ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 16 мар 2017, 10:19

госкомпаний спускают по ступеням
Правительство готово снизить рейтинговые требования к уполномоченным банкам
16.03.2017
Как выяснил "Ъ", правительство планирует либерализовать требования к рейтингам банков, в которых могут размещать свои средства госкомпании. Уровень отсечения по рейтингу таких банков от агентства АКРА может быть снижен на три ступени — с А- (RU) до BBB- (RU) в связи с тем, что банков с более высокими рейтингами оказалось недостаточно. Впрочем, пока правительство корректирует уровни рейтингов для своих целей, банки так и не поняли перспективы их практического применения.

О том, что ко второму чтению законопроекта о правилах работы банков со средствами госкомпаний, госкорпораций и федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для ОПК, правительство планирует подготовить проект постановления о требованиях к уровню рейтингов таких банков, "Ъ" рассказали источники, близкие к обсуждению. По их словам, утвержденный на первом этапе обсуждения уровень рейтинга не ниже А- (RU) от агентства АКРА планируется скорректировать до BBB-. "Недостаточно банков смогут соответствовать рейтингу А-,— пояснил вносимые изменения собеседник "Ъ" в правительстве.— Нужно допустить к данной работе большее количество банков".

Рейтинг А- от АКРА означает "умеренно высокий уровень кредитоспособности" с "некоторой чувствительностью к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях в России". В то же время рейтинг BBB- подразумевает "умеренную кредитоспособность" и "более высокую чувствительность" к указанным факторам. Законопроект и сопутствующие ему постановления, по словам собеседников "Ъ", должны быть приняты этой весной.
Основное требование к банкам--получателям госсредств — капитал не менее 25 млрд руб., на 1 февраля 2017 года этому критерию соответствовал 41 банк.
Вторым важным требованием на первом этапе было участие банка в программе докапитализации ОФЗ (таких банков сейчас 33), а требования по рейтингам в законе отсутствовали. Норма с ОФЗ перестала быть репрезентативной после краха сразу двух банков в 2016 году — Татфондбанка и банка "Пересвет". Стало понятно, что получение ОФЗ не может быть критерием отбора банков-получателей. Поэтому было решено ввести требования по рейтингам от российских агентств.

Таким образом, желая исключить потенциально слабых игроков, Минфин чрезмерно ужесточил требования, что сократило число участников в несколько раз. На данный момент рейтинг А- и выше от АКРА имеют только шесть банков, из которых только пять соответствуют требованиям по капиталу. Рейтингу BBB- и выше сейчас соответствуют все банки, получившие рейтинги от АКРА, но только пять подходят по уровню капитала — Альфа-банк, банк "Санкт-Петербург", Совкомбанк, "Национальный клиринговый центр", а также Газпромбанк, которому, впрочем, как квазигосударственному банку рейтинг не требуется. По плану правительства, альтернативой обязательному наличию рейтинга является прямое или косвенное владение банка государством. Также исключение сделано для банков под персональными санкциями — РНКБ, "Россия" и СМП-банк. По словам источников "Ъ" в правительстве, планируется, что банков с необходимым уровнем рейтинга BBB- и выше АКРА по мере получения станет вдвое больше, чем сейчас.
В АКРА сообщили, что не участвуют в определении уровня отсечения рейтингов, используемых в нормативных актах. "Это прерогатива органов государственной власти",— заявила глава АКРА Екатерина Трофимова, добавив, что агентство обладает необходимой методологией и персоналом для присвоения достаточного количества рейтингов в обозначенные сроки, если клиенты не будут искусственно затягивать процесс.
Впрочем, пока очереди за рейтингами АКРА не наблюдается, отмечают участники рынка. Причина — в непонимании их практической значимости при достаточной высокой цене. "Непонятно, у каких банков они в итоге будут и на что повлияют",— указывает глава банка из топ-20. "Рейтингам АКРА должна быть альтернатива, было бы неправильно вводить такой критерий только от одного агентства из-за риска субъективной оценки",— считает топ-менеджер другого банка. По словам собеседников "Ъ" в правительстве, обсуждается включение в перечень требований в качестве альтернативы АКРА рейтинга агентства "Эксперт РА". Ранее Минфин также допускал такую возможность — после утверждения ЦБ рейтинговой модели агентства. Как сообщил "Ъ" гендиректор "Эксперт РА" Сергей Тищенко, методология агентства по присвоению кредитных рейтингов банкам уже успешно прошла проверку на соответствие требованиям ЦБ.
http://www.kommersant.ru/doc/3242777

Сообщение tea » 21 мар 2017, 11:01

ЦБ и АСВ нарушали процедуру отбора инвесторов для санации банков – Счетная палата
Интерфакс 20.03.2017
Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в ряде случаев нарушили процедуру отбора инвесторов для санации банков, сказал аудитор Счетной палаты Андрей Перчян, выступая на круглом столе в Госдуме.
По его словам, поправки в закон о банкротстве, которые вступили в силу в декабре 2014 г., установили ряд требований к нормативным актам ЦБ. В четырех случаях документы не были своевременно приняты Банком России – в частности, требования к инвесторам были утверждены с задержкой на год и четыре месяца.
«Вторая группа проблем связана с несоблюдением требований нормативных актов. Регулятивными актами агентства установлена процедура отбора инвесторов, однако проверка выявила, что в ряде случаев инвестор утверждался без проведения такой процедуры. В результате у одного из таких инвесторов - Татфондбанка - недавно лицензия отозвана. На наш взгляд, здесь сыграло свою роль нарушение процедуры отбора и то, что Банк России с большим опозданием утвердил требования к инвесторам», - заявил Перчян.
По мнению аудитора Счетной палаты, если не будет обеспечено своевременное принятие нормативных актов и контроль за их соблюдением, то при новом порядке также могут возникнуть старые проблемы.
«Есть общая нормативная база, предусматривающая разработку плана мер по финансовому оздоровлению банка. Содержание данного плана определено законом, он должен в обязательном порядке включать меры по сокращению расходов и увеличению доходов, срок восстановления достаточности капитала и ликвидности. Однако из 28 банков, санация которых начата в 2014-2016 гг., такие планы утверждены только по восьми банкам. Остальным 20 банкам деньги уже выделены, однако нет ни плана конкретных мер, ни целевых показателей, которые должны быть достигнуты, ни сроков. Причина этого - длительность сроков подготовки планов, а также их согласование с АСВ и Банком России», - заявил Перчян.
«Если сначала выдавать деньги, а только потом обсуждать, какие меры надо принять для оздоровления, на высокую результативность рассчитывать сложно <...> То есть нужно с самого начала проработать вопросы процедур и только потом - контроль за их выполнением», - добавил он.


