Внешэкономбанк

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 21 ноя 2016, 10:03

Статья опубликована в № 4207 от 21.11.2016 под заголовком: Проектэкономбанк
ВЭБ вслед за правительством внедряет проектный подход
И обновляет команду менеджеров, ответственных за инвестиции
21 ноября 00:45
Внешэкономбанк (ВЭБ) завершает работу над новой моделью инвестиционного процесса, рассказал «Ведомостям» его сотрудник: вместо забюрократизированных процедур будут внедряться гибкое управление и проектный подход. В пресс-службе ВЭБа это подтвердили, уточнив, что «окончательная редакция оргструктуры банка будет доработана в ближайшее время».

Сменятся и кураторы инвестпроектов. Ранее ими были два первых зампреда – Андрей Сапелин и Михаил Полубояринов. Первый уже перешел на работу в структуры «Ростеха» – назначен гендиректором «РТ-финанс». Второй покинет ВЭБ до конца года, рассказали два федеральных чиновника.

Теперь за проекты будут отвечать два блока – отраслевых бизнес-решений и корпоративно-инвестиционный, говорит сотрудник ВЭБа. Первый возглавит Петр Золотарев из McKinsey (ранее возглавлял «Русские машины» и совет директоров ГАЗа, как и председатель ВЭБа Сергей Горьков, он работал в структурах ЮКОСа). А второй – Татьяна Сахарова, уже назначенная зампредом ВЭБа, рассказал сотрудник ВЭБа.

Представитель госкорпорации подтвердил лишь назначение Золотарева старшим вице-президентом.

Эксперты ВЭБа

Для анализа проектов будет собрана панель экспертов, рассказывает сотрудник ВЭБа. Госкорпорация должна понимать «отраслевые, технологические и рыночные риски не хуже инициаторов проекта», чтобы не участвовать в проектах, если нет рынка сбыта или используются устаревшие технологии, поясняет Горьков.

В ВЭБ Горьков перешел из Сбербанка, где давно внедряются новые методы управления. Смена руководства госкорпорации произошла после того, как ей срочно понадобилась госпомощь – на выплату долгов и пополнение капитала. Первоначальный запрос – 1,3 трлн руб. – был отклонен. В этом году ВЭБ получил 150 млрд руб., такая же сумма ежегодно обещана в бюджете в 2017–2019 гг. Для расчетов с кредиторами в 2019 г. госкорпорации потребуется 30 млрд руб., указала Счетная палата в заключении по бюджету и предложила дополнительно проанализировать, нужно ли банку в 5 раз больше.

Блок отраслевых решений станет своего рода внутренним консультантом банка, рассказывает сотрудник ВЭБа: будет проводить отраслевую экспертизу, отбирать проекты, оценивать их бизнес-модели, вырабатывать стратегии выхода из них. Кроме того он займется улучшением качества уже выданных кредитов. Стратегически наша цель – запустить неработающие проекты там, где это возможно, передал Горьков через представителя.

Низкий уровень экспертизы был одной из главных проблем ВЭБа, говорит президент Strategy Partners Александр Идрисов, а любой инвестбанк в первую очередь попытается понять, «насколько проект летает», будет ли рынок расти, как макроэкономические условия скажутся на нем. Нельзя сказать, что ВЭБу не хватало экспертизы, замечает аналитик S&P Карен Вартапетов, но какая бы ни была система оценки рисков, ВЭБу приходилось выполнять поручения набсовета и финансировать не всегда рентабельные проекты. Именно эти политические проекты в кризисные времена, когда банк оказался отрезан от внешнего финансирования, стали одной из главных проблем ВЭБа, отмечает он.

Изменится управление проектами. У ВЭБа те же проблемы, что и у правительства, и госкорпорация тоже теперь внедряет проектный подход, говорит ее сотрудник. До сих пор инвестподразделения работали по принципу вертикальных колодцев – четыре не связанных между собой департамента (промышленный, инфраструктурных, природных ресурсов и инноваций), продолжает собеседник «Ведомостей», как отдельные министерства, и согласование между ними тоже похоже на межведомственное. Чтобы получить, к примеру, от юридического департамента оценку рисков, сотрудник инфраструктурного департамента должен заручиться согласием своего руководителя, а затем его куратора, рассказывает сотрудник банка. Теперь же будут созданы проектные команды, в которые войдут сотрудники департаментов, юристы, риск-менеджеры, аналитики. «Это в разы ускорит прохождение заявок», – уверен он.

Проектный подход давно внедряется в Сбербанке. С одной стороны, он значительно упрощает работу, с другой – повышает ответственность: обычный специалист становится руководителем проекта, говорит сотрудник Сбербанка. Это помогает контролировать сроки кредитных линий, отмечает руководитель проектного офиса АИЖК Ксения Хомутинникова. Но в частных компаниях и госструктурах проектный подход отличается, рассказывает она: для первых важна скорость завершения проекта и удовлетворенность заказчика, для вторых – прозрачность расходов.

