязательства как на участников рынка, так и на объединяющие их организации, которые могли бы претендовать на роль СРО. Но с выполнением этих обязательств возникает много вопросов. "Эффективность поведенческого надзора находится в прямой зависимости от готовности банков присоединяться к стандартам и правилам, разработанным с их участием",— отметила первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Алина Ветрова. Как считает зампред правления Сбербанка Белла Златкис, СРО уже доказали свою эффективность на любом рынке и эта идея реализуема и в банковском секторе. "У СРО есть возможность глубоко вникать в проблематику участников рынка",— уверена она. Однако, по словам зампреда правления Альфа-банка Владимира Сенина, прежде чем говорить о создании в банковском секторе СРО, сначала надо создать эффективную мощную профессиональную ассоциацию с уровнем экспертизы выше, чем в отдельно взятых банках, что в дальнейшем позволит двигаться к саморегулированию. "Это позволит на равных общаться с Банком России, который за последние годы несоизмеримо дальше продвинулся в своем профессиональном и качественном развитии, чем действующие на банковском рынке многочисленные профессиональные объединения",— пояснил господин Сенин.

С введением системы саморегулирования на банковском рынке возможен и побочный эффект, который прочувствуют на себе действующие финансовые СРО. Ведь банкам, имеющим несколько лицензий (в том числе брокерскую, дилерскую, депозитарную и т. д.), придется выйти из профильных СРО, так как законодательство разрешает полное членство только в одной из них.
http://www.kommersant.ru/doc/3218512

Сообщение tea » 16 фев 2017, 09:51

Fitch оценило переплату ЦБ за спасение проблемных банков в 500 млрд руб.
15.02.2017
Переплата за санацию проблемных российских банков составила около 500 млрд руб., подсчитали аналитики Fitch. По их мнению, ЦБ потратил слишком много денег на оздоровление небольших банков, которые дешевле было бы просто ликвидировать

Запустив процедуру финансового оздоровления в 19 проблемных российских банках, ЦБ переплатил 500 млрд руб., сообщает Bloomberg со ссылкой на подсчеты международного рейтингового агентства Fitch Ratings. По мнению экспертов агентства, эти банки дешевле было бы просто ликвидировать, погасив защищенную программой страхования депозитов задолженность перед вкладчиками.

В отчете аналитиков Fitch отмечается, что ЦБ потратил на санацию банков, которые трудно назвать даже регионально значимыми, примерно 1,1 трлн руб., что может быть связано с усилиями их лоббистов.

«В некоторых случаях при принятии решений о спасении банков, вероятно, принимались во внимание риски для финансовой стабильности. Однако лоббирование со стороны крупных кредиторов тоже могло быть одним из факторов, в то время как распространение господдержки на них создает неравные условия на рынке», — говорится в отчете Fitch.

В конце января 2017 года зампред ЦБ Василий Поздышев заявил, что действующий механизм санации проблемных банков, при котором санаторы получают деньги ЦБ через Агентство по страхованию вкладов (АСВ), входит в прямой конфликт с целями денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции.

«В условиях высоких ставок, чтобы отработать в течение десяти лет дыру, например, в 10 млрд руб. при дифференциале ставок в 10% годовых, нужно было дать льготный кредит в 16 млрд руб.», — пояснил Поздышев.

Зампред ЦБ отметил, что при снижении ставок на кредитном рынке до 6–7% для закрытия дыры в 10 млрд руб. придется выдавать санатору кредит в 20 млрд руб., что крайне неэффективно. «Соответственно, мы должны переходить на другой механизм», — резюмировал Поздышев.