ЦБ не станет санировать банки без нового закона
Интерфакс 20.03.2017
Банк России предупредил, что, скорее всего, не будет санировать банки, если не будет принят закон о фонде консолидации банковского сектора, так как больше не готов выдавать на их спасение льготные длинные кредиты. Об этом заявил зампред ЦБ Василий Поздышев на круглом столе в Госдуме.
С 2017 г. ЦБ вместо кредитной схемы намерен выделять финансирование проблемному банку напрямую в капитал. Кредитная схема подразумевает выдачу инвестору 10-летнего кредита по льготной ставке 0,51% для закрытия дыры в капитале санируемого банка. Эти средства раньше можно было вкладывать в рыночные инструменты под 10–12% годовых, что позволяло инвесторам закрывать дыру в капитале банка.
«Проблема с этим механизмом заключается в следующем: мы последовательно снижаем инфляцию и процентные ставки на рынке. Буквально через год-два ставки будут совершенно другими. Чтобы закрыть отрицательные чистые активы, допустим, в 10 млрд руб., в старой системе нужно было выдать 10–15 млрд руб., а в новых экономических реалиях, при новых ставках, чтобы закрыть сумму в 10 млрд руб. на 10 лет – 20 млрд руб. и больше. Таким образом, мы наводним наш рынок практически бесплатными деньгами. Вы сами понимаете, с какими рисками столкнется наша финансовая система», – заявил зампред ЦБ.
По оценкам Банка России, в случае сохранения существующего механизма суммы кредитов, выделяемых на финансовое оздоровление банков, увеличатся в разы.
«Мы хотим как минимум на значительный период времени отойти от предоставления средств большому количеству частных банков, потому что большинство частных групп уже являются санаторами и несут на себе бремя финансового оздоровления других банков. И новые санации были бы для них новой нагрузкой и, на наш взгляд, очень тяжелой нагрузкой. Поэтому мы предпочитаем проводить новые санации через фонд консолидации банковского сектора», – указал Поздышев.
Согласно законопроекту о фонде консолидации банковского сектора ЦБ будет санировать банки лишь при условии полного списания средств контролирующих акционеров (не только субординированных кредитов, как это происходило до сих пор) – кредитов, займов, депозитов и других требований в денежной форме. Для управления фондом санации будет создана управляющая компания (УК, ООО «Управляющая компания фонда консолидации банковского сектора»). Помимо инвестирования средств из фонда в акции или доли банков законопроект допускает возможность учреждения паевых инвестиционных фондов, в которые могли бы привлекаться средства сторонних инвесторов, рассказывает представитель ЦБ: это возможность, а не обязательство при создании УК. Фонд консолидации банковского сектора будет формироваться из отчислений ЦБ – сумма инвестиций будет определяться индивидуально советом директоров регулятора.
http://www.vedomosti.ru/newsline/financ ... ovat-banki

Сообщение tea » 21 мар 2017, 11:09

предъявили план

Счетная палата раскритиковала контроль санации
21.03.2017


Как санируются российские банки



Счетная палата выступила с жесткой критикой контроля оздоровления банков со стороны ЦБ. По данным ведомства, только по восьми из 28 санаций, начатых с 2014 года, утверждены планы финансового оздоровления (ПФО). На остальные проекты выделены немалые деньги, но нет ни целевых показателей, ни сроков их достижения.


Вчера на круглом столе в Госдуме, посвященном обсуждению законопроекта о фонде консолидации банковского сектора, Счетная палата обратила внимание на проблемы с текущими проектами санации. С 2014 по 2016 год были начаты процессы оздоровления 28 банков, но подавляющее большинство из них не имеют утвержденного плана оздоровления, сообщил аудитор Счетной палаты Андрей Перчан. "Такие планы утверждены только по восьми банкам,— уточнил господин Перчан (цитата по "Интерфаксу".— "Ъ").— Остальным 20 банкам деньги уже выделены, однако нет ни плана конкретных мер, ни целевых показателей, которые должны быть достигнуты, ни сроков". Такая ситуация парадоксальна, считают в ведомстве. "Если сначала выдавать деньги, а только потом обсуждать, какие меры надо принять для оздоровления, на высокую результативность рассчитывать сложно",— заключил он. На финансирование санации за все время АСВ предоставило 1,6 трлн руб.

Сроки подготовки ПФО в законе не определены. Но как сообщили вчера "Ъ" в ЦБ, "этот срок не должен превышать шесть месяцев с даты утверждения плана участия", то есть приятия решения о санации. Тот факт, что большинство банков оздоравливаются без плана, в ЦБ объясняют тем, что, проанализировав опыт прошлых лет, "Банк России расширил и детализировал требования к представляемой в плане финоздоровления информации, что требует более длительного времени подготовки качественного документа, удовлетворяющего этим требованиям". Отсутствие плана, подчеркивают в ЦБ, "не является препятствием для осуществления текущего надзора и не означает отсутствие контроля за ситуацией".

