ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение маша24 » 03 мар 2016, 10:11

Эти изменения коснутся коммерческих компаний?

Сообщение tea » 04 мар 2016, 10:28

Банки бьют по капиталу
Доказать его безупречность надо будет за считаные дни
04.03.2016

ЦБ ужесточает требования к качеству капитала банков и, главное,— срокам его подтверждения. Теперь доказать, что капитал сформирован надлежащими активами, банку по запросу ЦБ нужно в течение всего лишь нескольких дней. Видимо, это и есть одна из тех самых мер оперативного реагирования, о которых все чаще в последнее время говорят представители регулятора.

Вчера на сайте ЦБ был опубликован проект поправок в положение 395-П "О методике определения собственных средств кредитных организаций", где детально определены те источники капитала, которые могут быть признаны ненадлежащими, если банк не сможет доказать обратное. Реализацию новых подходов ЦБ намерен осуществить уже с 1 июля 2016 года. Перечисленные схемы известны рынку — смысл в том, что теперь они сведены воедино в нормативном акте регулятора. Среди выглядящих подозрительными составляющих капитала банков — доходы по активам, реализованные с отсрочкой платежа; доходы и расходы, связанные с недостоверной оценкой стоимости имущества, обязательств или условных обязательств, а также доходы от переоценки ипотечных ценных бумаг до их реализации. Также вопросы регулятора вызывают вложения в капитал банков за счет платежей заемщиков по ссуде, произведенных за счет средств банка; платежей страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средств, предоставленных самим банком аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; схемы дарения, безвозмездного финансирования и пр.

Впрочем, действительно новым в документе ЦБ являются не схемы (они известны и в том или ином виде упоминались регулятором в документах и ранее), а подход ЦБ к реагированию на их выявление, указывают банкиры, ознакомившиеся с проектом ЦБ. Время на то, чтобы доказать ЦБ по его запросу безупречность капитала, очень ограничено — два рабочих дня. Если банк не предоставил требуемых документов в этот срок, то в течение следующих двух дней ЦБ проводит встречу с представителями банка и последнему дается еще пять дней на предоставление подтверждающих документов. Если же банк не явился на встречу или не предоставил в срок документы, то отделение теручреждения ЦБ не позднее чем через два рабочих дня "направляет в территориальное учреждение Банка России докладную записку о признании части источников собственных средств ненадлежащими, необходимости устранения рисков и направлении предписания в банк". После этого ЦБ в течение двух дней принимает решение о том, признать этот капитал надлежащим или нет, следует из документа регулятора.


О намерении ужесточить подход к оценке капитала банков ЦБ говорил неоднократно. В частности, год назад первый зампред ЦБ Алексей Симановский указывал, что если ЦБ не имеет возможности подтвердить добросовестность и природу происхождения средств или какие-то элементы и процедуры увеличения капитала для Банка России скрыты по любой причине,— это основание для того, чтобы соответствующая сумма в капитал не включалась. В феврале этого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина также напоминала, что "в интересах банковской системы иметь недутый капитал, реальный капитал... Мы продолжаем проводить политику оздоровления сектора, выводя с рынка слабых и недобросовестных игроков, несмотря на сложность экономической ситуации,— это не повод отказываться от этой политики". Более того, глава ЦБ и ее заместители неоднократно предупреждали, что ЦБ будет прибегать к мерам более оперативного реагирования.

Каким — теперь узнал и рынок. Столь жесткого подхода многие банкиры не ожидали и называют указанные в проекте ЦБ сроки нереальными для исполнения. "За два дня с момента запроса можно предоставить договор субординированного займа, но совершенно невозможно предоставить огромное количество кредитных договоров, прибыль по кредитам которых была зачислена в капитал, тем более что речь может идти о длительном периоде — несколько месяцев, за которые получена прибыль",— недоумевает бухгалтер банка из топ-30. "Срок два дня — это очень жесткое требование для подобного объема информации, обычно ЦБ дает на ответ в среднем десять рабочих дней",— указывает главный бухгалтер банка "Авангард" Владимир Андреев. С ним согласна и главный бухгалтер Юникредит-банка Галина Чернышева. "Основное ужесточение требований мне видится именно в сроках ответа на запрос регулятора",— отмечает она.