По данным АСВ, по состоянию на 1 января 2017 года общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга составлял почти 1,2 трлн руб.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/15/02/2017/5 ... 4181882ea2

Сообщение tea » 07 мар 2017, 10:24

06.03.2017, 11:06
ЦБ планирует закончить чистку банковского сектора за два года
Зампред Банка России Василий Поздышев в интервью Reuters рассказал о том, как проходит отзыв лицензий у банков для расчистки системы от недобросовестных игроков. По его словам, на завершение этого процесса потребуется еще полтора-два года.
«Большое количество схем мы зачистили. Я думаю, что на расчистку нужно еще года полтора-два»,— сообщил он. «Дальше мы будем иметь дело в большей степени с экономическими проблемами — недостаток капитала, недорезервирование, а не криминальный вывод средств»,— добавил господин Поздышев.
За последние четыре года лицензий лишились 308 российских банков, при этом с каждым годом отзывов становится больше: за 2013 год были отозваны 32 лицензии, в 2014 году — 86 лицензий, в 2015-м — 93, а в 2016-м — 97.
Напомним, несмотря на введение уголовной ответственности, проблема фальсификации банковской отчетности остается актуальной. Для того чтобы решить ее, ЦБ планирует добиваться увеличения срока лишения свободы за такие преступления с четырех до шести лет и перевода их в категорию тяжких.
В феврале Федеральная налоговая служба рекомендовала региональным инспекциям обращаться с запросами в банки, лишенные лицензии. Необходимость изменений назрела в связи с активной расчисткой банковского рынка, проводимой ЦБ.
В минувшую пятницу лишился лицензии второй по величине банк Татарстана Татфондбанк, крупнейшим акционером которого была республика. Регулятор мотивировал это «вложениями в некачественные активы» и «неадекватной оценкой рисков».
http://www.kommersant.ru/doc/3235377

После чистки ЦБ в России останется около 400 банков
06.03.2017
Регулятор продолжит чистить финансовый сектор от «недобросовестных игроков, которые зарегистрированы, платят налоги, не ведя при этом экономической деятельности», заявил зампред регулятора Василий Поздышев

«Проводя наши финансовые расследования, мы поняли, что имеем дело с целым бизнесом по созданию нереальных заемщиков. Это услуга, которая продается банком. Создается большое количество юридических лиц, оформляются договоры между ними. Это целый виртуальный мир», - заявил В. Поздышев в интервью «Рейтер».

По его словам, услугами управляют серверы, которые очень часто находятся не в банке. Чтобы не было просрочек по кредитам и налоговым платежам, специальные программы следят за тем, чтобы в нужное время занять деньги у одного заемщика и перебросить их другому заемщику.

Второй вид манипуляций, который выявил ЦБ, это схемы с кредитами розничным заемщикам, осуществляемые с помощью покупки баз данных реальных клиентов других банков. Такие кредиты обслуживаются, и у них очень часто нет просрочки до определенного времени.

Отдельный вид мошенничества, по словам В. Поздышева, манипуляции со вкладами. Есть случаи, когда банк без ведома вкладчиков снимает их средства и использует в своих целях, выдавая клиентам фальшивые выписки со счетов благодаря специальной программе, которая «досчитывает» суммы, изъятые банком. Есть еще один способ, когда реальных вкладчиков нет, но есть записи и договоры о том, что деньги прошли через кассу и вышли сразу в виде кредитов.

«Это криминальный тип правонарушения, он используется, когда банк понимает, что лицензию у него, скорее всего, отзовут, осознанно идет на это, чтобы получить компенсацию из фонда страхования вкладов», - сказал В. Поздышев.

Напомним, на прошлой неделе ЦБ отозвал лицензии сразу у трех банков в Татарстане – Татфондбанка, Интехбанка и Анкор банка. Регулятор отозвал лицензии ТФБ и Интеха, основываясь на неисполнении банками федеральных законов и недостаточного минимального значения уставного капитала, Анкор банка - из-за размещения средств в низкокачественные активы и отсутствия резервов адекватных принятым рискам.