О наличии утвержденных планов финансового оздоровления "Ъ" сообщили в СМП-банке (санирует группу Мособлбанка, состоящую из трех банков), Транскапиталбанке (санирует Инвестторгбанк), МФК (санирует "Таврический"), Альфа-банке (санирует банк "Балтийский"). В большинстве из опрошенных банков сообщили, что план подготовлен и направлен на рассмотрение в ЦБ. "С тех пор как санации передали из департамента лицензирования в департамент надзора, все согласования ПФО заморожены,— говорит топ-менеджер одного из банков-санаторов.— Фактически уже более полутора лет ЦБ не согласовывает ни один ПФО. Они разрабатывают новую методику для утверждения планов, но как оперативно она будет создана и как ее применить к действующим проектам — непонятно".

Впрочем, по словам топ-менеджера другого банка-санатора, положение гораздо сложнее. "В каждом втором санируемом банке текущее положение противоречит параметрам ПФО, и утверждать план оздоровления исходя из первоначальных реалий — значит брать на себя громадную ответственность за все эти нарушения, чего, естественно, в ЦБ никто не хочет",— отмечает собеседник "Ъ". Согласно российской отчетности, из текущих санаций наиболее радикально изменилась ситуация в банке РОСТ, где объем кредитного портфеля с начала санации вырос в четыре раза, до 245 млрд руб., а объем просроченной задолженности — в 16 раз, до 40,7 млрд руб. Существенное увеличение (в несколько раз) кредитного портфеля и стремительный рост просроченной задолженности наблюдается также в Мособлбанке, банке "Траст" и Автовазбанке.

Объективно Счетная палата права, считает управляющий партнер НРА Павел Самиев. "По многим проектам санации создается впечатление, что ситуация там развивается безо всякого контроля со стороны ЦБ, и это очень странно, что санации идут давно, а ПФО нет",— отмечает он. "С учетом того что некоторым санаторам нужно было только длинное дешевое фондирование, а в санируемый банк переводились проблемные кредиты, ни о каком продуманном и эффективном ПФО говорить не приходится,— указывает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук.— Несмотря на запуск нового механизма, с текущими проектами ЦБ придется определиться и согласовать ПФО, иначе и без того не самая эффективная система будет все больше напоминать благотворительность со стороны государства".
http://www.kommersant.ru/doc/3247941

Сообщение tea » 22 мар 2017, 09:47

Статья опубликована в № 4285 от 22.03.2017 под заголовком: ЦБ заморозит всё
ЦБ может запретить банкам, в отношении которых введен мораторий, удовлетворять неденежные требования
Сейчас действие моратория распространяется только на денежные выплаты
21 марта 23:43
• Эмма Терченко,
• Ольга Адамчук
• / Ведомости
Действие моратория, который ЦБ вводит в отношении пошатнувшихся банков, следует распространить не только на денежные требования, но и на неденежные, чтобы ограничить возможность вывода активов недобросовестными банкирами, заявил председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Идея сейчас обсуждается с ЦБ, поправки будут сформулированы позже, уточнил он. Проблемные банки могут выводить активы не только путем денежных выплат, но и передавая иное имущество, не дожидаясь конкурсного производства, сообщил «Ведомостям» зампред ЦБ Василий Поздышев: «Поэтому регулятор предлагает распространить мораторий также на неденежные требования».
Условия моратория сейчас определяет закон о банкротстве. Согласно ему действие моратория распространяется только на денежные обязательства банков, которые возникли до момента назначения в банк временной администрации.
«Скорее всего, под действие новых поправок прежде всего подпадут операции по передаче имущества и ценных бумаг по сделкам, заключенным до введения моратория, срок исполнения обязательств по которым наступит уже в период моратория», – полагает партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. Сейчас на эти требования мораторий не действует, указывает он. Под мораторий сейчас также не подпадают денежные и неденежные требования «дочек» банков, если это прямо не указано в документе ЦБ, который определяет параметры установленного моратория, отмечает Олег Вьюгин, занимавший должность зампреда ЦБ в 2002–2004 гг.
У банка есть кредитор, который требует денег, а банк отдает вместо них неденежный актив, описывает Вьюгин типичную схему вывода таких активов. «Неденежные активы легко могут утекать из банка, есть масса способов», – говорит бывший сотрудник надзорного блока ЦБ. «Например, такие активы могут продавать, могут закладывать по ссудам, а долги не возвращать – таким образом активы (например, здания, земельные участки) отходят их новому владельцу», – рассказывает собеседник «Ведомостей».
Кто под мораторием
Регулятор не часто вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов и, как правило, после его истечения отзывает у банка лицензию. Так, ЦБ вводил моратории в семи банках – Нота-банке, Внешпромбанке, Первом чешско-российском банке, «БФГ-кредите», а также в Татфондбанке, Интехбанке и «Пересвете». Лицензии не лишился лишь последний – на прошлой неделе первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин сообщил, что регулятор близок к соглашению с кредиторами «Пересвета» о конвертации и объявлению плана спасения банка.
Часто ЦБ вводит мораторий одновременно с назначением временной администрации в банк, но это происходит уже тогда, когда состояние банка признается неудовлетворительным, констатирует он. «Мораторий на неденежные выплаты будет полезен, если ЦБ будет вводить ограничительные меры до того, как банк оказывается на грани падения. Если мораторий будет вводиться совместно с введением временной администрации, как это происходило во всех последних случаях, то расширение моратория на неденежные требования не даст существенного эффекта», – говорит аналитик S&P Анастасия Турдыева. Как правило, на момент введения временной администрации у банка остается не так много активов, реализация которых может покрыть обязательства перед кредиторами банка, отмечает она.
О необходимости останавливать работу проблемных банков в один день еще в сентябре прошлого года говорил зампред ЦБ Михаил Сухов (покинул Банк России в октябре 2016 г.). Тогда он отмечал, что регулятор может ввести мораторий только через семь дней после возникновения неплатежеспособности банка, что позволяет выводить активы и создает дополнительные трудности с ликвидностью при санировании. Введение моратория на денежные требования одновременно с назначением временной администрации практически согласовано, заверил Аксаков.
Объем неденежных обязательств у банков достаточно существенный, поэтому с точки зрения контроля над такими активами введение моратория на неденежные обязательства – полезная инициатива, считает Вьюгин.
Представитель АСВ не ответил на вопросы «Ведомостей».
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... rebovaniya