ВЭБу приходится поддерживать социально значимые проекты с большими рисками, но это не означает, что он не может работать по принципу инвестбанков, считает Идрисов. ВЭБ ориентировался на долговое финансирование, которого не хватало, а необходимо использовать более сложные модели, структурировать сделки по принципу государственно-частного партнерства, советует он. Удастся ли сейчас ВЭБу отбирать рентабельные проекты, вопрос скорее к правительству, говорит Вартапетов: будет ли оно ограничивать себя в желании поручать ВЭБу финансировать, по сути, бюджетные расходы.
http://www.vedomosti.ru/economics/artic ... nii-podhod

Сообщение tea » 13 дек 2016, 09:56

S&P понизило кредитный рейтинг банка «Глобэкс» (1942)
Прайм
13.12.2016

Агентство Standard & Poor's Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента банка «Глобэкс» до уровня «В+» с «ВВ-», прогноз по рейтингу «негативный». Это сообщает «Прайм». Агентство также подтвердило краткосрочный рейтинг банка на уровне «В» с негативным прогнозом. Рейтинг банка по национальной шкале был понижен до «ruA» с «ruAA-», прогноз негативный.

«Понижение рейтингов отражает продолжающееся давление на прибыльность и капитализацию банка "Глобэкс", что, по нашему мнению, ограничивает его (банка) текущее конкурентное положение и ставит его общую жизнеспособность под угрозу в отсутствии внешней поддержки», - объясняет S&P. Аналитики агентства считают, что за последние несколько лет существенно сократилась рыночная доля и уменьшилась способность банка генерировать стабильную выручку от своего основного бизнеса.

S&P может еще понизить рейтинги «Глобэкса», если увидит, что его жизнеспособность продолжит ослабевать в ближайшие год-полтора. Агентство может пересмотреть прогноз по рейтингам банка до стабильного, если увидит стабилизацию процесса ухудшения качества активов финучреждения.

Основанный в 1992 г. банк «Глобэкс» в 2008 г. был передан на санацию ВЭБу, в настоящее время является его «дочкой». Госкорпорации принадлежат 99,99% акций «Глобэкса». Одним из приоритетных направлений деятельности банка является кредитование предприятий реального сектора экономики.
http://www.vedomosti.ru/newsline/top/fi ... sp-globeks

Сообщение tea » 22 дек 2016, 11:27

21 декабря 2016 года 16:42
Утверждена стратегия ВЭБа до 2021 года
21 декабря. FINMARKET.RU - Наблюдательный совет ВЭБа под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева одобрил стратегию банка на период до 2021 года, сообщил журналистам глава ВЭБа Сергей Горьков.
За основу новую стратегию ВЭБа, руководство которого сменилось в начале года, набсовет принял еще в июне, планировалось доработать документ к сентябрю. В частности, было поручено разработать конкретные механизмы ее реализации, в том числе механизм продажи непрофильных активов. Затем рассмотрение доработанной стратегии планировалось на октябрь, а в итоге перенеслось на декабрь.
Предполагается, что у ВЭБа будет пять основных приоритетов: финансирование проектов высоких переделов в промышленности; развитие инфраструктуры; поддержка несырьевого экспорта, в том числе с использованием инструментария Российского экспортного центра; содействие процессу конверсии оборонных технологий в гражданские; поддержка инноваций и проектов Национальной технологической инициативы.
Опубликовано ИА "Финмаркет"
http://www.finmarket.ru/currency/news/4438189

Сообщение tea » 27 дек 2016, 10:27

ВЭБ объяснил причину основного убытка в 130 млрд руб.
26.12.2016
Большая часть основного убытка Внешэкономбанка (ВЭБ), сумма которого составляет примерно 130 млрд руб. по итогам 2016 года, вызвана продажей ADR (российские акции, которые обращаются на зарубежных биржах. — РБК) компании «Газпром». Об этом журналистам сообщил председатель банка Сергей Горьков, передает «РИА Новости».

По его словам, изначально в банке ожидали убыток за текущий год в размере 200 млрд руб. Результат оказался «значительно лучше, чем мы прогнозировали», — уточнил он. Горьков отметил, что убыток был рассчитан по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета).

«Только ADR «Газпрома» нам принесли минус 118 [млрд руб.], потому что есть историческая разница между той стоимостью, по которой мы продали. Достаточно большое время прошло — семь лет», — пояснил он.


Председатель ВЭБа также отметил, что общий объем внешних обязательств банка, по которым нужно будет расплачиваться в следующем году, составляет около 240 млрд руб.

В июне этого года заместитель председателя правления «Газпрома» Андрей Круглов заявил о намерении выкупить 3,6% своих акций у ВЭБа примерно за 130 млрд руб.

