Блиц-интервью
Иван Кузнецов: «Инкассация в банке «Адмиралтейский» является основным стратегическим направлением развития»
25.02.2015
О прогнозах развития финансового рынка на 2015 год, консервативной стратегии, об аутсорсинге на инкассацию и партнерских программах рассказал председатель правления банка «Адмиралтейский» Иван Кузнецов.// Наталия Трушина, Bankir.Ru
- Иван Иванович, 2014 год закончился тяжелой ситуацией в развитии российской экономики. Продолжится ли спад экономического развития в России в течение 2015 года?
- Будет непросто. Из-за санкций со стороны западных стран, замедления рынка кредитования, роста инфляции и резкого снижения цен на энергоносители, снижения инвестиционной активности ожидаются дальнейший спад ВВП и низкие темпы экономического роста. На сегодняшний день аналитики банков очень сдержанно оценивают возможности развития бизнеса в текущем году. Многое будет зависеть от политики правительства, стратегии Банка России, от эффективности работы антикризисного плана, который приняло правительство нашей страны на 2015 год.
.........
- Иван Иванович, банк «Адмиралтейский» широко известен на рынке финансовых услуг как один из самых крупных игроков в сфере инкассации в России. Чем уникальна инкассация вашего банка? Какие виды услуг вы предоставляете? И как вам удалось занять такую высокую позицию в этом специфическом виде финансового бизнеса?
- Отдел инкассации банка «Адмиралтейский» был создан в 1998 году. На сегодняшний день услуги инкассации банка доступны для клиентов на территории более 35 областей, краев и республик европейской части Российской Федерации, входящих в пять федеральных округов: порядка 220 маршрутов по Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Северо-Кавказскому федеральным округам, а также республикам: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чувашия, Адыгея, Мордовия и Удмуртия.
Сегодня служба инкассации банка способна решать самые сложные современные задачи, как по перевозке ценных грузов, так и по обработке наличных денег. На начало 2015 года в подразделениях инкассации банка работают более 1000 сотрудников. По результатам исследования рынка инкассации в России «Интерфакс-ЦЭА» в 2013 году, по основным показателям деятельности крупнейших участников рынка инкассации в России (I–III квартал 2013 год) банк «Адмиралтейский» занял 12-е место; по объемам инкассируемой выручки торговых сетей по итогам 2012 года – 4-е место.
Если говорить об уникальности инкассации банка «Адмиралтейский», то она в его конкурентных преимуществах. У банка в наличии собственный парк специализированных бронеавтомобилей иностранного производства – на сегодняшний день около 300 единиц автотранспорта, оснащенного новейшими средствами радиосвязи. Ведется круглосуточный автоматизированный мониторинг маршрутов передвижения бронеавтомобилей. Подразделения инкассации работают круглосуточно по удобному для клиента графику без выходных и праздников.
По каждому клиенту разрабатываются наиболее безопасные маршруты перевозок. Все инкассаторы банка имеют специальную подготовку и соответствующую экипировку. Услуги инкассации, доставка ценностей и сотрудники нашей службы инкассации застрахованы. Помимо всего вышеперечисленного, основным конкурентным преимуществом инкассации банка «Адмиралтейский» было и остается качество предоставляемых услуг, а также соотношение цены и качества.
Маршруты инкассации банка формируются с целью самого широкого покрытия территории, чтобы бригады не только проезжали какие-то основные, ключевые места – например, крупные города, как это происходит в подразделениях инкассации многих банков, но также и населенные пункты области – села, деревни, любые другие дополнительные локации, где есть заинтересованность наших заказчиков и может быть открыта их торговая точка. Мы осуществляем полное покрытие инкассацией всех точек присутствия бизнеса любого нашего клиента. Наши маршруты учитывают региональную специфику работы наших партнеров, что для крупных сетевых компаний, как, например, для МТС, крайне удобно. В европейской части России, до Урала, мы работаем в любом месте и осуществляем перевозки в любое время.
- Кто является вашим клиентом по инкассации?
- На сегодняшний день комплексом услуг инкассации банка «Адмиралтейский» пользуются более 1000 крупных коммерческих организаций, около 10 000 объектов инкассации, а также более 200 крупнейших коммерческих банков, которые пользуются нашими услугами в части обслуживания более 500 терминалов и около 1000 банкоматов. В числе наших клиентов и крупные торговые сети; сети салонов связи; сети аптек; учреждения по оказанию медицинских услуг; сети кафе и ресторанов; ювелирные сети; страховые компании, строительные организации, банки и многие другие. Для каждого клиента, исходя из задач его бизнеса и его предпочтений, разрабатывается индивидуальная схема обслуживания. По итогам 2014 года объем перевезенных банком «Адмиралтейский» наличных денежных средств увеличился относительно 2013 года на 50% и превысил 800 млрд. рублей.
- А какие крупные банки пользуются услугами инкассации банка «Адмиралтейский»?