Сообщение tea » 23 мар 2017, 10:14

Статья опубликована в № 4286 от 23.03.2017 под заголовком: Набиуллина идет на второй срок
Набиуллина идет на второй срок
Президент намерен продлить полномочия председателя ЦБ на пять лет
23 марта 00:38
• Ольга Кувшинова
• / Ведомости
Путин в среду на встрече с Набиуллиной сообщил ей, что внесет в Госдуму ее кандидатуру для продления полномочий на посту председателя Центробанка (см. врез). Президент выразил надежду, что ЦБ под руководством Набиуллиной продолжит действовать независимо и уверенно.
В сентябре 2013 г. ЦБ стал финансовым мегарегулятором. Под руководством Набиуллиной ЦБ провел несколько ключевых реформ: денежно-кредитной политики (ДКП), оздоровления банковского сектора, акционирования негосударственных пенсионных фондов, реформу надзора и страхового рынка.
Первый срок
Председателя ЦБ утверждает Госдума по представлению президента за три месяца до истечения срока полномочий. С июля 2013 г. он вырос с четырех до пяти лет. Полномочия Набиуллиной истекают в этом году: она возглавила ЦБ 24 июня 2013 г.
Ставки сделаны
С осени 2013 г. ЦБ постепенно отказывался от фиксированного курса рубля, сначала расширяя коридор допустимых колебаний. Окончательно отпустить рубль в свободное плавание пришлось немного ранее задуманного срока – в декабре 2014 г., а не с января 2015 г. – под воздействием обвального падения цены нефти, усиленного введенными против России финансовыми санкциями. Внешние шоки вызвали сильное давление на российскую валюту, ставшую в тот год одним из мировых рекордсменов падения. ЦБ отказался сдерживать это падение. «[Надо] не раздавать золотовалютные резервы и не палить их на рынке», – поддержал тогда Путин решение ЦБ.
Свободное плавание – часть реформы ДКП, заключавшейся в переходе к управлению ликвидностью посредством процентных ставок. Ранее ставка ЦБ играла техническую роль – на ее основе бухгалтеры рассчитывали пени и штрафы. ЦБ ввел понятие ключевой ставки, определяющей стоимость денег в экономике. Целью было управление инфляцией и инфляционными ожиданиями, которые в России традиционно высоки, – переход к политике таргетирования инфляции.
Набиуллина не в полной мере представляла, что ее ожидает, признавалась она «Ведомостям» в 2016 г.: никто не ожидал таких внешних шоков. Осенью 2013 г. ставка была 5,5% и все говорили о ее снижении, вспоминала Набиуллина: «Помню, как в своем первом выступлении говорила о том, что у нас большой потенциал для дальнейшего снижения ставки». Но вслед за девальвационным шоком экономика испытала инфляционный: за год темпы роста цен подскочили почти втрое, к февралю 2015 г. приблизившись к 17%.
ЦБ поставил себе цель снизить инфляцию до 4% в 2017 г. Эта цель близка к достижению (4,6% в феврале). Однако жесткость денежно-кредитной политики ЦБ – а реальная ставка сейчас выше 5%, одна из самых высоких в мире, – частый повод для упреков в адрес ЦБ.
Попытки бизнеса и чиновников повлиять на решения главы ЦБ успеха не имели, рассказывает высокопоставленный чиновник. Для Путина Набиуллина и есть финансово-экономический блок, говорит другой чиновник. Бизнесмены рассказывали, что на нее вообще нельзя повлиять: когда они жаловались на нее Путину, тот стоял за нее горой, пересказывает чиновник.
Президент не раз публично поддерживал ЦБ, подчеркивая недопустимость вмешательства в его политику и уверенность в правильности его действий. «Я не буду предлагать Эльвире Сахипзадовне дискутировать с вами, скажу за нее, что бы она вам ответила: необоснованное и преждевременное снижение ставки, чего бы очень, конечно, хотелось, может привести к инфляции и ослаблению национальной валюты, а если у нас ослабнет рубль, то тогда снизятся ваши инвестиционные возможности» – так ответил Путин Владимиру Потанину на съезде РСПП.
Лицензия на отстрел
Сергей Игнатьев, руководивший ЦБ с 2002 г., перед отставкой рассказал «Ведомостям» о масштабах теневых, в том числе криминальных, операций, оценив их почти в $50 млрд в год – столько было выведено из России только за 2012 г. Набиуллина получила от Путина карт-бланш на зачистку банков, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Банкиры называли это «лицензией на отстрел».
С 2013 г. ЦБ отозвал лицензии у 317 банков, рассказала на встрече с Путиным в среду Набиуллина: почти у каждого третьего. В 70% случаев причиной отзыва было обслуживание теневой экономики, сказала она. Масштабы незаконного вывода средств за рубеж в рублевом выражении сократились в 9 раз, указала она: с 1,7 трлн руб. ($53,5 млрд) в 2013 г. примерно до 183 млрд руб. ($2,7 млрд) в 2016 г., обналичивание – с 1,2 трлн до чуть более 0,5 трлн руб. «Есть чем дальше заниматься», – отметила Набиуллина.
Перед началом оздоровления банковского сектора число банков, заподозренных ЦБ в сомнительных операциях, составляло 150. Работу планировалось завершить за три года, но в феврале 2017 г. Набиуллина заявила, что пройдена только половина пути – помешали кризис и ухудшение банковских активов. На завершение этого процесса у ЦБ уйдет еще 1,5–2 года вплоть до 2019 г., говорил в начале марта зампред ЦБ Василий Поздышев.
Надзор и санация
В 2016 г. Набиуллина объявила реформу надзора – она началась с кадровых перестановок. Свои посты покинули первый зампред Алексей Симановский и зампред Михаил Сухов – оба курировали надзор и проработали в ЦБ больше 20 лет. Надзорные функции территориальных учреждений начали передаваться в центральный аппарат.
В прошлом же году Набиуллина решила реформировать «дорогой и неэффективный» механизм банковских санаций – передать контроль за этим процессом от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и рыночных инвесторов в ЦБ. Попутно Набиуллина убедила правительство в том, что и контроль в самом АСВ должен перейти к ЦБ.
Как мегарегулятор, ЦБ активно взялся за чистку и страхового рынка: в середине 2013 г. в реестре ЦБ было 443 страховщика, к началу 2017 г. – 256. Только за последние два года ушло 150 компаний – все они не соответствовали требованиям ЦБ по финансовой устойчивости и платежеспособности. В прошлом году Набиуллина лично подключилась к решению кризисной ситуации на рынке ОСАГО: заявила о поддержке законопроекта о приоритете натурального возмещения и подчеркнула, что между страховой компанией и страхователем должны перестать фигурировать деньги. Если не ограничить возможности мошенничества на рынке ОСАГО, он может стать убыточным в 2017 г., заявила она.
Длинные деньги
Первый этап расчистки пенсионного рынка начался в 2015 г. при вступлении в силу системы гарантирования прав застрахованных лиц: в марте 2017 г. действовало лишь 74 частных пенсионных фонда, при этом лишь 41 был допущен в систему гарантирования. Самый известный скандал произошел в 2015 г. с НПФ, которые контролировал Анатолий Мотылев: семь его фондов лишились лицензии.
Сейчас ЦБ вместе с Минфином выступает соавтором пенсионной реформы, пытаясь запустить систему индивидуального пенсионного капитала – личных пенсионных накоплений граждан. Набиуллина выступала за сохранение обязательной накопительной системы, но правительство третий год вводит мораторий на накопительные взносы. Накопительная пенсионная система имеет критическое значение для того, чтобы в стране был рынок капитала и собственные длинные деньги, а их наличие имеет критическое значение для долгосрочного финансирования устойчивого экономического роста, говорила Набиуллина.
«Очень влиятельна»
В 2014 г. Набиуллина вошла в топ-100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes, став единственной представительницей России в этом рейтинге. В 2015 г. журнал Euromoney признал Набиуллину лучшим руководителем среди центральных банков мира. В январе 2017 г. журнал The Banker назвал Набиуллину лучшим центробанкиром Европы.
Набиуллина – один из самых влиятельных людей в стране, уверяет федеральный чиновник. «У нее уникальное сочетание профессионализма, женской интуиции и здравого смысла, что очень важно при принятии решений, так как не все в экономике можно оцифровать», – говорит работавший замом у Набиуллиной замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Эта женская интуиция помогает ей тонко улавливать и настроение президента, и настроение людей, соглашается другой чиновник.
Набиуллиной прежде всего удалось изменить подход ЦБ к ДКП и надзору, говорит первый зампред ЦБ в 2002–2004 гг. Олег Вьюгин. «В новый срок председательства Набиуллиной кардинальных изменений уже не будет: задача –завершить реформу надзора, в этом и логика продления ее полномочий», – считает Вьюгин.
В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Анна Еремина, Дарья Борисяк, Илья Усов, Татьяна Ломская
http://www.vedomosti.ru/economics/artic ... llina-idet

Сообщение tea » 23 мар 2017, 10:20

АСВ расплатится новым офисом за долги Центробанку
23.03.2017
Бизнес-центр Mosfilmovsky на Воробьевых горах, стоивший Агентству по страхованию вкладов около 6 млрд руб., может стать новым офисом для сотрудников Банка России. По данным РБК, расстаться с высококлассными помещениями АСВ вынуждают долги перед Центробанком

Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) договорились о передаче Центробанку нового дорогостоящего офиса агентства — бизнес-центра Mosfilmovsky (часть комплекса «Дом на Мосфильмовской»), расположенного на Воробьевых горах в Москве. Об этом РБК рассказали сразу несколько источников, близких к обеим сторонам переговорного процесса.

Часть сотрудников агентства уже знают, что планы руководства изменились. «Недавно нам было объявлено, что здание перейдет ЦБ», — сказал один из собеседников издания. Эту информацию подтвердили и два источника из числа риелторов, не связанных с заинтересованными сторонами.

По данным собеседников РБК, официально договоренности с ЦБ были оформлены на недавнем заседании совета директоров АСВ.

В АСВ РБК сообщили: «4 марта 2017 года совет директоров агентства принял решение о передаче здания и машиномест офиса на Мосфильмовской Банку России».

В ЦБ уточнили, что совет директоров Банка России рассмотрит вопрос об использовании регулятором здания, принадлежащего АСВ. «Данное здание по решению совета директоров АСВ будет передано агентством Банку России в счет погашения части долга по полученным ранее кредитам», — сообщил представитель пресс-службы ЦБ.

Вынужденные переговоры

Передача офиса АСВ Центробанку стала для рынка неожиданностью. АСВ собиралось использовать офис исключительно для себя​. По словам источников, близких к АСВ, планировалось, что в новом здании разместятся сотрудники из офисов на Лесной, Летниковской улицах, офиса на Южном порту и частично из головного офиса на улице Высоцкого. Результатом должна была стать экономия на затратах на аренду и повышение эффективности АСВ за счет объединения в одном месте подразделений, сейчас разбросанных по всей Москве.

Причина отказа от столь привлекательных планов вынужденная, рассказывают собеседники РБК. Офис может быть передан АСВ в уплату по долгам перед Центробанком. Дело в том, что дефицит фонда страхования вкладов, истощившегося из-за активного отзыва у банков лицензий, уже несколько лет покрывается за счет кредитов Центробанка агентству. «Возвращать эти средства как-то нужно, и передача здания, например в порядке отступного, один из способов», — указывает один из источников РБК. Кроме того, это в русле лоббируемого ЦБ сокращения функций агентства, в частности передачи функции санации банков от АСВ к ЦБ, продолжает он: «В такой ситуации больше площадей АСВ не нужно».