3 марта Советский районный суд избрал меру пресечения для главы Татфондбанка Роберта Мусина. Подозреваемый в мошенничестве в размере 3 млрд рублей помещен под стражу до 16 апреля.Следствие считает, что в августе 2016 года сотрудники Татфондбанка с целью получения кредита и последующего хищения денежных средств предоставили в ЦБ фиктивные сведения о наличии высоколиквидного актива, обеспеченного кредитными договорами с другими акционерными обществами.

Отметим также, что клиенты Татфондбанка и Интехбанка сегодня требуют от правительства Татарстана опротестовать решение ЦБ РФ. Требование об этом было вручено премьеру республики Ильдару Халикову. Сегодня, 6 марта, власти республики должны ответить на требование пострадавших клиентов банков.

Подробнее на РБК:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/58b ... c9fea9cf53

Сообщение tea » 29 мар 2017, 09:50

Реформа ЦБ может снизить число универсальных банков в РФ до 150
28.03.2017
Введение двух видов лицензий на банковские операции в РФ может сократить количество универсальных банков в стране в 4,5 раза до 150, - считают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова

«На наш взгляд, количество универсальных банков в России может сократиться до 150. Оставшиеся кредитные организации будут работать с базовой банковской лицензией», - отмечает доцент кафедры банковского дела РЭУ имени Плеханова Лазарь Бадалов.

Напомним, с 2018 года Банк России планирует ввести два вида лицензий на осуществление банковских операций: универсальные и базовые. С даты вступления изменений в федеральное законодательство кредитные организации, являющиеся в настоящее время банками, будут признаны таковыми с универсальной лицензией.

В списке новинок и минимальный размер капитала банка с универсальной лицензией будет установлен в 1 млрд рублей. К банкам с универсальной лицензией будут применять требования для банков в полном объёме. Для кредитных организаций с базовой банковской лицензией будут разработаны упрощенные регулятивные требования, а минимальный размер собственных средств составит 300 млн рублей. Перечень операций банка с базовой лицензией позволит привлекать средства физических и юридических лиц во вклады без ограничений, а кредитовать при этом только резидентов РФ.window.PREVENT_DOCWRITE=true;

Если банк с базовой лицензией достигнет размера капитала в 1 млрд рублей, он сможет добровольно ходатайствовать о замене лицензии на универсальную с перечнем банковских операций. При этом предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 млрд рублей.

Новации в банковском законодательстве предусматривают возможность добровольного изменения статуса банка на статус микрофинансовой организации и небанковской кредитной организации. Обратная операции также будет возможна, а вклады клиентов при этом останутся застрахованными.

Отметим, в феврале 2017 ЦБ отозвал минимальное количество лицензий за последние три года. Совокупный размер активов банка Енисей и Северо-Западного Альянс Банка составил 9 млрд рублей. Кредитные организации были зарегистрированы в Красноярске и Санкт- Петербурге и являлись участниками системы страхования вкладов. Отзывы лицензий признаны страховыми случаями.

Подробнее на РБК:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/58d ... 7c5af99854

Сообщение tea » 02 май 2017, 12:28

Путин подписал закон о разделении банков на универсальные и базовые
02.05.2017

Президент России Владимир Путин подписал закон о разделении банков по перечню разрешенных операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией, сообщает «Интерфакс».

В соответствии с законом все работающие сейчас в России банки будут признаны банками с универсальной лицензией, которая будет действовать до момента получения банком новой лицензии на осуществление банковских операций.

С 1 января 2018 года «уровень» лицензии будет устанавливаться в зависимости от размере капитала. Минимальный размер капитала банка с универсальной лицензией составит 1 млрд руб., для банков с базовой лицензией — 300 млн руб.

Банки с базовой лицензией смогут открывать вклады для физических и юридических лиц, предоставлять им (с некоторыми ограничениями) кредиты, осуществлять переводы и куплю-продажу иностранной валюты.

В то же время банки с базовой лицензией будут не вправе осуществлять ряд банковских операций с иностранными юридическими и физическими лицами.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/590840a59 ... m=newsfeed

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36