Банки омолаживают кредитование
Совкомбанк выходит в новый сегмент
16.09.2016
Совкомбанк продолжает диверсифицировать свой бизнес. Осенью в линейке его продуктов могут появиться нехарактерные для банков микрокредиты на сумму до 15 тыс. руб. преимущественно для молодежной аудитории. Интерес к этому сегменту питает и Промсвязьбанк. Таким образом банки пытаются расширить клиентуру за счет нового для них сегмента, который сейчас больше принадлежит микрофинансовым организациям. Однако риски пока перевешивают выгоды, считают эксперты.
О том, что Совкомбанк, входящий в топ-20 российских банков по активам, осенью собирается запустить онлайн-микрокредиты, "Ъ" рассказали несколько участников рынка, в том числе онлайн-брокеры, с которыми банк консультировался на предмет возможного партнерства. По их словам, Совкомбанк предполагает выдавать со своего баланса кредиты за несколько минут (до 15 тыс. руб. сроком до трех месяцев) через дистанционные каналы путем перевода средств на карту, в том числе мобильные приложения, которыми преимущественно пользуется молодая аудитория (до 35 лет), с последующим выездом курьера. Информация о ставках, по которым будут выдаваться такие кредиты, пока недоступна. Впрочем, собеседники "Ъ" предполагают, что они могут быть выше, чем по классическим кредитам. Совладелец и первый заместитель предправления Совкомбанка Сергей Хотимский отказался от комментариев.
Такое кредитование характерно больше для МФО (для банков столько короткие и малые кредиты нетипичны), в том числе с точки зрения более молодой клиентуры. Так, согласно данным недавнего исследования Объединенного кредитного бюро и сервиса онлайн-кредитования "Е заем" о возрасте клиентов банков и онлайн-МФО, доля банковских заемщиков в категории лиц 20-30 лет, информация о которых содержится в бюро, на 1 июля этого года составляла 20%, заемщиков онлайн-МФО — 46%, то есть более чем вдвое больше. Нельзя исключать, что в другой выборке и в другом исследовании это соотношение будет иным, тем не менее очевидно, что данная категория клиентов может быть интересна для банков.
Выход в новый сегмент укладывается в стратегию Совкомбанка на диверсификацию бизнеса, который изначально был сконцентрирован на работе с пенсионерами. Впрочем, по словам директора аналитической группы по финансовым организациям Fitch Дмитрия Васильева, Совкомбанк уже давно отошел от стратегии "банка для пенсионеров". По данным на 1 июля этого года, доля облигаций в активах банка составила 43,7%, кредиты физическим лицам — 11,7%, кредиты предприятиям — 10,5%, межбанковские кредиты — 13,2%.
Определенную конкуренцию МФО банк составит. Ведь банковские ставки априори ниже, чем ставки микрофинансовых организаций. Так, по данным ЦБ на 16 августа, предельные значения полной стоимости кредитов (которую нельзя превышать более чем на треть) для необеспеченных потребительских ссуд до 30 тыс. руб. составило 41,781% годовых, а для микрозаймов без обеспечения (кроме POS-микрозаймов) до 30 дней включительно на сумму до 30 тыс. руб.— 817,569% годовых. Ценовой вопрос имеет значение для конкуренции. Впрочем, он имеет и обратную сторону. "Невысокие по сравнению с МФО банковские ставки предполагают тщательный скоринг клиента, и отсев тех из них, чьи риски ставкой не покрываются",— рассуждает господин Васильев. По его мнению, это, а также небольшая сумма микрокредитов не позволят банку быстро нарастить портфель.
Не боятся конкуренции и МФО. Замдиректора СРО МиР Андрей Паранич указывает: "Банковский клиент — это не клиент МФО, появление такого продукта не вызовет перетока клиентов из МФО в банки". Причина, по его словам, в том, что клиенты банков и МФО пересекаются не более чем на 25%, поскольку скоринговые модели банков независимо от суммы запрашиваемого кредита не пропускают большую часть заемщиков, подходящих МФО.
Впрочем, банкиров это не пугает. Более того, выход в данный сегмент рассматривает не только Совкомбанк. О запуске с 2017 года аналогичного проекта в расчете на молодежную аудиторию думает и Промсвязьбанк, входящий в десятку крупнейших. Уже сейчас банк в пилотном режиме тестирует проект "Турбоденьги" через свое мобильное приложение и интернет-банк, предлагая своим действующим клиентам небольшие кредиты — от 10 тыс. до 25 тыс. руб. на срок от одного до трех месяцев. "Пока мы предлагаем микрокредиты клиентам, чей профиль мы знаем,— рассказал "Ъ" управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас.— Впоследствии банк намерен выдавать такие займы уже клиентам с "улицы"". По словам господина Шакманаса, для расширения каналов сбыта молодежной аудитории банк ведет переговоры c рядом компаний--разработчиков мобильных приложений, а также кредитными брокерами. Их названия он раскрывать не стал.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3089718