В середине июля стало известно, что «Газпром» подписал договоры с ВЭБом о приобретении 3,59% собственных акций. Сергей Горьков тогда выразил мнение, что сделка поспособствует существенному улучшению финансового положения Внешэкономбанка.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5860ffaa9a79475ecf474ab9

Сообщение tea » 27 дек 2016, 10:37

ВЭБ отпускает долги

Госкорпорация хочет переоформить санационный кредит в капитал
27.12.2016

Внешэкономбанк (ВЭБ) планирует продать дочерние Связь-банк и банк "Глобэкс" в первой половине 2017 года. Однако возвращать полученные от ЦБ средства на их санацию в размере 212,6 млрд руб. госкорпорация не намерена, планируя переоформить их в бессрочный субординированный кредит. Такая схема вряд ли устроит ЦБ, который вместо временного кредитора банковского сектора превратится в бессрочного санатора ВЭБа, полагают эксперты.

ВЭБ планирует переоформить полученный на санацию Связь-банка и банка "Глобэкс" кредит ЦБ в размере 212,6 млрд руб. в бессрочный субординированный заем. "Это может быть только в случае, если мы продадим банки,— уточнил вчера первый зампред ВЭБа Николай Цехомский.— Это форма такого субординированного кредита, то есть это и не долг, и не капитал — такая специальная форма, которая приравнивается к капиталу". Он подчеркнул, что соответствующая договоренность есть между ВЭБом и ЦБ. Пресс-служба ЦБ вчера отказалась прокомментировать эту тему. Ранее обсуждалось, что ЦБ может лишь реструктурировать этот кредит по более низкой ставке, что снизило бы его стоимость для госкорпорации, однако не освободило бы от обязанности его возвращать.

Переоформление долга в капитал возможно по нормам "Базеля-3". Эта процедура позволит ВЭБу соблюдать определенные значения нормативов по капиталу, записанные в соглашениях по его облигациям. В начале лета был принят закон, позволяющий конвертировать долг ВЭБа перед ЦБ в субординированный кредит, однако его срок в документе не указывался.


При этом прежнее руководство ВЭБа в январе текущего года рассматривало вариант передачи своих банков АСВ "по рыночной стоимости", планируя всю выручку от сделки направить на досрочное погашение обязательств ВЭБа перед ЦБ. Очевидно, что сегодня невозможно продать эти банки так, чтобы компенсировать значимую часть долга. Согласно 123-й форме отчетности на 1 декабря, собственный капитал банка "Глобэкс" составил 25,2 млрд руб., Связь-банка — 46,3 млрд руб., но объем проблем у каждого банка тоже значительный. Однако сколько бы ни выручил ВЭБ от их продажи, судя по всему, эти средства не планируется направить на погашение задолженности перед ЦБ.

Такая реструктуризация предоставленного ЦБ займа, по сути, его прощение, указывают эксперты. "Понятно, зачем это нужно ВЭБу: в текущей ситуации госкорпорация в силу своего сложного финансового положения не может выйти на рынок и привлечь финансирование по адекватным ставкам, чтобы погасить долг ЦБ",— поясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. При этом ЦБ берет на себя более высокий риск по сравнению с другими кредиторами. "Этот субординированный заем может быть списан в случае, если норматив достаточности базового капитала Н1.1 опустится ниже определенного уровня (установленного соглашением сторон.— "Ъ"),— указывает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин.— Причем это значение может быть установлено выше минимального значения 4,5% для коммерческих банков".

Докапитализация ВЭБа — это забота правительства, а не ЦБ, подчеркивают эксперты "В данном случае фактически докапитализация ВЭБа делается за счет ЦБ, что является крайне неблагоприятным для регулятора",— считает Наталия Орлова. "Это демонстрация очень плохой практики, так как ЦБ не имеет отношения ни к целям, ни к задачам ВЭБа,— согласен главный экономист "ПФ-Капитала" Евгений Надоршин.— Но фактически ВЭБ пытается поступить со своими кредиторами так, как с ним поступают его заемщики. Мне неизвестно о такой практике в мире, когда институты развития финансировались бы за счет средств ЦБ".

Эксперты уверены, что ЦБ на предложенную ВЭБом схему не согласится. Вряд ли Банк России имеет желание становиться за бессрочным кредитором ВЭБа, отмечает Евгений Надоршин. "Подобная практика может стать очень плохим сигналом рынку о том, что санационные деньги можно не возвращать, а переоформлять их в другие инструменты, а это изначально не обсуждалось и не планировалось",— предостерегает Наталия Орлова.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3182146