О масштабе работ, которые предстоит проделать, чтобы ответить на запрос ЦБ, можно судить по перечню подтверждающих документов, указывают участники рынка. Это копия кредитного договора, выписки со счета, с которого заемщик гасит ссуду, финансовая отчетность заемщика и информация о его контрагентах. "Это очень большой объем документов, и даже сложно определить, сколько банку нужно времени, чтобы все их предоставить ЦБ, а при отсутствии доказательств ЦБ может исключить этот источник прибыли из капитала",— говорит один из собеседников "Ъ". Эксперты--сторонники поправок более сдержанны в эмоциях и не считают, что ЦБ перегибает палку. "Масштаб проблемы фальсификации капитала велик,— отмечает управляющий партнер НАФИ Павел Самиев.— Изменения по расчету капитала в части потенциально фиктивных компонентов и их верификации назрели. Сложно оценить в цифрах, но может потребоваться проверка десятков миллиардов рублей банковского капитала".
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2929083

Сообщение Александра_В » 04 мар 2016, 13:20

Мне кажется, да. Но пока в компании, в которой я обслуживаюсь vashinvestor.ru заметных изменений нет.

Сообщение маша24 » 04 мар 2016, 13:27

Да, если уж и решаться, то в этом году. В будущем, боюсь, ставка будет еще выше(

Сообщение tea » 16 мар 2016, 09:44

ЦБ доработал над ошибками
Базельский комитет счел его нормы соответствующими своим
16.03.2016

Россия все-таки успешно прошла проверку Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН): после многочисленных доработок отечественная регулятивная база для банков была признана полностью соответствующей требованиям БКБН к контролю за рисками. Трансформация негативного результата предварительной проверки в позитивный окончательный заняла у ЦБ полгода, а у банков "съела" изрядную долю капитала. Впрочем, насколько новое регулирование совместимо с российской действительностью на практике — покажет время.

Финальные результаты соответствующей проверки БКБН вчера были опубликованы на его сайте. В части регулирования контроля за рисками недостаточности капитала и ликвидности банков Россия получила фактически высшую оценку (compliant — соответствует). Еще несколько месяцев назад предварительные результаты проверки были прямо противоположными. Как сообщал "Ъ" 2 октября 2015 года, тогда соответствие наблюдалось лишь по двум позициям, по трем оно было условным, по восьми имело место существенное несоответствие, по четырем — несоответствие полное.

Столь разительной перемене оценки Россия обязана ЦБ: с осени прошлого года он активно ужесточал банковское регулирование для приведения его в соответствие с требованиями БКБН (см. "Ъ" от 18 сентября, 29 сентября и 20 ноября 2015 года). "Дополнительные регуляторные инициативы, внедренные ЦБ (в ходе проверки.— "Ъ"), существенно улучшили уровень соответствия минимальным базельским стандартам",— говорится в сообщении БКБН. При этом введенные многочисленные ужесточения (по оценке рисков по госдолгу в валюте, при секьюритизации, по возможным потерям и пр.) настолько серьезно били, в частности, по капиталу банков, что пришлось одновременно (с 1 января 2016 года) вводить беспрецедентное послабление — понижать минимальную достаточность общего капитала с 10% до 8%. Деваться было некуда: несоответствие Базелю плохо сказывается на и без того не лучшей инвестиционной привлекательности РФ, соответствие — чревато проблемами в банковском секторе.

Впрочем, несмотря на жесткое приведение в соответствие российского законодательства и нормативной базы с требованиями Базеля, ряд недочетов все же остался, но их БКБН не счел существенными. В частности, речь о том, что, хотя нормативная база по оценке кредитных рисков продвинутым способом — на основе внутренних оценок банков (IRB-подход, а не регулятивных требований ЦБ, как сейчас) — есть, крупнейших банков, подавших заявления о желании использовать этот подход, оказалось только два. "Что показывает небольшую заинтересованность или неготовность к применению IRB-подхода другими банками",— говорит руководитель подразделения ПВР-моделей группы Nordea Александр Петров. Среди прочих незначительных отклонений — статусы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанка как субъектов госсектора. По мнению комитета, действующее законодательство не указывает однозначно, что российское правительство покрывает обязательства этих институтов, что фактически не дает права применять по требованиям к ним льготные коэффициенты риска. Впрочем, требования эти несущественны, признает БКБН,— в совокупности около 115 млрд руб., или 0,3% от общих активов, взвешенных по уровню риска. "Остатки банков в этих институтах, действительно, невелики и предпосылок для их увеличения нет,— отмечает директор казначейства Бинбанка Рауль Кумар.— При этом внесение законодательных изменений по такому формальному поводу потребовало бы много времени".

