«Выдали 100 тысяч в 78 лет»: бабушка из Новосибирска судится с банком из-за невыплаченного кредита
16 июня 2016, 07:00
Новосибирская пенсионерка взяла 100 тыс. рублей взаймы у Совкомбанка и не смогла вносить платежи. Родственники, выплачивающие кредит за нее, настояли на судебном разбирательстве и пытаются доказать, что 78-летняя женщина подписывала договор «не глядя». Суд встал на сторону банка.
Пожилая жительница Новосибирска Раиса Журавлева по настоянию родственников подала в суд на Совкомбанк, который выдал ей кредит в 100 тыс. рублей, и ЗАО «АЛИКО», навязавшего страховку в 30 тыс. рублей, требуя признать сделки недействительными. Родственники пытались доказать, что на момент подписания договоров 78-летняя женщина не осознавала своих действий, а банк не провел глубокого анализа ее жизненной ситуации и доходов. Совкомбанк в свою очередь настаивает на досрочном погашении кредита из-за просрочек — пенсионерка и ее родственники перестали вносить ежемесячные оговоренные в договоре платежи, когда у них не стало хватать на это денег.
«Мы о кредите не знали, все выяснилось случайно, когда в нашей квартире раздался звонок: „Журавлева Раиса Николаевна — ваша родственница?“ Мы перепугались, она как раз недавно перенесла инсульт, вдруг ее по скорой опять увезли. А они проговорились, что это банк, — рассказала Тайге.инфо племянница Журавлевой Елена Гайдукова. — Выяснилось, что тетя взяла деньги в кредит и уехала к сестре в Азербайджан, потому что та болела, на лечение и на поездку взяла 100 тысяч. У меня сердце в пятки ушло, потому что я, работая врачом в государственной клинике, однажды не могла взять 50 тысяч в Сбербанке, мне сказали, что зарплата не позволяет. А здесь человеку в 78 лет выдали 100 тысяч рублей».
Заемщица на момент выдачи кредита, кроме инсульта, перенесла онкологическое заболевание, химио- и радиотерапию. Об этом она сообщила и банку, когда уже не смогла выплачивать кредит, объяснив, что ее пенсия и пенсия по инвалидности составляют 7900 рублей, откуда у нее вычитывают 2800 рублей в Пенсионный фонд (как с бывшего индивидуального предпринимателя — когда-то она торговала на рынке, но после ухудшения здоровья больше не смогла), еще 1400 рублей уходит на коммунальные платежи, плюс платеж по кредиту составляет около 4100 рублей.
«То есть мне даже не хватает 400 рублей, чтобы закрыть все. Жила тем, что разносила по магазинам вещи, оставшиеся от торговли на рынке, занимала у всех знакомых, голодала, экономила на лекарствах, очень нужных мне при моих заболеваниях, но теперь и вещи закончились, и в долг мне больше не дают», — говорится в письме Журавлевой на имя регионального директора Западно-Сибирской дирекции Совкомбанка Сергея Петухова от 20 февраля 2015 года, в котором она просит банк о реструктуризации.
Во втором обращении в банк в апреле 2016 года Журавлева пишет, что у нее нет движимого и недвижимого имущества, чтобы продать его и погасить кредит, кроме того, в ее случае «не выполняется постановление администрации Новосибирской области о прожиточном минимуме гражданина РФ, который для пенсионеров Новосибирска составляет 6681 рубль».
После инсульта, заявила пенсионерка, она страдает когнитивными расстройствами, включая нарушения концентрации внимания и памяти, поэтому «невнимательно прочитала и поняла условия договора о потребительском кредите и фактический размер процентной ставки». Она опросила пересмотреть кредитный договор с учетом отягчающих ее жизнь обстоятельств и оставить для выплаты основной долг в 131 578,95 (100 тысяч кредита плюс страховка), при том, что уже выплатила банку 73 812 рублей, а также уменьшить ежемесячный платеж (4096,82 рубля) в два раза.
В заявлении на включение в программу добровольного страхования жизни и от несчастных случаев, которое подписала Журавлева вместе с кредитным договором, есть при этом такие пункты:
«Настоящим я подтверждаю, что я:
— старше 20 лет и моложе 85 лет влючительно на момент окончания кредитного договора с ООО ИКБ „Совкомбанк“;
— не являюсь инвалидом 1 или 2 группы. а также не отношусь к лицам, требующим постоянного ухода;
— не страдаю психическими заболеваниями и/или расстройствами;
— не являюсь больным СПИДом или ВИЧ инфицированным».
На оба письма банк ответил отрицательно. «Мы ездили к ним в офис в Бердск, говорили, что основная сумма проплачена, давайте как-нибудь пересмотрим, человеку стукнуло 80 лет. Они в ответ: „Ничего не знаем“», — рассказала Гайдукова. Племянница Журавлевой сама врач и не против того, чтобы пенсионеры получали кредиты, но у нее есть ряд вопросов в банку: «Первый: почему, выдавая кредиты людям в возрасте, как они себя позиционируют, они делают это без глубокого анализа ситуации? Расчет, что родственники будут тянуть, или они на страховую компанию надеются, потому что кредиты все застрахованы? А медицинскую документацию почему не анализируют? Я, с точки зрения врачебной, думаю, что в 78 лет у каждого практически уже атеросклероз, почему не подумать, как она будет жить дальше?».
На просьбу прокомментировать ситуацию в пресс-службе Совкомбанка Тайге инфо пообещали, что выяснят обстоятельства дела и свяжутся с корреспондентом, но за неделю так ничего и не ответили.
«Конечно, мы помогали и тянули этот кредит два с лишним года, а тут кризис, мы не в состоянии стали. Дай бог ее как-то содержать, потому что она болеет без конца, — говорит Гайдукова — У нее крохотная комнатушечка в общежитии, слава богу, за жилье относительно немного платит, но все равно, она практически на наших плечах».
Чтобы установить юридически значимые обстоятельства дела, Советский районный суд назначил психолого-психиатрическую экспертизу, которая заключила, что к лету 2015 года течение сосудистого заболевания у Журавлевой достигло конечной дементной стадии, исключающей способность к свободному осознанному волеизъявлению. «Указанное болезненное состояние психики могло развиваться постепенно, но также могло возникнуть внезапно. В предоставленной медицинской документации, включающей период заключения оспариваемого кредитного договора, отсутствуют такие врачебные записи, которые позволили бы экспертам сделать категорическое суждение о времени развития дементного синдрома и о состоянии психики Журавлевой Р.Н в момент заключения сделки 28.11.2012 года», — говорится в заключении, процитированном в решении суда, датированном 6 апреля 2016 года.
Суд решил исковые требования Совкомбанка удовлетворить и взыскать с Журавлевой задолженность по кредитному договору в размере 119 809,50 рублей (основной долг 94 833,41 рубль, просроченные проценты 16 044,37 рублей, штрафные санкции за просрочку уплаты кредита 3213,07 рублей, штраф за просрочку уплаты процентов 5718,65 рублей, возмещение судебных расходов по оплате госпошлины 3596,19 рублей). Во встречном иске к банку и к страховщику о признании договора недействительным Журавлевой отказали.
«Суды довольно редко встают на сторону заемщиков, и признают кредитные договора недействительными. Как правило, суды, отказывая в иске, указывают на то, что заемщик прочитал договор, подписал его, а главное получил деньги, то есть произвел все действия, которые указывают, что он действовал осознано и мог контролировать свои действия, когда брал кредит, — пояснил Тайге.инфо юрист-консультант проекта Правовед.ru Эдуард Мирасов. — Шансы признать кредитный договор недействительным у заемщика или его родственников увеличиваются, если, например, на момент заключения кредитного договора, заемщик уже признан судом недееспособным или стоит на учете в психиатрическом диспансере».
Мирасов добавил также, что заемщики, в частности Совкомбанка, в основном судятся из-за навязанных страховок. «Так как основной контингент банка люди предпенсионного и пенсионного возраста, банк страхуют свои риски путем навязывания договоров страхования как от потери работы, так и страхования жизни и здоровья, — рассказал собеседник Тайги.инфо. — При этом стоимость страховки может достигать половины суммы кредита. Вот именно по признанию подобных договоров страхования недействительными подаются большинство исков. И суды по подобным спорам чаще становятся на стороне заемщиков, чем в случае признания недействительными самих кредитных договоров».
«Я у тетушки интересовалась, в курсе ли она, что подписывала. Она сказала, что там мелкий шрифт был, а она забыла очки и не стала это читать», — рассказала Елена Гайдукова. Юрист Виолетта Магола на это ответила, что «сам факт подписания договора „не глядя“, к сожалению, никакого значения не имеет»: «Исковое заявление удовлетворят, но вопрос в сумме. Необходимо подавать письменные возражения на исковое заявление и делать контррасчет на расчет банка. Если, согласно контррасчету, они смогут доказать, что сумма долга меньше, то заявленные требования будут удовлетворены частично. Также необходимо будет заявить ходатайство с требованием о снижении штрафов по ст. 333 ГК РФ, если такие заявлены в расчетах банка», — отметила Магола.
Судебная практика сложилась не в пользу Журавлевой, сходятся во мнении юристы. При этом родственники пожилой женщины не несут никаких юридических обязательств по выплате ее долгов, пока не вступили в наследство. Племянница на это разводит руками: «Когда мы тете сказали, что нет у нас денег кредит платить, она ответила, что девочки из Совкомбанка предложили ей еще 50 тысяч». Семья пенсионерки намерена оспаривать решение суда.
Маргарита Логинова
"Тайга.инфо"
http://tayga.info/details/2016/06/16/~128003