Сообщение tea » 30 дек 2016, 10:04

ВЭБ докапитализировал Связь-банк на 16 млрд рублей
Прайм 29.12.2016
Внешэкономбанк (ВЭБ) приобрел дополнительные акции Связь-банка (входит в группу ВЭБ) на 16 млрд руб., сообщается на сайте ВЭБа. Соответствующее решение было принято наблюдательным советом Внешэкономбанка в сентябре 2016 г.
«По итогам размещения дополнительного выпуска акций Связь-банка доля ВЭБа в уставном капитале дочернего банка составила 99,77%», - говорится в сообщении.
Отмечается, что Банк России зарегистрировал отчет об итогах дополнительного выпуска акций Связь-банка 26 декабря 2016 г. Размер уставного капитала Связь-банка по итогам докапитализации составил 45 млрд руб.
ВЭБ ведет переговоры с широким кругом потенциальных покупателей о продаже дочерних Связь-банка и банка «Глобэкс», говорил ранее в августе первый зампред ВЭБа Николай Цехомский, добавив, что банки будут поэтапно докапитализированы.
Глава госкорпорации Сергей Горьков 19 декабря сообщал, что ВЭБ в конце 2016 г. определит два-три финальных инвестора на покупку дочерних банков - «Глобэкса» и Связь-банка, окончательный список финалистов планируется утвердить в I квартале 2017 г.
http://www.vedomosti.ru/newsline/financ ... 671748-veb

Сообщение tea » 30 дек 2016, 10:05

Развитие встало на реформу
Как чувствуют себя спасатели в руках утопающих
30.12.2016

В 2016 году государство и один из его традиционно ключевых институтов развития Внешэкономбанк (ВЭБ), по сути, поменялись местами. Госкорпорации, долго использовавшейся в качестве спасательного круга для проектов в разных отраслях, самой потребовалась реанимация. Новый глава ВЭБа Сергей Горьков и его команда за год смогли серьезно изменить атмосферу внутри компании, но вот с накопленными за многие годы проблемами разобраться так и не удалось. Удастся ли в итоге восстановить институт и его роль для экономики, до сих пор вопрос.

В кризис, когда рыночные подходы перестают работать, значимую роль приобретают институты развития. Фактически через них государство стимулирует экономику и поддерживает наиболее уязвимые сферы бизнеса или конкретные предприятия, финансирует значимые инфраструктурные проекты. Однако один из ключевых российских институтов развития ВЭБ в 2016 году в этой роли фактически больше не выступал.

Госкорпорация активно играла роль спасателя еще с кризиса 2008 года: санировала "Глобэкс" и Связь-банк, финансировала олимпийские стройки, участвовала в решении проблем ряда стратегических предприятий, например концерна "Тракторные заводы", угольного холдинга "Сибуглемет", украинского Индустриального союза Донбасса. Все это привело к накоплению масштабных долгов, на начало года оценка необходимой поддержки ВЭБа доходила до 1,3 трлн руб.

Еще в конце 2015 года президент Владимир Путин прямо признал, что многие институты развития "превратились в настоящую помойку для плохих долгов". Спустя пару месяцев Владимир Дмитриев, возглавлявший ВЭБ более 12 лет, уступил место выходцу из Сбербанка Сергею Горькову. Именно его задачей стало спасение спасателя, и она оказалась очень непростой.

"ВЭБ напоминает большой танкер, который, чтобы остановиться, должен начать тормозить минут за сорок",— отметил один из партнеров госкорпорации. Сергей Горьков решительно изменил направление движения, но, похоже, не нажал на тормоз. Его команда сразу приступила к формированию нового ВЭБ 2.0, но почему-то начала, по сути, снаружи, а не изнутри. Вместо "стаканов" на входе в большое суровое здание ВЭБа, которые, как вспоминают сотрудники, пугали клиентов, поставили прозрачные турникеты. Полузаброшенное пространство под куполом на крыше, которое использовалось как склад, переделали в креативную лабораторию SkyLab, где проходят совещания, презентации, лекции. Часть первого этажа перестроили в столовую, чтобы не приходилось, как раньше, разогревать еду в микроволновках. Работал в этих обновленных условиях обновленный коллектив: ВЭБ расстался с 40% сотрудников, которые, по мнению руководства, не подходили под определение "лидеры перемен".

Оставшимся сразу определили корпоративные ценности: развитие, лидерство, партнерство, команда, честность и патриотизм. А также принципиально другие, чем раньше, задачи: новая команда решила превратить ВЭБ хотя бы частично в рыночного игрока. О новых масштабных проектах с участием госкорпорации, кроме спасения ее самой, в 2016 году ничего слышно не было. Зато топ-менеджеры ВЭБа много говорили о блокчейне, дизайн-мышлении и прочих "прорывных технологиях".

Новый образ госкорпорации, созданный за год Сергеем Горьковым, выглядит привлекательно. Однако за этим уже почти современным фасадом по-прежнему скрываются обломки и проблемы старого ВЭБа. Финансовое положение госкорпорации принципиально не улучшается. Риски те же, показатели качества активов, капитализации и доходности слабые. Несмотря на снижение объема кредитного портфеля и субсидии из госбюджета (150 млрд руб. в 2016 году), ВЭБ продолжает получать убытки. В 2017 году ему предстоит погасить около $2 млрд публичного долга, а бюджету — потратить на поддержку бывшего спасателя еще 150 млрд руб. В 2018 году — объем погашений $2,5 млрд, поддержка из бюджета может составить те же 150 млрд руб.

Таким образом, получается, что государство и ВЭБ поменялись местами. Произойдет ли обратная рокировка и станет ли госкорпорация вновь институтом развития, цель которого поддержка экономики,— вопрос открытый.
http://www.kommersant.ru/doc/3169257

Сообщение tea » 10 янв 2017, 10:01

Статья опубликована в № 4236 от 09.01.2017 под заголовком: Проверка на «помойке»
Счетная палата завершила расследование ситуации в ВЭБе
Причина проблем не только в «политических» проектах и санкциях, но и в управленческих решениях
09 января 00:02
• / Ведомости
Счетная палата провела расследование, что довело Внешэкономбанк (ВЭБ) до его состояния за 2010–2017 гг. Общий вывод – банк превратился в «помойку» (так его назвал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию) не только из-за решения государственных задач и западных санкций, но и из-за управленческих решений: зачастую деньги расходовались бесконтрольно.
ВЭБ был создан как банк развития, но стал инструментом реализации нерентабельных политических проектов и превратился в банк плохих долгов, пишет Счетная палата. С 2008 г. ни одна из стратегий ВЭБа не была завершена в срок, констатирует Счетная палата. К проблемам с активами добавились и проблемы с пассивами – санкции ограничили фондирование за рубежом. Государству пришлось спасать банк (см. врез), назначен новый руководитель Сергей Горьков.
ВЭБ брался за все индустрии, у него не было специализации, объяснял уже новый топ-менеджмент ВЭБа. Сейчас ВЭБ разработал и принял новую стратегию – до 2021 г., напоминает представитель банка. Приоритеты: инфраструктура, промышленность высоких переделов, экспорт, перевод оборонного производства на выпуск продукции гражданского назначения, инновации. Других сфер банку не нужно – например, он уже отказался финансировать производство шампиньонов, рассказывал Горьков.
Сколько надо ВЭБу
По оценкам Счетной палаты, ВЭБу на финансирование обязательств в 2017 г. нужно 126,3 млрд руб., в 2018 г. – около 146 млрд, в 2019 г. – 30,3 млрд. Но только от государства ВЭБ получит по 150 млрд руб. каждый год. В этом году ВЭБу надо погасить 250 млрд, 100 млрд руб. банк нашел сам, говорил Горьков. Оценки Счетной палаты соответствуют данным о публичном долге ВЭБа, но у него есть межбанковские международные синдикаты, знает аналитик Fitch Антон Лопатин: пики погашений – в 2018 и 2020 гг. Помощь от государства и продажа активов позволит ВЭБу справиться, считает Лопатин.
Единственный показатель, который ВЭБу удалось даже перевыполнить, – рост кредитного портфеля до 1,8–2 трлн руб. к 2020 г. Помогло ослабление рубля: с января 2014 г. по апрель 2016 г. валютный портфель вырос на 13%, в рублях – в 2,34 раза до 2,3 трлн руб.
ВЭБ раздувал расходы, закупочная политика была непрозрачной, продолжает Счетная палата. Доля контрактов, заключенных неконкурентным способом, составляла от 80,5% в 2012 г. до 66,9% в 2015 г. Палата приводит пример: в 2013 г. ВЭБ заплатил «Финансовому резерву» за анализ документов для выдачи госгарантий 84,96 млн руб., хотя работу могли сделать сотрудники профильной дирекции ВЭБа.
Большие проблемы в управлении «дочками» ВЭБа (у него их девять). Например, Фонд развития малых городов в 2015 г. выделил всего 1,5 млрд руб. восьми моногородам из 319 существующих. (Всего бюджет для фонда выделил 15,4 млрд субсидий на 2014–2016 гг.) Административно-хозяйственные расходы фонда при этом составили 18,5%.
Непонятен Счетной палате посредник под названием «ВЭБ-инжиниринг». Он заключил с ВЭБом договор на разработку методологии экологической и социальной оценки инвестпроектов стоимостью 7,2 млн руб. и заказал эту работу компании EY за 3,2 млн руб.
В «ВЭБ-лизинге» в нарушение нормативных актов решения о сделках принимались в основном без рассмотрения финансовым комитетом. А Федеральному центру проектного финансирования хотя и удалось показать положительный годовой результат, но за счет дохода от депозитов: там лежала большая часть из 4,9 млрд руб., внесенных ВЭБом в капитал «дочки».
Большая часть полученных от государства 150 млрд руб. ушла на докапитализацию «дочек», сетует топ-менеджер ВЭБа, а единственная более или менее эффективная из них – «ВЭБ-инновации».
Теперь у всех «дочек» будут стратегии, в некоторых уже прошла смена топ-менеджмента, начата перенастройка бизнес-процессов, утверждает представитель ВЭБа.
У ВЭБа было не просто плохое управление: десятки разрозненных направлений, каждое из которых функционировало, не согласовывая действия с другими, рассказывает человек, близкий к ВЭБу.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... alata-vebe

Сообщение tea » 10 янв 2017, 14:57

Счетная палата проверила ВЭБ как институт развития
30 декабря 2016 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как института развития и осуществления ею функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва, средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в 2010-2015 годах и истекшем периоде 2016 года».

На данный момент в стратегических документах страны упоминание Внешэкономбанка (Банк) связано только с развитием финансовой, инновационной инфраструктуры, а также с поддержкой экспорта. Внешэкономбанк не включен в систему формирования государством стратегических решений как самостоятельный субъект. Для Банка не были определены государственные стратегические ориентиры по долгосрочным приоритетам развития в части отраслевой структуры и товарной номенклатуры, поэтому они не заложены в собственные стратегии ВЭБа. Как следствие, Банк не имеет возможности адекватно планировать свою деятельность в соответствии с общегосударственными стратегическими целями.

Проверка показала, что ни одна из действовавших с 2008 г. стратегий Внешэкономбанка не была завершена в установленный срок. Стратегии обновлялись в связи с существенными изменениями условий внешнеэкономической ситуации и неактуальностью установленных плановых показателей. В связи с этим отсутствовала возможность адекватной оценки выполнения среднесрочных показателей, установленных в стратегиях ВЭБа.

В проекте стратегии развития Внешэкономбанка до 2021 г. предусмотрены такие области инвестирования, как инфраструктура, промышленность, инновации, экология и экспорт. Это не в полной мере соответствует действующей редакции Закона «О банке развития», в соответствии с которым цели Банка - это также развитие особых экономических зон, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Недостатки действующей схемы выполнения ВЭБом функций института развития

ВЭБ сформировал уставный капитал ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (далее – ФЦПФ) в объеме 4,9 млрд рублей. На 1 января 2016 г. значительная часть средств находились на депозитных счетах, процентные доходы от которых формировали доход общества и обеспечивали положительный годовой финансовый результат. По состоянию на 1 января 2016 г. остаток свободных денежных средств и денежных эквивалентов на депозитах и расчетных счетах ФЦПФ составил 3,55 млрд рублей, или более 72% уставного капитала. Таким образом, не было обеспечено эффективное использование средств, внесенных в уставный капитал ФЦПФ.

В законах о федеральном бюджете в 2014-2016 гг. суммарно было предусмотрено 15,414 млрд рублей субсидий для финансирования деятельности НКО «Фонд развития моногородов» (далее – ФРМ).

В 2015 г. ФРМ осуществлял софинансирование на безвозвратной и безвозмездной основе расходов регионов и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах на общую сумму 1,459 млрд рублей. Средства поступили на финансирование инфраструктуры проектов в 8 моногородах (в 7 регионах) из существующих 319 моногородов. Административно-хозяйственные расходы составили 18,5% от суммы средств перечисленных бюджетам регионов в 2015 г.

Фактически схема работы ФРМ базировалась на безвозмездной передаче средств в моногорода через бюджеты регионов, что не соответствовало принципам проектного возвратного финансирования и не создавало финансовую основу для деятельности ФРМ после распределения всех выделенных бюджетных средств.

Банком с дочерней компанией ООО «ВЭБ-Инжиниринг» был заключен договор на разработку методологии проведения экологической и социальной оценки инвестиционных проектов на сумму 7,2 млн рублей. При этом ВЭБ Инжиниринг, воспользовавшись услугами ООО «Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги» по разработке указанной методологии, оплатило их в размере 3,2 млн рублей. Таким образом, услуги ВЭБ Инжиниринг обошлись Внешэкономбанку более чем в два раза дороже стоимости услуг непосредственного исполнителя работ.

Стратегия развития ОАО «ВЭБ-лизинг» (Далее - Общество) на период 2011-2015 гг. и Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2011-2015 гг. в части, связанной с деятельностью ВЭБ-лизинг, были содержательно не согласованы и содержали разные числовые показатели. При этом Стратегия Внешэкономбанка не содержала принципиальных положений (стратегические цели, основные ориентиры и показатели деятельности), определяющих уставную деятельность ВЭБ-лизинг, специализированной структуры Внешэкономбанка, выполняющей законодательно установленные функции Банка развития в качестве «инструмента лизинговой поддержки субъектов российской экономики».

Анализ лизингового процесса в ВЭБ-лизинг показал, что в нарушение нормативных актов ВЭБ-лизинга, решения по сделкам принимались в основном без рассмотрения Финансовым комитетом Общества. Данная политика являлась рисковой, поскольку не проводился предварительный анализ сделок, как в части рисков Общества, так и с точки зрения платежеспособности лизингополучателей.