Впрочем, оптимизм экспертов лимитирован. "Отчеты показывают, что в целом и теоретически российское регулирование соответствует принципам Базельского комитета. Но на практике все находится только на начальной стадии внедрения и применения с неизвестным результатом. К тому же российское регулирование в основном базируется на правилах, а не на принципах, как требует Базельский комитет для ВПОДК,— в отчете этому посвящена целая глава, где описаны системные риски такого подхода",— указывает господин Петров.

Практическая эффективность внедрения новых ужесточенных базельских подходов будет проверяться отдельно. Как указано в отчетности БКБН со ссылкой на "российские власти", ЦБ в 2016 году намерен рассмотреть отчеты российских банков о соблюдении рыночной дисциплины, чтобы проверить, насколько эффективно требования внедрены на практике. Интересно, что скорректировать свои требования, имеющие не совсем однозначную трактовку, готов и БКБН — например в том, что касается ликвидности — в части учета средств на корсчетах в банках и привлеченных на обезличенные металлические счета.
http://www.kommersant.ru/doc/2938663

http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=15 ... _30_17.htm

Сообщение ost » 16 мар 2016, 13:45

А что нам теперь будет за full compliance?

Сообщение Некурящий » 16 мар 2016, 15:08

ost писал(а):А что нам теперь будет за full compliance?

Будут лишние заботы и головная боль. Ничего, это продлится недолго..., потерпи... Я уже постил о перспективах ближе к 2020 и что в преддверии этого полезно сейчас поизучать: viewtopic.php?p=4920#p4920
Одно меня радует: Благодаря нынешнему прогибу под новый "Базель", у моих хороших знакомых из "Рискфина" в ближайшее время есть неплохие возможности хорошо заработать на консалтинге, продвижении своих программных комплексов, проведении семинаров и т.п. :)

Сообщение Некурящий » 23 мар 2016, 13:23

21.03.2016, Ведомости
Статья опубликована в № 4038 от 22.03.2016 под заголовком: Надзор на проводе
ЦБ стал оперативнее указывать банкирам на клиентов, чьи налоговые платежи составляют менее 0,5% от оборотов
Таких клиентов ЦБ считает «транзитными», и банкирам приходится закрывать их счета
Дарья Борисяк, Анна Еремина

Центробанк начал пристальнее следить за операциями компаний со скромными налоговыми платежами, об этом «Ведомостям» рассказали сразу несколько банкиров. По словам одного из них, на прошлой неделе в банк поступил звонок от сотрудника ЦБ, который рекомендовал банку провести работу с рядом клиентов, у которых налоговые платежи составляют менее 0,5% от оборотов. «В противном случае регулятор посчитает эти компании транзитными, и к банку будут вопросы по проведению сомнительных операций», – рассказывает собеседник «Ведомостей». В этот же вечер банк приостановил обслуживание этих клиентов и рекомендовал сделать авансовые налоговые платежи, делится он.
В начале 2015 г. ЦБ плотно занялся борьбой с транзитными операциями, говорит топ-менеджер банка из топ-100, с тех пор банки ежеквартально получают перечни подозрительных клиентов, в том числе и с низкой налоговой нагрузкой. Другой топ-менеджер банка из топ-100 говорит, что по факту это происходит чаще и в форме устных рекомендаций. «Мы получали такие рекомендации устно», – подтверждает сотрудник банка топ-20. «Эти требования осложняют банкам жизнь – около половины наших клиентов, у кого есть живой бизнес, не попадают под требования о минимальной налоговой нагрузке», – признает топ-менеджер крупного регионального банка.
ЦБ постоянно отслеживает операции, которые могут потенциально использоваться для сомнительных сделок, и направляет банкам соответствующие рекомендации, указали в пресс-службе ЦБ. В ноябре 2015 г. директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов сообщил, что компания может оказаться однодневкой, если ее налоговые платежи составляют менее 0,5% от оборота (см. врез). Это не единственный, но главный критерий, говорит предправления банка из второй сотни.
Перечни клиентов формируются по формальным критериям, в него попадают и «живые» компании, указывает один из собеседников «Ведомостей». Правда, около 70% списка действительно являются сомнительными – ЦБ достаточно точно их определяет, говорит он. В перечень попадают компании малого и среднего бизнеса – как правило, они пытаются уходить от налогов, сказал топ-менеджер банка из топ-100. Он подтверждает, что часто это бизнес, не занимающийся транзитными операциями, но избегающий налоговой нагрузки. Чаще всего туда включают компании из розничной торговли, инвестиционной и девелоперской сфер, а также осуществляющие любые формы комиссионной и агентской деятельности, говорит его коллега из другого банка.
Есть ряд клиентов, которые отказываются выполнять эти требования в надежде на то, что это не всех коснется, рассказывает предправления банка топ-150. Получив перечень «неблагонадежных клиентов», банк может отстаивать кого-то из них, заключает он. Возможность оспорить мнение ЦБ существует, для этого необходимо направить в ЦБ расширенное мотивированное суждение, подтверждающее, что компания ведет реальную деятельность, говорит один из топ-менеджеров: «Убедить ЦБ, что это хороший клиент, можно, но через некоторое время от регулятора могут вновь поступить вопросы».

Юрий Полупанов, Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ: "Это не абсолютный показатель, если клиент платит меньше 0,5% с оборотов, это не обязательно фирма-однодневка, но это наиболее качественный первый фильтр."

http://www.vedomosti.ru/finance/article ... b-bankiram

Сообщение tea » 29 мар 2016, 09:56

ЦБ смягчает антиотмывочные требования к банкам – «Коммерсантъ»
29.03.16 07:01 Ведомости

Банк России на основании предложений банков подготовил поправки к антиотмывочному закону, а также к закону о госрегистрации юрлиц, в которых смягчаются требования к контролю за клиентами, пишет «Коммерсантъ». Поправки призваны упростить взаимодействие банкиров с Росфинмониторингом.

Регулятор готов освободить банки от формирования сообщений по сделкам с недвижимостью, драгметаллами, выплатам страховок, лизинговым сделкам, оставив за ними обязанность уведомлять службу лишь о самих операциях по списанию и зачислению средств в рамках сделок. Движение средств можно отслеживать автоматически, тогда как сбор информации о сделке, включая получение всех необходимых разрешений, банки осуществляют сейчас в ручном режиме. Отслеживание сделок ЦБ предлагает переложить на профильные финансовые организации. Так, за сделки с драгметаллами будут отвечать ломбарды, а за выплату страховок — страховщики. «По сути, речь идет о разграничении репортинга среди участников рынка в зависимости от их компетенции»,— поясняет сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.

Из-под контроля банков выводятся также сделки на межбанковском рынке. «До сих пор вопрос о том, нужно ли информировать о межбанковских сделках на суммы свыше 600 000 руб., был дискуссионным, поправками он снят, что снижает нагрузку на банк»,— говорит один из собеседников издания.

В подготовленных поправках есть одно ужесточение требований, касающихся предоставления беспроцентных займов. Действующий закон в отношении займов, не имеющих явного экономического смысла, отслеживает передачу средств от юрлиц физлицам. Теперь же контролировать предлагается и физлица. «Взятку необязательно дает именно компания, взяткодателем может выступать и гражданин, но до сих пор особого значения этому никто не придавал»,— поясняет собеседник издания из числа банкиров.

Благодаря поправкам, банки могут получить право на пользование базами госорганов для идентификации корпоративных клиентов. Речь идет о номере, дате выдачи и органе, выдавшем представителю клиента паспорт, а также о месте жительства предпринимателя. На предоставление ответа регулятор предполагает отвести госорганам одни сутки.

После обсуждения поправок с участниками рынка до конца марта проект может быть внесен в правительство, а затем — в Госдуму. В Росфинмониторинге заявили, что в ближайшее время вносить в правительство подобный документ не планируют
http://www.vedomosti.ru/finance/news/20 ... rebovaniya

Сообщение tea » 31 мар 2016, 09:55

Правительство предложило исключить субординированные депозиты ИП из системы страхования вкладов
30.03.2016 19:45

Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, исключающий субординированные депозиты индивидуальных предпринимателей из системы страхования вкладов. Сообщение об этом размещено на сайте Кабмина, а соответствующий документ — в электронной базе данных нижней палаты парламента.

«Законопроектом предусматривается исключение субординированных депозитов, привлеченных банками — участниками системы страхования вкладов от физических лиц — индивидуальных предпринимателей, из перечня объектов обязательного страхования», — отмечается в сообщении.

В нем подчеркивается, что согласно статье 5 закона «О страховании вкладов» размещенные в субординированные депозиты средства индивидуальных предпринимателей подлежат обязательному страхованию. При наступлении страхового случая переданные Агентству по страхованию вкладов права требования удовлетворяются в первой очереди кредиторов. При этом в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» и условиями договора субординированного депозита требования кредиторов по таким депозитам удовлетворяются после выполнения требований всех других кредиторов.

«Принятие законопроекта позволит устранить правовую коллизию в законодательстве в части очередности удовлетворения требований по субординированным депозитам индивидуальных предпринимателей», — резюмируют в правительстве.

Уточняется, что законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Кабмина 24 марта.
Источник: Banki.ru
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=8820867

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron