«АК БАРС» Банк (№ 2590), Татфондбанк (№ 3058):
Топ-300 «БИЗНЕС Online»: кому принадлежит Татарстан – 2
07.12.2015
Ежегодный рейтинг крупного и среднего бизнеса республики
«БИЗНЕС Online» представляет шестую по счету «табель о рангах» компаний, зарегистрированных в Татарстане. По сложившейся традиции мы не просто выстроили по порядку юрлица, но и выделили целые «империи», «герцогства» и «баронства», проследив, насколько это возможно, владельцев. О том, как идут дела у сыновей и внуков Минтимера Шаймиева, какие пертурбации идут в «Ак Барс Холдинге» во главе с Иваном Егоровым, о бизнесах Ильшата Фардиева и Шафагата Тахаутдинова, а также о ярких новичках — в нашем обзоре.
.....
.....
ДВА «АК БАРСА» — ОТ ДЕПОЗИТОВ ДО БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ
Если год назад «АК БАРС» Банк (№10 — снижение на 1 позицию) можно было отнести к госсектору лишь с некоторыми оговорками, то сегодня его контрольный пакет официально находится в руках республики. В августе средства Госжилфонда при президенте РТ в размере 9,8 млрд. рублей зачислены в капитал банка, ГЖФ стал крупнейшим акционером с долей 25,8%. На втором месте — МЗИО РТ с долей 14,6%, третье — у СИНХа — 14,5%. Еще 6,8% контролирует Sinek Investment&Development Limited — офшорная «дочка» СИНХа. Получается, что 61,4% от уставного капитала АББ, то есть контрольный пакет, ныне в руках у государственных и квазигосударственных структур (которым и придется получить соответствующую долю, но не в прибыли, а в гигантском убытке банка).
Родственницей «АК БАРСу» является страховая компания «НАСКО» (№81 — плюс 107 позиций), но считать ее можно разве что племянницей — напрямую банк владеет в ней лишь блокирующим пакетом.
А вот холдинговая компания «Ак Барс», которая изначально создавалась для управления непрофильными активами банка, сейчас уже в значительной степени самостоятельная структура. Холдинг, по его собственным данным, объединяет 80 предприятий с общей численностью 40 тыс. человек — как целый сельский район. Самые крупные из них — «Камгэсэнергострой» (№23 — минус 6 позиций) и Зеленодольский завод им. Горького (№24 — минус 1 позиция). Последний по итогам года имеет все шансы попасть в число крупнейших в стране поставщиков госзаказа благодаря подряду от ФСБ на постройку двух сторожевых кораблей класса «Океан» для погранслужбы. К слову, осенью 2015 года для кораблей холдинга Ивана Егорова наступил звездный час — они «салютовали» боевикам запрещенного в России ДАИШ (ИГИЛ — террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.) крылатыми ракетами с Каспия.
На 100% принадлежит холдингу ООО «Пестречинка» (№126 — плюс 2 позиции). Пока еще за АБХ остается контрольный пакет в ОАО «Казанский завод «Электроприбор» (№231 — плюс 63 позиции).
При этом империя под управлением Ивана Егорова владеет миноритарными пакетами в целом ряде предприятий АПК, некоторые из которых оказалась в нашем рейтинге. К ним, в частности, относится ООО «Птицеводческий комплекс Ак Барс» (№77 — плюс 3 позиции), где холдингу, правда, принадлежит только 30%, а еще 70% через ООО «Татхлебопродукт» владеет Лилия Изаилова. Заметим, что у компании уставной капитал составляет не символические 10 тыс. рублей, а внушительные 838 миллионов. Можно предположить, что Изаилова, как и ее предшественница Елена Баринова, владевшая «Татхлебопродуктом» до февраля 2013 года, — это всего лишь ширмы. Кто скрывается за ними, вопрос открытый.
Небезынтересен еще один актив из орбиты АБХ — АО «ЗМК» (№155 — плюс 78 позиций), созданное на базе обанкротившегося ОАО «Зеленодольский молочный комбинат». Компания контролируется бенефициарами через ООО «Агро-Актив», где 19% принадлежит холдингу и по 16,2% владеют Евгений Кормаков, Марат Фатыйхов, Айрат Хабибуллин, Наиль Хабибуллин и Рустам Шарафутдинов. Интересно, что генеральным директором ЗМК является сын Ивана Егорова — Артур Егоров, позавчера сыгравший пышную свадьбу в ГСОК «Казань».
Хотя по итогам 2014 года в рейтинге еще удерживается «Ак Барс Аэро» (№147 — минус 57 позиций), это название уже стало достоянием истории: 24 июня 2015 года компания была признана банкротом и вошла в процедуру конкурсного производства. С учетом ее убытка на 2,5 млрд. рублей холдинг в 2014 году не смог выйти в «зеленую зону». Здесь не помог даже 471 млн. прибыли, полученный на самом рентабельном активе — ООО «Аванград» (№216 — повышение на 72 позиции), также контролируемом группой лиц через «Агро-Актив».
Интересные пертурбации произошли в той части империи Ивана Егорова, которая связана с розничной торговлей. Ранее флагманом выступал «Ак Барс Торг» (№207 — минус 96 позиций), но, как мы уже писали, с прошлого года активы компании передаются в новую структуру ООО «Ак Барс Регион» (№275). Похоже, это не просто смена вывески. Дело в том, что хотя «Ак Барс Холдинг» никогда не отрицал «родства» с розничной сетью (ранее это были «Пятерочки», теперь «Чак-Чак» и «Наша марка»), но по документам компанию контролировали две женщины: некие Римма Егорова (25%) и Эльвира Гильмутдинова (75%, через ООО «Спортивно-Технический Клуб «Тимерхан»).
Новая же фирма — на 100% «дочка» ООО «Ак Барс Актив», которая контролирует целый дивизион различных активов, близких к «Ак Барс Холдингу». Впрочем, сам холдинг и здесь не имеет контрольного пакета, а в числе многочисленных совладельцев-физлиц есть, к примеру, и банкир, владелец группы «ТФБ» Роберт Мусин. Но, по крайней мере, возглавляет фирму главбух «Ак Барс Холдинга» Гульсина Яруллина. Той же дорогой, к слову, последовало и ОАО «Азык» (№164 — минус 18 позиций) — сеть магазинов «Пестречинка». Если раньше ей почти на равных с холдингом владел Евгений Кормаков, то теперь она тоже в «Ак Барс Активе». Остается предположить, что более явного контроля над собственностью могли захотеть кредиторы холдинга.
КОЛОВРАЩЕНИЯ РОБЕРТА МУСИНА
До конца 2010 года через запятую с «АК БАРС» Банком принято было перечислять Татфондбанк (№16 — плюс 6 позиций). За обоими финансовыми столпами республики маячила фигура Роберта Мусина, правда, в АББ он был лишь менеджером, а в ТФБ — основным акционером. Впрочем, в 2013 году банкир от оперативного управления Татфондбанком отошел, возглавив «ТФБ Холдинг».
Стоит отметить, что 2015 год был богат на рокировки долей и владельцев в банковской отрасли Татарстана. Так, среди акционеров ТФБ появилось АО «УК «Регионфинансресурс», которое контролирует через ЗПИФ долгосрочных прямых инвестиций «Вектор развития» 9,999% акций банка. Интересно, что в то же время входящие в сферу влияния Мусина компании «Спартак-Финанс» и «Активные технологии» решили приобрести доли в Акибанке (№116 — плюс 6 позиций) — по 6,79% и 9,37% соответственно. А перед этим Генерирующая компания продала свой пакет 15,06% акций Акибанка и разместила субординированные депозиты на 2,4 млрд. рублей в Татфондбанке. Таким образом, финансовый Уроборос укусил себя за хвост, похоже, все остались довольны.
При этом, скорее всего, среди акционеров ТФБ мы увидим именно Генерирующую компанию, а также увеличение доли ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан», которое не стало отрицать своего возможного участия в размещении допэмиссии акций банка на 4 млрд. рублей. Впрочем, возможны и более серьезные подвижки, так как ТФБ запланировал провести в первой половине 2016 года SPO, а в октябре текущего года подал заявку на листинг своих акций на бирже ММВБ. Как нам пояснили в пресс-службе банка, на биржу планируется вывести не дополнительную эмиссию, а разместить пакет действующего акционера.
Небанковские активы группы ТФБ в рейтинге представляют испытывающая серьезные проблемы торговая сеть DОMО (№36 — минус 8 позиций), «Казаньзернопродукт» (№79 — плюс 7 позиций). А вот «Бурундуковский элеватор», занимавший ранее 249-ю позицию, был исключен из рейтинга по причине банкротства и ликвидации 3 июля 2015 года.
.....
.....
Виктор Османов, Игорь Ким, Аналитический центр «БИЗНЕС Online»
http://www.business-gazeta.ru/article/147217/