Результатом стало существенное снижение объема новых сделок в 2014 и 2015 гг. на 66% при значительном росте заимствований (157%).

Развитие кредитного портфеля и снижение задолженности

В условиях существенного изменения курса рубля результативность выполнения показателей роста объема кредитного портфеля была достигнута за счет переоценки валютной части портфеля. Сформированный в начале 2014 г. в Стратегии-2020 плановый показатель роста кредитного портфеля банка по консервативному сценарию к 2020 г. до 1,8-2 трлн рублей перевыполнен уже к 1 апреля 2016 г., достигнув показателя 2,3 трлн рублей за счет курсовых разниц валютной части портфеля. Так с января 2014 г. до 1 апреля 2016 г. рост рублевой части портфеля составил 35,6% (с 769,5 млрд рублей до 1 043,6 млрд рублей), объем валютных кредитов изменился на 13%, но в рублевом эквиваленте вырос в 2,34 раза (с 549,2 до 1 271,4 млрд рублей).

Результаты финансово-хозяйственной деятельности

Согласно отчетам о финансовых результатах за отчетные годы проверяемого периода в 2010-2013 гг. Внешэкономбанком была получена прибыль: в 2010 г. – 28,85 млрд рублей, в 2011 г. – 19,79 млрд рублей, в 2012 г. – 5,41 млрд рублей, в 2013 г. – 20,58 млрд рублей. В 2014-2015 гг. Банк получил убытки: в 2014 г. – 147,59 млрд рублей, в 2015 г. – 87,37 млрд рублей, а в I полугодии 2016 г. – 17,1 млрд рублей.

Анализ предстоящего погашения активов и пассивов Внешэкономбанка показал, что потребность Банка в финансировании своих обязательств составляет около 401,5 млрд рублей, в том числе: во втором полугодии 2016 г. – около 98,8 млрд рублей, в 2017 г. – около 126,3 млрд рублей, в 2018 г. – около 146 млрд рублей, в 2019 г. – около 30,3 млрд рублей.

Основной объем данных ресурсов был запрошен Внешэкономбанком из федерального бюджета.

Так, в 2016 г. Внешэкономбанку уже предоставлены средства федерального бюджета в сумме 150 млрд рублей на компенсацию части затрат по исполнению в 2016 г. обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала. В законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках подпрограммы «Формирование института развития проектного финансирования» госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» Внешэкономбанку предусмотрены бюджетные ассигнования по 150 млрд рублей ежегодно в целях недопущения дефолта по внешним заимствованиям, а также компенсации убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в государственную казну.

Осуществление закупочных процедур

Общий перечень условий, при которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, то есть неконкурентным способом, утвержден Положением о закупках Внешэкономбанка и насчитывает 42 позиции.

В проверяемый период процентное соотношение контрактов, заключенных неконкурентным способом, по отношению к общему количеству заключенных контрактов, составило от 80,5% в 2012 г. до 66,9% в 2015 г.

В ходе проверки установлено нарушение Внешэкономбанком Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части отсутствия информации о закупке у единственного поставщика в единой информационной системе по четырем договорам, заключенным Внешэкономбанком в 2013 г.

Внешэкономбанком принято неэффективное управленческое решение о заключении Договора возмездного оказания услуг от 20 сентября 2013 г. с ЗАО «Финансовый резерв» по проверке и анализу документов, связанных с выдачей и исполнением госгарантий (далее - Договор) на сумму 84,96 млн рублей (расчетно).

В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» Внешэкономбанк является агентом Правительства РФ. За выполнение функций агента Правительства выплачивается вознаграждение в общей сумме до 630 млн рублей. Для выполнения указанных функций, включая проверку и анализ документов, связанных с выдачей и исполнением госгарантий, Банк располагает штатом сотрудников Дирекции государственных и корпоративных финансов (далее – ДГКФ).

Однако Банком без учета возможности выполнения данных работ силами штатного персонала ДГКФ, а также без учета вознаграждения, выплачиваемого из федерального бюджета, произведены расходы на оплату указанных услуг в размере 84,96 млн рублей. При этом стоимость услуг, оказываемых исполнителем по Договору, определялась исходя из почасовой ставки в размере 14,16 тыс. рублей в час и фактического количества затраченных часов, которое не должно превышать 6 000 часов в год.

Норма рабочего времени в 2013 г. (при 40-часовой рабочей неделе) составила 1970 часов. Услуги по Договору, исходя из максимального количества часов в год (6000), могут быть оказаны за год силами трех человек. При этом средние расходы на оплату труда трех сотрудников ДГКФ в 2013 г., составили 6,46 млн рублей.

При таких обстоятельствах заключение данного Договора и осуществление расходов на оплату услуг в размере 84,96 млн рублей не является экономически обоснованным.


Управление средствами пенсионных накоплений.

В проверяемый период Внешэкономбанк обеспечивал выполнение требований инвестиционных деклараций в части прироста инвестиционного портфеля, формируемого за счет средств пенсионных накоплений, переданных ему в доверительное управление.

Инвестиционный портфель ГУК с 1 января 2010 г. по 1 января 2016 г. увеличился на 1, 537 трлн рублей, минимальный прирост портфеля (2%) пришелся на 2014 г., что было обусловлено кризисными явлениями в экономике, значительным снижением цен рублевых облигаций, ростом ключевой ставки Банка России.

По итогам 2012-2013 гг., а также 2015 г., доходность инвестирования средств расширенного инвестиционного портфеля и портфеля государственных ценных бумаг была выше показателя годовой инфляции.

По итогам 2014 г. была зафиксирована отрицательная доходность по портфелю выплатного резерва и портфелю срочных пенсионных выплат на уровне 2,96% или 77,85 млн рублей и 2,69% или 6,09 млн рублей соответственно.

Наличие в расширенном инвестиционном портфеле непереоцениваемых активов (ГСО и отдельных выпусков облигаций корпоративных эмитентов) позволяет снизить влияние отрицательной переоценки на полученный доход от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В целях обеспечения выполнения обязательств перед ПФР и управления краткосрочной ликвидностью Внешэкономбанк активно использовал размещение средств пенсионных накоплений в депозиты и на счета доверительного управления в банках с государственным участием.

Коллегия приняла решение направить представление Внешэкономбанку.
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/29125

Сообщение tea » 12 янв 2017, 09:42

Бывшие сотрудники ВЭБа пожаловались Медведеву на незаконные увольнения
12.01.2016

Бывшие сотрудники ВЭБа пожаловались премьер-министру на нарушения трудового законодательства и невыплаты вознаграждений, пишет «Коммерсантъ». В ВЭБе заявили, что данные о нарушениях не соответствуют действительности

Как пишет «Коммерсантъ», в декабре прошлого года 50 сотрудников ВЭБа направили письмо председателю кабинета министров Дмитрию Медведеву, в котором пожаловались на «вопиющие и многократные нарушения трудового законодательства и кодекса корпоративной этики» со стороны нового председателя ВЭБа Сергея Горькова.

В письме отмечается, что «под предлогом экономической целесообразности происходят массовые сокращения», однако «сотнями набираются новые сотрудники — преимущественно из региональных и территориальных отделений Сбербанка и бывших сотрудников компании ЮКОС». Кроме того, в письме говорится о том, что сотрудников принуждают к увольнению по соглашению сторон при «беспрецедентном психологическом давлении».

Несмотря на то что Мещанская межрайонная прокуратура выявила нарушения трудового законодательства, а Государственная инспекция по труду проявила внеплановую проверку, подчеркивают авторы обращения к Медведеву, «нарушения и дискриминация сотрудников и бывших сотрудников старой команды продолжаются». Происходят массовые незаконные увольнения, невыплаты зарплат и премий, говорится в письме. В этой связи авторы просят премьера как главу наблюдательного совета ВЭБа провести «полномасштабную проверку».


В пресс-службе ВЭБа сообщили, что руководству госкорпорации известно о письме. Однако она считает свою кадровую политику соответствующей закону. Некоторые сотрудники, указали в ВЭБе, «уволились в 2016 году из-за несогласия с новой политикой, новыми правилами и возросшими требованиями к работе». Это люди, отметили в госкорпорации, «которые не справились с нагрузкой либо ушли на пенсию». Новая стратегия ВЭБа предусматривала «оптимизацию штатной численности», которая коснулась половины сотрудников старой команды.

Данные авторов письма о том, что в ВЭБе не выплачивают премий, госкорпорация назвала не соответствующими действительности. Согласно нормативным документам ВЭБа, действующим с 2010 года, премия за 2015 год была выплачена в конце 2016 года сотрудникам, состоящим в штате на дату издания приказа о премировании. Также Горькой говорил, что в конце 2016 года было решено выплатить премию всем сотрудникам, отработавшим в ВЭБе 2015 год, в том числе уволившимся в течение 2016 года.

Горьков был назначен на должность главы ВЭБа в феврале прошлого года. Как писал тогда РБК, он из команды главы Сбербанка Германа Грефа. Источник, близкий к ВЭБу, говорил, что руководство страны хотело бы назначить председателем госкорпорации самого Грефа, однако «поскольку это нереально, то [выбрали] одного из его заместителей, которого Греф выпестовал».

Горьков, выпускник Академии ФСБ, работал на руководящих должностях кадровой службы в нефтяных компаниях ЮКОСа. В ноябре 2008 года он был назначен директором департамента кадровой политики Сбербанка, а в октябре 2010 года стал зампредом банка.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/society/12/01/2017/58 ... ?from=main

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron