"Балтика" перетекает в "Енисей"
Банки сливают бизнес без объединения
18.11.2015
Ситуация в банке "Балтика", ранее обходившем ограничения по вкладам от ЦБ с помощью схемы дарения вкладчикам своих акций, усугубляется. Теперь клиентам уже отказывают в получении наличных, безналичные переводы затруднены, активы переводятся в дружественные банки, а к системе переводов "Лидер", имеющей общих собственников с "Балтикой", возникли вопросы у контрагентов.
О проблемах с обслуживанием в банке "Балтика" (Москва) — получением наличных, оплатой покупок картами, внесением платежей по кредитам — клиенты банка пишут на специализированных форумах. С 16 ноября "Балтика" была отключена от системы электронных платежей Банка России (БЭСП). Заемщики банка получили уведомления о необходимости вносить платежи по кредитам в адрес банка "Енисей" (Красноярск). Вкладчики столкнулись со сложностями в получении своих средств. После отключения от БЭСП офисы "Балтики" в регионах закрылись, для получения средств вкладчикам предлагалось приехать в Москву — в единственный работающий офис. Впрочем, получить наличные и там оказалось невозможно. "Банк начал перестраивать работу сети и сейчас находится в процессе. Наблюдается нехватка кассовых сотрудников, поэтому возможны только безналичные операции по ранее открытым счетам, вне зависимости от валюты,— сообщили в колл-центре банка.— Владелец счета может обратиться в офис банка для оформления безналичного перевода в сторонний банк. Информации о возобновлении выдачи наличных и открытии отделений пока нет". Там уточнили, что без комиссии перевести средства можно в банк "Енисей", за переводы на счета в другие банки придется заплатить комиссию 1%. Правда, на форумах клиенты жалуются, что средства не доходят.
Почему бесплатные переводы возможны только в банк "Енисей", в колл-центре не ответили. В "Балтике" сообщили, что человека, ответственного за общение с прессой, на месте нет. В "Енисее" и вовсе не отвечали по общему телефону. Впрочем, в прошлом году банки "Балтика" (с 8,5 млрд руб. средств физлиц) и "Енисей" (2,3 млрд руб.), а также Н-банк (не работает со средствами физлиц) объявили о планах по слиянию, однако в итоге они не реализовались. Тогда в "Балтике" объясняли отказ от объединения банков сменой стратегии. Впрочем, ряд признаков может свидетельствовать о фактической связанности банков. У "Балтики" и "Енисея" крайне похожи интерфейс интернет-банка, названия вкладов и кредитов и даже музыка, играющая в режиме ожидания на горячей линии. Конечными собственникам банка "Балтика" являются девять физлиц. Наибольшая доля (20,0014%) принадлежит Олегу Леонидовичу Власову. Человек с теми же фамилией, именем и отчеством входит в совет директоров банка "Енисей", которым также владеет группа физлиц. На месте ряда закрытых офисов "Балтики" открылись отделения "Енисея", а кредиты, по словам клиентов, передаются в Н-банк с обслуживанием через тот же "Енисей". Впрочем, пересечений среди собственников "Балтики" и "Енисея", согласно информации, опубликованной на их сайтах, нет.
Эксперты не исключают, что действия "Балтики" могут свидетельствовать о переводе активов из-за опасения ужесточения санкций ЦБ. "Несмотря на то что акционеры у банков не совпадают, между ними, очевидно, есть аффилированность,— указывает управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков.— Учитывая тяжелую финансовую ситуацию банка "Балтика", можно предположить: его менеджмент заблаговременно переводит активы и пассивы в дружественный банк, опасаясь негативного сценария развития ситуации".
Тем временем проблемы "Балтики" уже отразились на работе системы денежных переводов "Лидер", которая имеет с банком двух общих собственников: Владимира Смирнова (владеет 19% "Лидера" и 20% "Балтики") и Олега Власова (19% и 9,9% соответственно). Несмотря на то что "Балтика" не является расчетным банком для "Лидера", по словам участников платежного рынка, из-за проблем банка с системой уже отказались работать несколько банков из России и СНГ. "Банки, наученные горьким опытом потери средств в платежных системах, рухнувших вслед за аффилированными банками, стараются максимально минимизировать свои риски и перестраховываются при появлении любой негативной информации о системе или ее собственниках",— говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. В самой системе "Лидер" сообщили, что все банки, которые, по информации "Ъ", приостановили сотрудничество с системой, продолжают работать в прежнем режиме. Тем не менее информацию о приостановке работы с "Лидером" "Ъ" подтвердили в Росинбанке (Киргизия). "В настоящий момент мы не принимаем и не отправляем переводов по системе "Лидер",— сообщили там.— Это связано с ее финансовыми проблемами".
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2856482