«Здание и машиноместа передаются по стоимости, равной сумме капитальных вложений, которая будет зачтена в счет погашения части долга агентства по кредитам, предоставленным Банком России», — сообщили РБК в АСВ.

До сих пор подобного рода взаимоотношений — расплаты активами по долгам — между ЦБ и АСВ не было.

По сведениям РБК, с инициативой о передаче здания выступил ЦБ, а АСВ поддержало идею.

Неоплатный долг

Фонд страхования вкладов, традиционно пополнявшийся за счет ежеквартальных взносов банков, стал дефицитным в 2015 году, спустя полтора года с начала расчистки банковского сектора. Официально этот момент не фиксировался агентством. Оно просто перестало раскрывать на своем сайте данные об объеме фонда. С тех пор фонд финансировался Центральным банком.

Первоначально размер кредитной линии АСВ от ЦБ для пополнения фонда составлял 110 млрд руб. В октябре 2016 года Банк России увеличил лимит по кредиту на 220 млрд руб. «в целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов». Затем прошло еще несколько повышений лимита: в марте 2016 года — до 420 млрд руб., летом 2016 года — до 600 млрд руб. Сейчас лимит кредитной линии ЦБ составляет 820 млрд руб. ЦБ предоставлял эти средства на возвратной основе.

Как отмечает старший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Александр Данилов: «Какой бы ни был офис, его стоимость — это лишь малая часть имеющейся задолженности АСВ перед ЦБ. Причем понятно, что расчистка банковского сектора еще не закончена, поэтому размер долга будет только увеличиваться. Учитывая это, для его уменьшения хороши любые средства».

«Переезд в новый офис разумно делать в момент, когда организация прибыльна. В текущий момент АСВ операционно убыточно, и очень впору задаться вопросом о том, чтобы хоть как-то снизить обязательства», — говорит и один из источников РБК.

Новый дом

Офис на Мосфильмовской — класса А. Согласно данным выписки из Единого государственного реестра от 22 марта (данные в реестре оформляются с недельной задержкой), бизнес-центр Mosfilmovsky общей площадью около 15 тыс. кв. м в настоящее время принадлежит Агентству по страхованию вкладов. По материалам агентства, это девятиэтажное здание было приобретено за 3,94 млрд руб. у «Дон-строй инвеста» в октябре 2014 года. Позже расходы агентства, строившего себе новое и современное офисное здание, неоднократно увеличивались, в том числе за счет роста затрат на отделку помещений они в 2015 году выросли еще на 1,9 млрд руб. Таким образом, совокупно агентство израсходовало на него порядка 5,8 млрд руб. Как заявлял газете «Ведомости» представитель агентства, финансирование работ осуществлялось за счет собственных средств агентства.

В материалах госзакупок указано, что проектные, строительно-монтажные работы, а также работы по созданию инженерных систем и коммуникаций своего нового здания должны были быть выполнены к ноябрю 2016 года. Между тем в начале марта 2017 года агентство объявило новый тендер — по закупке у единственного поставщика услуг по обеспечению соответствия выполняемых на объекте строительно-монтажных работ технологическим, архитектурно-градостроительным, стилистическим и другим решениям, содержащимся в проектной документации. Данные услуги должны быть оказаны до конца мая.

Новому владельцу здания также может оказаться важна и вместимость бизнес-центра. По оценкам члена совета директоров Cushman & Wakefield Михаила Миндлина, для одного сотрудника обычно нужно 10 кв. м общей площади. Таким образом, в бизнес-центр на Мосфильмовской смогут переехать чуть больше 1,5 тыс. сотрудников ЦБ, подсчитал РБК.

Офисный дефицит

Для ЦБ вопрос расширения площадей именно сейчас очень актуален. «В результате реинжиниринга бизнес-процессов произошла централизация и передача функций от территориальных учреждений Банка России центральному аппарату, были созданы новые подразделения, более того, проблема размещения сотрудников довольно остро стоит уже с момента создания мегарегулятора. Банк России несколько лет вынужден использовать арендные площади для ряда подразделений», — уточнили РБК в ЦБ. Таким образом, на сегодняшний день внутренних резервов использования офисных площадей в зданиях Банка России, расположенных в Москве, не существует, добавил представитель пресс-службы Банка России.

Источники РБК, знакомые с ходом обсуждений этих вопросов, говорят, что в результате проводимой сейчас реформы надзора число рабочих мест в Банке России возрастет именно в Москве. «Во-первых, создается новый департамент оценки рисков, во-вторых, в рамках централизации надзора вакансии в регионах закрываются, а в Москве открываются, и все эти работники должны где-то сидеть», — пояснил РБК один из источников. Уже сейчас действующие сотрудники Центробанка активно перемещаются из одних принадлежащих регулятору зданий в другие с целью более эффективной рассадки и освобождения ряда площадей, рассказывают источники.

По мнению одного из них, учитывая насущную потребность Центробанка в новых площадях, потенциальная цена передачи офиса может быть сформирована и с меньшим дисконтом.

Пока не решено, какие именно департаменты Банка России могут переехать на Мосфильмовскую. Собеседники РБК не исключают, что, учитывая качество и расположение офиса, это могут быть менеджеры высшего уровня.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/23/03/2017/5 ... m=newsfeed

Сообщение tea » 24 мар 2017, 09:46

Банкам могут разрешить рассрочить на три года создание резервов по украинским «дочкам»
23.03.2017
Интерфакс/Ведомости

Центробанк России считает санкции Украины чрезвычайной ситуацией, поэтому разрешит банкам рассрочить на три года создание резервов по украинским «дочкам», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к регулятору.

«Банк России рассматривает решения украинских властей в отношении "дочек" российских банков на Украине как чрезвычайную ситуацию и в срочном порядке готовит специальное распоряжение, которым разрешает российским банкам формировать резервы на все потери по украинским "дочкам" в рассрочку в течение трех лет», ‒ сказал собеседник агентства.

Как сообщалось, 16 марта президент Украины Петр Порошенко ввел санкции против «дочек» пяти российских банков сроком на один год. Под ограничения попали «дочки» Сбербанка, Проминвестбанка, ВТБ и «БМ банка», а также VS Bank.
http://www.vedomosti.ru/newsline/financ ... rassrochit

Сообщение tea » 27 мар 2017, 09:56

Службу анализа рисков ЦБ возглавил недавний глава «ВЭБ-лизинга» Александр Дымов
24.03.2017 17:37
Александр Дымов назначен на должность руководителя службы анализа рисков Банка России, передает в пятницу пресс-служба регулятора.

«Приказом председателя Банка России с 24 марта 2017 года руководителем службы анализа рисков Центрального банка Российской Федерации назначен Дымов Александр Петрович», — говорится в сообщении.

Согласно материалам сайта ЦБ, деятельность службы анализа рисков курирует зампред Банка России Василий Поздышев, находящийся, в свою очередь, в подчинении первого зампреда Дмитрия Тулина.

Как рассказывала в феврале этого года банкирам на встрече в подмосковном пансионате «Бор» зампред ЦБ Ольга Полякова, основная задача службы анализа рисков, которая была создана в Центробанке в прошлом году, — оценка рисков в деятельности банков. Недавно было принято решение, что подразделение будет выполнять кросс-секторальные функции. Служба уже оказывает поддержку надзорным подразделениям, давая заключение по отдельным видам рисков, указывала зампред Центробанка, чьи слова приводились в материале Bankir.Ru.

Полякова уточняла, что со временем служба анализа рисков примет на себя функции, связанные с оценкой всех рисков, существующих в деятельности кредитных организаций, при этом модель работы кураторов банков существенным образом поменяется: если сейчас кураторы в основном сосредоточены на оценке кредитного риска, то в будущем их задачей станет оценка стратегических рисков кредитных организаций. «Куратор будет обязан хорошо понимать и уметь оценивать качество, конкурентоспособность, кредитоспособность той бизнес-модели, которую выбирает для себя кредитная организация», — поясняла Полякова.

По информации Банки.ру, новый руководитель службы анализа рисков ЦБ Александр Дымов — бывший топ-менеджер Сбербанка и «ВЭБ-лизинга».

В частности, Дымов возглавлял «ВЭБ-лизинг» в течение полугода в 2016-м, после того как Вячеслав Соловьев, руководивший компанией с момента ее покупки Внешэкономбанком, в марте перестал выходить на работу. Возглавив крупнейшую российскую лизинговую компанию в конце мая 2016-го в качестве исполняющего обязанности гендиректора, Дымов в середине июня был утвержден в должности генерального директора «ВЭБ-лизинга» сроком на пять лет, но уже в конце ноября покинул компанию, как указывали в «ВЭБ-лизинге», «по личным обстоятельствам».

До этого с 1993 года Дымов работал в Сбербанке, возглавлял аналитическое управление казначейства, управление налогового планирования. С 2010 года был председателем Северного банка Сбербанка, затем работал в блоке территориального развития кредитной организации.
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9632552

Сообщение tea » 28 мар 2017, 09:58

Статья опубликована в № 4289 от 28.03.2017 под заголовком: Непрозрачная санация
Новый механизм санации банков не станет прозрачным
К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства S&P
27 марта 23:37
• Илья Усов
• / Ведомости
Предложенный ЦБ механизм санации проблемных банков может оказаться непрозрачным – к такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства S&P. «Мы понимаем, что законопроект направлен на повышение эффективности механизма санации путем прямого участия в этом процессе регулятора. Однако нет конкретных предпосылок к тому, чтобы сделать его более прозрачным», – говорит аналитик S&P Екатерина Мурашевич.
ЦБ решил реформировать «дорогой и неэффективный» механизм санации летом прошлого года. Суть реформы сводится к тому, что финансовым оздоровлением будет заниматься фактически сам регулятор через подконтрольные ему специальный фонд и управляющую компанию, а Агентство по страхованию вкладов и рыночные инвесторы от этого процесса будут устранены, хотя возможности в законе сохранены. В феврале этого года Госдума приняла законопроект в первом чтении, вскоре должно пройти второе чтение.
Остается непонятным, как регулятор выбирает проблемные банки, которым требуется финансовое оздоровление, и каким образом оценивается объем средств для их спасения, говорит Мурашевич. Нет уверенности, что проблема будет решена после введения нового механизма, пишет S&P. Кроме того, новый механизм все же допускает возможность участия внешних инвесторов в процессе санации и требования к их деятельности не стали более жесткими по сравнению с действующими, указывают аналитики агентства. «Условия, на которых они теоретически могут участвовать, не ясны», – резюмирует Мурашевич.
Рыночные инвесторы скорее всего к санациям допущены не будут, говорит человек, близкий к ЦБ, но регулятор не хочет специально законодательно закрывать такую возможность.
Сколько стоит спасение
Всего на санации банков государство потратило 1,57 трлн руб., из них 1,3 трлн пришлось на кредиты ЦБ. Крупнейший проект – финансовое оздоровление Банка Москвы, на спасение которого направили почти 295 млрд руб. Большинство банков, которые проходят сейчас процедуру финансового оздоровления, было бы дешевле лишить лицензии, чем спасать, писали аналитики Fitch.
Непонятно, как регулятор сможет усилить контроль за рисками в банках, уже находящихся в процессе финансового оздоровления. «Банки-санаторы отражают на балансах санируемых кредитных организаций сделки с высоким риском, оказывающие давление на капитал, поскольку те имеют право не выполнять некоторые регуляторные требования», – говорит Мурашевич. Сейчас мы видим определенные инициативы по усилению контроля за капиталом банковских групп, процедурами управления их рисками, однако принятых мер до сих пор нет, сетует она.
«Любой процесс санации – это прежде всего набор мер, отвечающих конкретной ситуации. Регламентировать его до конца невозможно», – говорит аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Главное – закрепить мандат, кто и что имеет право и должен делать в рамках санации, а также закрепить ответственность за результат и установить, кто должен контролировать этот процесс и оценивать результаты, считает она.
Основные критерии при принятии решения о санации банка понятны – это значимость для устойчивости финансовой системы страны или отдельного региона и возможные потери для государства при банкротстве (выплаты застрахованным вкладчикам и убытки от потери средств госкомпаний), говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Учитываются и другие вещи, например влияние на социальную стабильность, наличие в банке работающих активов, готовность кредиторов участвовать в его спасении, – со стороны эти моменты трудно оценить, замечает он. «Что касается выбора инвестора, то процесс не очень транспарентен и критерии для инвесторов все еще достаточно низкие, позволяющие довольно слабым банкам выступать в роли санаторов», – говорит Данилов.
Повышенные риски присущи банковским группам и вне сценария санации, сложность банковской структуры позволяет завуалировать что-то, где-то обменяться активами, ликвидностью, капиталом – прибегнуть к регулятивному арбитражу, указывает Ульянова: «Повышенного внимания со стороны регуляторов заслуживают любые банковские группы, а не только те, что включают санаторов и санируемых».
«Пока то, что прописано в законопроекте, – это общие положения. Контроль над процессом санации будет у ЦБ, видимо, детали будут прописаны позже в нормативных актах регулятора, поэтому однозначно говорить о непрозрачности еще рано», – отмечает Геннадий Меликьян, занимавший должность первого зампреда ЦБ в 2007–2011 гг.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... m-sanatsii

