РБК, 27.03.2016, 20:43
Анфиса Воронина
Владелец сети здоровых продуктов «ВкусВилл»: «У нас кризиса нет совсем»
70% товаров в «Избенках» и «ВкусВиллах» Андрея Кривенко — скоропортящиеся, таблички на полках объясняют, что цвет настоящего мяса серый, а не розовый. Кривенко рассказал РБК, как продавать полезные продукты и не разориться
«Мы заметили эффект санкций прошлой осенью»
— Покупательская способность снижается — готовы ли люди доплачивать за натуральность продуктов?
— У нас кризиса нет совсем. [В наших магазинах] и трафик растет, и количество магазинов — все растет. Поэтому мы не очень понимаем, что такое кризис. Мы собрали все тренды, которые только существуют: люди действительно задумались о том, что продукты должны быть российского производства, и именно в кризис стали думать о здоровье. Возможно, созрело поколение, которое думает о здоровом питании, о том, что надо есть российские продукты, что нельзя тратить много времени на «Ашаны», потому что время действительно дорого.
Еще один тренд — в текущей ситуации бизнесу не нужно иметь кредитов. Говорили, что мы сумасшедшие, в «Сколково» говорили: «Кого мы пригласили [на встречи со студентами], лохов каких-то. Мы тут читаем им сутками, что главное — финансирование, ликвидность, кредиты». Я пришел и говорю: «Ребята, самое главное правило запомните: никаких кредитов». Надо обходиться без [внешнего] финансирования — находить способы ничего не покупать и все брать в аренду.
Еще один тренд, который я недавно ощутил и который нам сильно помогает, — стало меньше импортных продуктов, и у наших производителей сразу автоматически поднялись объемы продаж, им стало проще. Большую роль здесь сыграло изменение курса [валют], а не эмбарго. На мой взгляд, если эмбарго отменить, сейчас ничего не изменится. Никто не будет покупать йогурты Valio по заоблачной цене. Может, будут в отдельных магазинах, но мы этого точно не почувствуем.
Еще один тренд, который мы поймали, — развитие среднего бизнеса. Для меня было удивлением, что за 2015 год принципиально изменился кредитный портфель банков: если до этого [среди заемщиков] много было компаний из розничной торговли и перепродажи, то сейчас их доля упала, но в два раза выросла сумма кредитов производственным предприятиям. Это ослабило тех, с кем мы конкурируем за покупателей, и усилило тех, у кого мы покупаем [продукты].
.....
— Мне кажется, ваш бизнес трудно масштабировать географически — выйти в другие регионы, построить сеть там.
— Да. А мы дальше Москвы и области никуда даже не собираемся, нет таких планов. Это действительно очень сложно. Сейчас мы возим [свои продукты] до Обнинска — это максимум. Даже Дубна, где у нас есть магазин, для нас уже очень далеко. Мы понимаем, что наш проект — это Москва и Московская область. Думаю, на освоение области уйдет года два.
.....
— Сколько магазинов вы открываете в месяц?
— Осенью хотим попробовать 40 в месяц. Сейчас открываем каждый рабочий день один магазин. С трудом, но дается. Все устали.
— Почему?
— Непривычно. До этого было по два в неделю, а сейчас по пять. Людей больше не становится, надо оптимизировать работу, находить более эффективные способы. Работать головой.
.....
— В тех магазинах, которые работают больше года, выручка в 2015-м выросла или упала?
— Выросла в среднем на 40%. И поэтому они стали малы, и это большая проблема: все наши ранее запущенные маленькие магазины сейчас в катастрофической ситуации, там люди буквально в магазин не могут зайти, очередь выходит на улицу.
— Если вы говорите, что средний чек у вас остался прежним, значит, все 40% — это прирост трафика?
— Да. То есть это на 40% товара стало больше приходить. Соответственно, на 40% больше выложено на полках, на 40% больше покупателей. Если брать магазины, которые были два года назад, там не такой рост — они свои 40% уже сделали. В таких магазинах прирост в прошлом году был 20%. В «Избенке» совсем не так: она, как правило, выходит на максимум за два месяца и дальше [показатели сохраняются] всю жизнь.
.....
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/interview/business/27 ... c60091e041