Статья опубликована в № 4096 от 16.06.2016 под заголовком: «Мы оппортунисты в хорошем смысле этого слова»
«Мы оппортунисты в хорошем смысле этого слова»
Михаил Шамолин об инвестиционной стратегии АФК «Система» и о том, как топ-менеджеры разделят риски с акционерами
15.06.2016 Ведомости
Олег Сальманов, Ирина Скрынник
Пять лет назад АФК «Система» объявила, что корпорация начинает трансформацию в инвестиционную компанию, возглавлять этот процесс был поставлен Михаил Шамолин. С тех пор АФК изменила подход к управлению активами, стала более понятной и прозрачной для инвесторов. Последние корпоративные новации «Системы» – обязанность топ-менеджеров инвестировать часть годового дохода в капитал компании и объявление дивидендной политики: минимальная дивидендная доходность акций установлена на уровне 4%. АФК, лишившаяся такого крупного актива, как «Башнефть», строит инвестиционную политику на диферсификации вложений. Ключевой актив – МТС приносит 60% выручки, но доля других портфелей растет. Об идеологии изменений в компании и ее планах Шамолин рассказал «Ведомостям».
.....
«МТС банк»
– Вы говорили два года назад о возможностях синергии МТС с «МТС банком». Эта история затормозилась?
– Нет, она идет полным ходом. Другое дело, что проблемы интеграции IT-систем, преодоление ряда юридических вопросов оказались намного сложнее, чем мы думали изначально. Но скоро, я думаю, уже появится ряд продуктов, крайне интересных для рынка. Один из продуктов, который мы уже запустили, – это дебетовая карта, которая будет привязана к мобильному счету абонента МТС. Например, если держатель карты тратит с нее определенную сумму в месяц или сохраняет на ней минимальный остаток на каком-то уровне, то мобильная связь от МТС ему предоставляется бесплатно. То есть клиент пользуется финансовыми услугами и получает в награду за это бесплатную мобильную связь. Мы рассчитываем, что такого рода продукты дадут синергию, которая позволит МТС стать для своих клиентов не только оператором связи, но и провайдером финансовых услуг. Например, уже сейчас в любом салоне-магазине МТС можно открыть карту, получить кредит на приобретение телефона – «МТС банк» очень активно развивается в сфере кредитования в салонах-магазинах МТС. Кроме того, если абонент МТС приходит за кредитом, то с его согласия его история платежей скоро будет учитываться при составлении для него скоринговой модели при определении условий и размера кредита. И качество скоринга, естественно, повышается. Если человек 10 лет был клиентом МТС, исправно платил, то это о чем-то говорит.
– В этой связи нет планов, например, полностью продать «МТС банк» МТС и сделать телекомфинансовую компанию?
– Пока таких планов нет.
– В будущем вы рассматриваете такую возможность?
– Трудно сказать. Дело в том, что у «МТС банка» есть несколько компонентов. Один бизнес – розничный. Скорее всего мы будем развивать этот бизнес под брендом МТС. А вот ипотека, где другие суммы, другое кредитование, вполне может оставаться под брендом «МТС банка». А еще корпоративное кредитование. Любому банку в России, чтобы быть устойчивым, хорошо иметь также корпоративный компонент.
– Владельцы многих крупных банков говорят сейчас, что, пока у нас в стране недозагруженность мощностей, кредитовать производство просто бессмысленно и очень высокорискованно, потому что некуда сбывать продукцию.
– Вопрос в качестве проекта, качестве инвестиционных идей и качестве людей, которые эти идеи реализуют. Как только появляется – по крайней мере в нашей практике – хорошая инвестиционная идея, хороший актив, на него моментально выстраивается очередь желающих – и банки хотят кредитовать. Никто не хочет давать деньги под плохие непонятные проекты.
– Об этом и речь: реальных корпоративных кредитов, которые были бы интересны, немного.
– А мы не ставим себе задачу стать огромным корпоративным банком. Мы ставим задачу быть банком надежным, стабильным, доходным.
– В чем тогда ваше преимущество перед крупными банками?
– Преимущество № 1 – кредитование компаний группы АФК в тех пределах, которые разрешает Центробанк. У нас также есть зарплатные проекты, у нас есть малый и средний бизнес в регионах, который мы знаем в том числе благодаря присутствию там МТС. У нас, в конце концов, фондирование за счет средств группы, которые лежат в банке. У нас есть ряд конкурентных преимуществ, которые мы можем реализовать. Мы не ставим нереальных задач типа «завтра мы переплюнем Сбербанк». Но иметь здоровую часть корпоративного бизнеса, мне кажется, имеет смысл. Да, розничный бизнес прибыльнее корпоративного, маржинальность там выше. Но он и более рискован.
– На конец 2014 г. 31% от валового портфеля «МТС банка» – это проблемные кредиты. За счет чего вы собираетесь поддерживать «МТС банк»?
– «У МТС банка» есть здоровый бизнес, есть плохой бизнес, как у любого банка. Бывают кредиты, которые просрочены. Но «МТС банк» сейчас зарабатывает прибыль на своих текущих активах и будет ею покрывать убытки по просроченным кредитам и т. п. Кроме того, «МТС банк» был докапитализирован на достаточно существенные суммы. Вопрос дополнительной докапитализации мы рассматриваем, но решение пока не принято.
.....
http://www.vedomosti.ru/business/charac ... i-horoshem