- Услугами инкассации банка «Адмиралтейский» пользуются такие кредитные организации, как Сбербанк России, Альфа-банк, Промсвязьбанк, Внешпромбанк, финансовая корпорация «Открытие», АТБ-банк, Инвестторгбанк, Бинбанк, СДМ-Банк, Москоммерцбанк, Банк Москвы, Интерпрогрессбанк, Меткомбанк, банк «Восточный Экспресс», Международный банк Санкт-Петербурга, Юниаструмбанк, Московский банк реконструкции и развития, Независимый строительный банк, банк «Сосьете Женераль Восток», Москоммерцбанк, банк «Русский Стандарт», Русстройбанк, МДМ-банк и многие, многие другие.
- Вы работаете со всеми типами банкоматов?
- Мы работаем с наиболее популярными типами банкоматов. Но если к нам обращается клиент, который сообщает, что у него установлено оборудование определенной марки, с которой мы до этого не работали, то в оперативном режиме проходит обучение персонала по обслуживанию данного оборудования. Так что на процесс инкассации это никак не влияет.
.........
- Какие услуги помимо перевозки денежных средств вы еще предоставляете?
- Помимо инкассации денежных средств с открытием и без открытия расчетного счета в банке, перевозки денежной наличности и других ценностей клиентов, обслуживания программно-технических устройств клиентов (терминалов, банкоматов) банк «Адмиралтейский» оказывает и сопутствующие услуги, которые востребованы нашими клиентами, – пересчет и зачисление проинкассированной денежной наличности; зачисление суммы денежной наличности, сданной в одной сумке на несколько счетов; хранение денежной наличности в специально оборудованном хранилище; доставка проинкассированной денежной наличности в кассу сторонней организации.
Банк предоставляет клиентам полный комплекс услуг по обработке денежной наличности, размену, пересчету денежных средств во всех регионах присутствия банка.
В 2010 году на базе отделения «Дмитровское» в Москве был открыт собственный расчетно-кассовый центр (РКЦ) банка «Адмиралтейский». На сегодняшний день центр работает на полную мощность, оказывает полный комплекс услуг по обработке наличности от пересчета до снаряжения кассет для банкоматов.
Все филиалы банка имеют цеха пересчета, оснащенные самым современным кассовым оборудованием. Они осуществляют полный цикл обработки денежной наличности: от пересчета и проверки подлинности купюр до подготовки индивидуальных наборов размена. Помимо этого, мы имеем возможность предлагать нашим клиентам уникальную на рынке услугу: подбор размена фиксированных номиналов (фонды). Наборы могут состоять как из металлической монеты, так и содержать фиксированное количество банкнот различных номиналов. Такие наборы очень востребованы торговыми предприятиями. Обычно перед началом работы кассиров администрация торговых предприятий вынуждена заниматься обработкой, сортировкой и распределением денежных средств между кассирами. А при наличии готового набора касса готова к работе в режиме онлайн.
- Вашими клиентам являются очень крупные банки, что можно назвать показателем качества – ведь это значительные по объему бизнеса финансовые институты, пользующиеся заслуженным авторитетом. Все чаще кредитные организации приходят к сотрудничеству в рамках аутсорсинга. С чем это связано? И какие именно организации сегодня наиболее часто прибегают к услугам инкассации? Это по большей части банки или крупные ритейловые компании?
- На сегодняшний день кредитная организация, чтобы поддерживать свое подразделение инкассации на должном уровне работы, обязана иметь определенный объем нагрузки по соответствующему профилю деятельности, что бывает не всегда реализовано. Сегодня, когда банки предпочитают сокращать издержки и операционные расходы на ведение бизнеса, первое, что подвергается секвестру, – это непрофильные направления деятельности и убыточные подразделения. Для многих банков данными подразделениями являются собственные подразделения инкассации. Для нас это очень выгодно, поскольку мы всегда готовы принять коллег на аутсорсинг по инкассации.
И здесь в пользу банка «Адмиралтейский» выступает все: и широта охвата, и наша мобильность, и высокое качество оказания услуги, и приемлемая цена, и полный комплекс предоставляемых услуг, и квалифицированный персонал, и индивидуальный подход.
У крупных банков, таких как Альфа-банк, существует служба ССИ – собственная служба инкассации. Она обслуживает в какой-то части сам банк, в какой-то части его клиентов, но масштабно закрыть все потребности бизнеса не в состоянии. И тогда кредитная организация прибегает к услугам стороннего аутсорсера. Банк «Адмиралтейский» является одним из основных партнеров Альфа-банка по этому направлению деятельности, обслуживая как сам банк, так и его клиентов по инкассации.
В работе с партнерами мы исповедуем клиентоориентированный подход и быстро находим удобные возможности для сотрудничества. К примеру, перед новым годом совместно с ВТБ мы начали реализовать проект по обслуживанию компании «Росинтер». На сегодняшний день мы уже оказываем инкассаторские услуги для 20 ресторанов этой компании. Работа с «Росинтер» обладает своей спецификой: они очень требовательны ко времени инкассации. Для сети ресторанов очень важно, чтобы забор денежных средств происходил в вечернее время, после закрытия точек. И мы готовы подстроиться под требование клиентов и предоставить услугу высокого качества с учетом специфики бизнеса.
Возвращаясь к вашему вопросу, хочу отметить, что мы готовы оказывать услуги инкассации как крупным ритейловым компаниям, так и небольшим организациям, при этом уровень качества предоставления услуг инкассации будет одинаково высокий. Мы прекрасно работаем как с крупным игроками финансового рынка, так и с небольшими банками. Нашими партнерами часто являются кредитные организации, специализирующиеся на определенном виде услуг, как Лето-банк, например. С другой стороны, мы активно взаимодействуем и с крупными сетевыми компаниями. Так, перед новым годом был заключен контракт с сетью «М.Видео», запущен проект инкассации федеральной торговой сети «Магнит» в Тульской области.
Еще один пример: наш клиент – компания «Л’Этуаль» – работает с нами по инкассаторскому обслуживанию, но также и является клиентом банка «Адмиралтейский» как юридическое лицо. И мы работаем с этим клиентом по всем видам договоров, предоставляя необходимые этой компании услуги.
- Банк «Адмиралтейский» работает с очень большим количеством банков и их клиентов. Они не боятся конкуренции с вашей стороны?
- Нет. Банк «Адмиралтейский» за время своей работы на рынке зарекомендовал себя как надежный партнер, и мы дорожим своей репутацией. Наша деятельность прозрачна и понятна всем нашим клиентам. С самого начала нашей работы на рынке мы ориентированы на построение доверительных долгосрочных отношений с нашими клиентами. Более того, уровень доверия между нами настолько высок, что вместе с другими банками мы ездим поздравлять наших клиентов с праздниками вместе. Скажем, с Альфа-банком мы ездили поздравлять представителей уже упомянутой ранее торговой сети «Магнит». Если нам необходим какой-то диалог с клиентом нашего банка-партнера, то мы обращаемся к нему и решаем все вопросы таким образом, чтобы и банк-партнер был в курсе всех обсуждений.
- В чем секрет вашего бизнес-обаяния для самых разных компаний?
- Мы всегда находимся в диалоге с нашими партнерами и очень быстро реагируем на их просьбы. Компании, которые сотрудничают с нами, динамично развиваются, и с каждым годом их требования растут. Мы приветствуем увеличение объема бизнеса наших партнеров и готовы предоставлять им оптимальный спектр услуг, масштабировать деятельность или реализовать что-то уникальное.
К примеру, для «Русской телефонной компании» мы даже разрабатывали новое программное обеспечение. Менеджмент этой организации решил перевести казначейство в Нижний Новгород. Вся логистика по документам в банке «Адмиралтейский» была настроена на Москву, и нужно было очень быстро переориентировать работу целого подразделения на деятельность в новом регионе. Их бухгалтерия, так же как и наша, работает с первичными документами. Мы очень быстро перенастроили все системы и теперь работаем с Нижним Новгородом. Полагаю, именно за это нас клиенты и ценят – за готовность идти навстречу, за оперативность и индивидуальный подход.
- В таком случае, как вы смотрите на перспективы развития инкассации в банке «Адмиралтейский» в 2015 году?
- С уверенностью и со сдержанным оптимизмом. Сегодня мы активно занимаемся привлечением и постоянно ищем новых партнеров. К примеру, в настоящее время на стадии согласования деталей находится сотрудничество с сетью аптек «А5», являющейся одной из крупнейших в нашей стране. Сейчас мы выстраиваем программу обслуживания порядка тысячи торговых точек. Я считаю, что постоянный интенсивный рост поможет нам не только стабилизировать ситуацию, но и наращивать объемы бизнеса.
- Как складывался ваш карьерный путь в банке «Адмиралтейский»? Что главное в работе руководителя?
- В банке «Адмиралтейский» я работаю более 10 лет. Начинал с начальника управления клиентского обслуживания, принимал непосредственное участие в создании и развитии клиентской базы банка. В 2013 году был переведен на должность заместителя председателя правления, в 2015 году назначен на должность председателя правления банка «Адмиралтейский».
На мой взгляд, очень важно быть внимательным к деталям бизнеса. В банке нет неважных вопросов. Если сотрудник обращается за решением какого-то дела к председателю правления банка, то это означает, что на других ступенях взаимодействия проблема не решается, и поэтому она требует уже моего внимания. Я для каждого обращения нахожу время, стремлюсь разобраться, в чем суть, почему возник вопрос, и далее принимаю управленческое решение.
http://bankir.ru/publikacii/s/ivan-kuzn ... -10006100/