Сообщение tea » 28 мар 2017, 10:01

Центральный банк рисков
Регулятор сам оценит крупных заемщиков
28.03.2017

Банк России готовит собственную систему оценки крупных заемщиков банков, с учетом которой будут формироваться резервы. Сейчас по одному и тому же заемщику размер резерва у банков может отличаться в несколько раз, как это было, например, с обанкротившейся авиакомпанией "Трансаэро". Новый подход позволит определить уровень резервирования исходя из совокупной долговой нагрузки заемщика и других факторов. Рейтинги получат все крупные компании, но точный круг их пока не определен.

О том, что ЦБ обсуждает с участниками рынка внедрение собственной модели оценки рисков заемщиков, "Ъ" рассказали несколько топ-менеджеров крупных банков. "Регулятор настроен решительно, потому что все чаще вскрываются ситуации, когда резервы у банка не соответствуют реальному положению заемщика",— говорит один из участников обсуждения. По словам собеседников "Ъ", ЦБ планирует сам отрейтинговать ряд крупных заемщиков (исходя из их активов; круг пока не определен), формировать резервы по выданным им кредитам банки должны будут исходя не из общего положения 254-П, а согласно рейтингу ЦБ. По информации собеседников "Ъ", методологию разрабатывает служба анализа рисков. В ЦБ отказались от комментариев.

Идея ЦБ стала особенно актуальна на фоне банкротства второй по величине в стране авиакомпании "Трансаэро". В середине 2015 года компания не смогла обслуживать долг в размере 260 млрд руб., в число ее крупнейших кредиторов входили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Абсолют-банк, Новикомбанк, МКБ, Промсвязьбанк, МФК, МИнБ и др. После краха "Трансаэро" выяснилось, что у ряда кредиторов резервы минимальны и доформирование в адекватном объеме (100% размера кредита) может серьезно ударить по капиталу. ЦБ пришлось пойти на беспрецедентные меры и разрешить банкам растянуть формирование резервов по кредитам "Трансаэро" на год.

Общее положение ЦБ по резервам 254-П дает возможность формировать их по каждой группе заемщиков в широком диапазоне. "Внутренние методики оценки финансового положения заемщиков могут различаться от банка к банку",— поясняет руководитель департамента риск-менеджмента банка "Уралсиб" Наталия Тутова.

"На фоне недостаточно развитой системы обмена информацией о кредитных историях юрлиц это может приводить к тому, что кредитный риск одной и той же компании разные банки оценивают по-разному",— продолжает Наталия Тутова. На практике нередко один и тот же заемщик может в одном банке хорошо обслуживать кредит, во втором реструктурировать свою задолженность, а у третьего быть в просрочке, объясняет топ-менеджер крупного банка. По его словам, если регулятор будет сам указывать размер резерва по конкретному заемщику, то в его оценке будет учитываться качество обслуживания всех долгов и всем кредиторам придется формировать провизии исходя из оценки ЦБ, в целом объем резервов вырастет.

Эксперты считают идею ЦБ верной, но ее реализация вызывает вопросы. "Это правильное направление, но сопряженное с риском монополизации суждения,— предостерегает руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук.— В сегменте крупного бизнеса к отраслевым особенностям добавляется множество нюансов финансовой политики, управления долгом, стратегии и инвестиционной программы. Все это требует тщательного анализа в тесном контакте с менеджментом и акционерами компании".

По словам собеседников "Ъ", ЦБ уже ужесточает подход к формированию резервов. "Раньше банки получали акты проверки с оценкой ЦБ и почти всегда могли привести аргументы и добиться значительного снижения объема дополнительных резервов,— говорит руководитель департамента риск-менеджмента банка из топ-10.— Сейчас кредитные организации нередко получают "письма счастья" о необходимости создать резерв в конкретном размере без возможности его оспорить".

По мнению экспертов, более рациональным выглядит комбинированный подход. "Стоит принимать во внимание не только собственную экспертизу регулятора, но и внешние независимые оценки кредитоспособности, в частности рейтинговых агентств",— считает Кирилл Лукашук, отмечая, что они обладают полной и актуальной информацией о финансовом положении компании и учитывают в рейтинге не только текущую, но и будущую кредитоспособность с учетом макроэкономической динамики.
http://www.kommersant.ru/doc/3254687

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7