ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение Некурящий » 11 фев 2016, 17:27

ЦБ управится с рисками
Kommersant.ru | 11 февраля 2016 г. 8:40:00

ЦБ приступил к разработке проекта нормативного акта, который будет регулировать правила построения и работы систем управления рисками (СУР) для профучастников рынка ценных бумаг. В начале февраля уже состоялось два совещания с участием представителей отрасли. Рамочная концепция проекта предполагает дифференциацию требований к профучастникам в зависимости от размера бизнеса. Участники рынка считают, что принцип категоризации должен быть уточнен и дополнен.
В декабре 2015 года ЦБ опубликовал "Основные направления развития финансового рынка России на 2016-2018 годы". Согласно этой стратегии, нормативные документы, касающиеся систем управления рисками для финансовых посредников (брокеры, дилеры и доверительные управляющие), должны вступить в силу в 2017 году. Работа над проектом соответствующего нормативного акта уже началась — в начале февраля Банк России дважды собирал участников рынка для обсуждения концепции документа (в распоряжении "Ъ" есть презентация ЦБ). Предполагается, что сам регулятор разработает требования к организации СУР, внутреннему контролю и аудиту, а также пруденциальные нормативы. Функции разработки стандартов СУР и контроль над их исполнением должны взять на себя отраслевые СРО.
Согласно предложениям ЦБ, требования к системам управления рисками будут зависеть от размера бизнеса профучастников, которых для этого разделят на три группы. Крупным будет считаться финансовый посредник, суммарная доля совокупных оборотов которого в общем среднем совокупном обороте составляет не более 75%, а также имеющий на обслуживании 3% от среднего количества клиентов (юрлица и физлица) всех финансовых посредников. В эту категорию фактически попадет не более десяти компаний (согласно статистике Московской биржи по оборотам и количеству активных клиентов). Для таких участников рынка будут необходимы наличие обособленного ответственного за управление рисками сотрудника (рекомендовано наличие отдельного структурного подразделения), ведение реестров рисков, проведение стресс-тестов, самооценка, а также наличие методик процессов оценки риска, мониторинга и контроля, обмена информацией. .....
.....
© 2016. BankoDrom.ru.
http://www.bankodrom.ru/novosti/69281/

Сообщение tea » 12 фев 2016, 10:21

Надзорный блок ЦБ обозначил шесть задач на 2016 год
11.02.2016 22:26:34
БОР (Московская область), 11 фев /ПРАЙМ/. Зампред Банка России Василий Поздышев обозначил основные проблемы, которые намерен решать в 2016 году надзорный блок ЦБ.

Самая первая проблема, которая стоит перед ЦБ в 2016 году - это девалютизация банковских активов и пассивов, отметил Поздышев. "Риски валютных активов проявились очень серьезно. Если бы не проявились, вы бы не просили у нас "игрушечные" коэффициенты, "игрушечные" валютные курсы для расчета обязательных нормативов", - отметил он.

ЦБ в январе повысил коэффициенты риска по валютным кредитам, намерен увеличить отчисления в ФОР по валютным пассивам.

Вторая по значимости проблема - это пресечение кредитования компаний с признаками нереальной деятельности. "Мы в рамках проверок посетили большое количество "потемкинских деревень", некоторые из них были очень красивыми, мы делали самые разные опыты, эксперименты", - сказал зампред ЦБ.

Он рассказал, что регулятор проверял фирмы с признаками нереальной деятельности несколько раз до передачи списка таких компаний банкам и после. Порой при повторных проверках в некоторых фирмах обнаруживались следы реальной деятельности - появлялись "картинки, фотографии на стенах, были компьютеры, были люди, какие-то договора".

Банк России намерен увеличить требования по уровню резервов по кредитам компаниям с признаками нереальной деятельности с 50% до 100%.

Еще одна проблема, стоящая перед ЦБ - борьба с фиктивным капиталом банков. "Здесь я вижу большое количество схем по искусственному увеличению капитала. От них надо избавляться. Пока я делаю вербальную интервенцию, через 3-5 месяцев эти интервенции будут уже невербальными", - предупредил Поздышев.

Следующая актуальная для ЦБ тематика связана с кредитами физическим лицам. "Это риски портфельных ссуд. В портфелях есть два основных риска - вывод средств через кредит физическим лицам по поддельным паспортам, вторая тема - более сложная - манипуляция с помощью перевода кредитов из портфеля с одним уровнем просрочки в портфель с другим уровнем просрочки", - отметил Поздышев.

Инспекторы ЦБ будут проверять выборочно кредиты в розничных портфелях, и если по ним необходимо досоздать резервы, то это коснется и всех других кредитов из этого портфеля.

"Если по этой выборке мы увидим необходимость доформирования резервов относительно тех резервов, которые банк сформировал, исходя их уровня просрочки... Мы будем иметь возможность применить такое требование на весь портфель, из которого сделана выборка. Считаю, что серьезно", - сообщил зампред ЦБ. Он отметил, что в 2016 году эта мера вступит в силу.

ЦБ будет более активно оценивать залоги самостоятельно, поскольку видит довольно переоцененные залоги, порой в десятки раз, сообщил Поздышев. "Залог, несмотря на то, что он не находится на балансе банка, критически влияет на размер капитала банка, если он переоценен", - отметил он.

Банк России также готов скорректировать нормативную базу по нормативу Н25, проводит работу с банками, у который зашкаливает уровень кредитования бизнеса собственников.
https://emitent.1prime.ru/News/NewsView.aspx?GUID={B5A0CB21-BDDC-40D1-8DB5-C1C816385474}

Сообщение Некурящий » 18 фев 2016, 11:19

Перевод "террористический" / Регуляторы возьмутся за анонимные платежи
15.02.2016

В 2016 году российские банки и другие финансовые организации ждет рост нагрузки по выявлению и пресечению сомнительных операций. К борьбе с отмыванием, незаконным обналичиванием средств и выводом активов добавляются меры против финансирования терроризма. Российские и международные профильные регуляторы уже составляют перечень подозрительных в этом отношении операций. Лидируют в нем анонимные переводы и пожертвования через интернет и терминалы, в том числе краудфандинг. Им будут уделять "повышенное внимание" и в ряде случаев останавливать.

В общих чертах круг операций, которые могут быть признаны потенциально сомнительными и, как следствие, потребовать повышенного внимания банков и других финансовых организаций, в конце прошлой недели на встрече с банкирами в "Бору" описала замглавы Росфинмониторинга Галина Бобрышева. Из ее выступления следовало, что денежные переводы и сбор пожертвований — "основные уязвимости" с точки зрения борьбы с терроризмом. "Ъ" выяснил, о каких именно операциях идет речь и что власти намерены предпринять для их пресечения.

Как пояснил "Ъ" замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный, наибольший риск представляют анонимные переводы, в первую очередь через краудфандинг (сбор пожертвований), небольших сумм на обезличенные электронные кошельки через интернет. "Как правило, такие пожертвования маркированы обозначенной конкретной целью — то есть сбор средств формально идет, например, в пользу населения Сирии, Сомали и т. д.,— пояснил господин Ливадный.— Однако реальной целью сбора средств в таких случаях зачастую является финансирование исламских террористических группировок". В такой ситуации вовлеченными в финансирование терроризма могут стать даже лица, направлявшие средства на благие цели, но оказавшиеся введенными в заблуждение, отмечает он.
Интернет не единственный канал проведения сомнительных операций, которые могут прикрывать финансирование терроризма. Еще один способ — переводы через терминалы, рассказывают участники платежного рынка. "Казалось бы, переводы даже на мелкие суммы подлежат идентификации по двум документам, данные о которых оператор по переводу денежных средств в режиме онлайн сверяет с базами данных ФМС, ФНС и т. д., таким образом, всегда можно найти отправителя сомнительного перевода. Однако в случае с переводами иностранцев, например жителей других стран СНГ и ближнего зарубежья, данных о документах которых в этих базах нет, идентификация не происходит, и, имея в виду, что отправитель может быть и добросовестным, система переводит средства без идентификации. Такая анонимность дает возможность безболезненно финансировать кого угодно и что угодно",— отмечает источник "Ъ", знакомый с ситуацией.
В Qiwi, обладающей большой сетью платежных терминалов, подтвердили, что по базам госорганов можно идентифицировать только резидентов, а по многочисленным иностранцам, в том числе трудовым мигрантам из соседних стран, баз для проверки нет. "Если бы для нерезидентов были базы, например, с разрешениями на работу, это был бы выход из положения",— отмечают в Qiwi. По словам собеседников "Ъ" на платежном рынке, эта уязвимость может использоваться не только для прямого финансирования терроризма, хотя в отдельных случаях это именно так, чаще переводы идут "на оплату услуг наркодилеров, а уже от наркобизнеса — к террористам", поясняет другой источник "Ъ".

Активизация Росфинмониторинга в борьбе с терроризмом не случайна. В декабре в связи с обострением террористических угроз, в том числе после крушения российского самолета на Синайском полуострове и серии терактов в Париже, FATF (Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) провела экстренное совещание с финразведками стран-участниц, включая Россию, где было принято решение подготовить план практических мер по предотвращению финансирования терроризма.
В середине января Росфинмониторинг провел заседание консультативного совета при межведомственной комиссии по противодействию легализации, на котором запросил от участников финрынка информацию о возможных каналах финансирования терроризма. Уже на этой неделе FATF проведет очередное совещание, где страны, в том числе Россия, должны будут представить свои предложения. По результатам их консолидации и согласования с FATF итоговых мер Росфинмониторинг совместно с профильными ведомствами сформирует подлежащие непосредственному контролю признаки подозрительных операций, сообщил Павел Ливадный: "Банки и другие организации будут обязаны уделять им повышенное внимание и в случае реальной угрозы тормозить такие операции". Реализовать изменения планируется в течение этого года, уточнил он.
Перспектива дополнительной нагрузки банкиров не радует, но официально высказывать недовольство, учитывая серьезность вопроса, они не готовы. До сих пор масштабной прицельной борьбы с терроризмом банки не вели, "задач (по выявлению и пресечению прочих сомнительных операций: назаконному обналичиванию, легализации преступных доходов, выводу активов за рубеж и прочее.— "Ъ") хватало и без того", говорит источник "Ъ" на финансовом рынке. "Антитеррористическая борьба ограничивалась отслеживанием операций с участием физлиц, включенных в черный список экстремистов, составляемый Росфинмониторингом (по итогам 2014 года включал 4139 физических и юридических лиц, согласно годовому отчету службы.— "Ъ"),— отмечает еще один из банкиров.— Основной упор делался на борьбу с отмыванием, обналичиванием и незаконным выводом капитала, проявлять инициативу, выходя за рамки требований, в такой теме никто не рискует". Впрочем, добавляет он, если критерии будут достаточно четкими, встроить их в систему комплайенса вполне возможно.

Ольга Шестопал
Газета "Коммерсантъ" №25 от 15.02.2016, стр. 1
http://kommersant.ru/doc/2916753

///// И еще цель всего этого - воспрепятствовать финансированию:
- оппозиционной политической деятельности
- раздражающей власти общественной деятельности.

Сообщение tea » 18 фев 2016, 12:19

18.02.2016, 10:54
ЦБ сможет запрашивать информацию у компаний при проверке банков

Банк России в рамках проверок кредитных организаций сможет запрашивать информацию не только у других банков и органов государственной власти, но и у компаний. Соответствующий проект поправок в инструкцию №147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» размещен на сайте регулятора.

Согласно пояснительной записке, проверяющие органы будут наделены правом запрашивать документы и информацию, необходимые для установления фактических обстоятельств, не только в других кредитных организациях, федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации и правоохранительных органах, но и в иных организациях.

Сейчас проект проходит публичное обсуждение, во время которого будет оценено его регулирующее воздействие. Поправки вступят в силу через десять дней после официального опубликования указания об их внесении в инструкцию.
http://www.kommersant.ru/doc/2918884

Сообщение Некурящий » 18 фев 2016, 12:48

Так, ЦБ РФ будет наделен правом запрашивать... А компании будут наделены обязанностью отвечать на эти запросы?

Сообщение Не_Пью » 21 фев 2016, 00:39

Некурящий писал(а):Так, ЦБ РФ будет наделен правом запрашивать... А компании будут наделены обязанностью отвечать на эти запросы?

Могут и не отвечать, но тогда по ссудам 5 категория и 100% резервов банку... В проекте.... А там уж пусть думают... Отвечать или нет...Борьба с нереальной деятельностью и рисками на собственников банков...

Сообщение Некурящий » 24 фев 2016, 01:48

Да насчет категоризации и резервирования это и так понятно. Однако не все компании-заемщики существенно зависимы от банка, а есть и вообще строптивые. Такие могут и отказаться отвечать. И тогда это будет головная боль банка.

Сообщение ost » 24 фев 2016, 19:45

http://www.gazeta.ru/social/2016/02/24/8089445.shtml

Генпрокуратура внесла представление Набиуллиной

На фоне череды скандалов вокруг коллекторских организаций стало известно, что Генпрокуратура внесла представление главе Банка России Эльвире Набиуллиной. Надзорное ведомство требует принять конкретные меры по улучшению контроля за ломбардами и организациями, предоставляющими микрофинансовые услуги. При этом в самом Центробанке отмечают, что осуществляют контроль за указанными выше структурами в полном объеме и в соответствии с законом.

Генпрокуратура России недовольна деятельностью Центробанка России по проверке ломбардов и организаций потребительского кредитования. В надзорном ведомстве в течение всего минувшего года проводили масштабную проверку этих структур, а после серии скандалов, связанных с попытками коллекторов применить угрозы и силу к должникам, не выплачивавшим проценты по кредитам, в отдельных регионах состоялись новые более тщательные проверки. В ходе этих проверочных мероприятий прокуроры и выявили недостатки в работе Банка России. Об этом «Газете.Ru» рассказали в самой Генпрокуратуре.

«Генпрокуратурой внесено представление председателю Банка России Эльвире Набиуллиной с требованиями о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков», — сообщили «Газете.Ru» в управлении по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры России.

Представление Набиуллиной было внесено еще в конце 2015 года.

«В прокуратуру в 2015 году поступали жалобы на работу микрофинансовых организаций и ломбардов, которые и привели к серии масштабных проверок этих структур. В ходе проверки выяснилось, что они в том числе пользовались услугами коллекторов, которые использовали в своей работе незаконные методы. В некоторых случаях принималось решение о дополнительных проверках уже в отношении коллекторских агентств», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе прокуратуры. Таким образом, после жалоб на ломбарды и организации микрокредитования проверяющие вышли и на коллекторские агентства, к услугам которых прибегали НФО (некредитные финансовые организации).

Как отмечают в надзорном ведомстве, Центробанк не осуществлял должным образом контроль и надзор организаций, выдающих потребительские кредиты. Хотя, как подчеркнули в прокуратуре, «согласно закону, Банк России должен осуществлять надзор за всеми видами организаций потребительского кредитования, в том числе за ломбардами, в частности с помощью регулярных проверок этих структур».

По итогам работы проверяющих из прокуратуры было установлено, что из 17 тыс. поднадзорных Банку России некредитных финансовых организаций в 2014–2015 годах выездными проверками охвачено лишь 0,2% от их общего числа, а нарушения в сфере потребительского кредитования выявлены только в семи из них.

При этом в прокуратуре добавили, что в отношении более 4,5 тыс. незаконно действующих ломбардов меры надзорного характера не принимались, а свои полномочия по принудительной ликвидации некредитных финансовых организаций Банк России реализовывал лишь в единичных случаях. «По инициативе Банка России на основании решений судов в принудительном порядке ликвидировано только девять из 1795 кредитных потребительских кооперативов, незаконно осуществляющих деятельность в связи с невступлением в саморегулируемые организации», — заявили в Генпрокуратуре РФ.

Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокуратуры Банком России разработан и реализуется комплекс мер по устранению нарушений, уточнили в Генпрокуратуре. В частности, в настоящий момент регулятор готовит изменения в указания Банка России о порядке ведения государственного реестра микрофинансовых организаций.

«По требованию прокуратуры Центральный банк Российской Федерации активизировал деятельность по ликвидации незаконно действующих некредитных организаций. В результате в суд уже направлено более 4 тыс. таких исков, более 1 тыс. некредитных финансовых организаций находятся в стадии ликвидации, а 640 — исключены из государственных реестров», — сообщил официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной. Судебными органами удовлетворены требования Банка России о ликвидации 572 кредитных потребительских кооперативов, нарушающих порядок членства в саморегулируемой организации, а в отношении 690 производство не завершено.

Кроме того, прокуроры подвергли проверкам ломбарды и установили, что более 4,6 тыс. этих организаций — 70% от их общего числа — не предоставляли в Банк России отчетность о своей деятельности.

В результате более 1 тыс. ломбардов исключены из ЕГРЮЛ, в отношении остальных надзорные мероприятия не завершены.

По просьбе «Газеты.Ru» пресс-служба Центробанка РФ прокомментировала ситуацию с проверками регулятором микрофинансовых организаций, ломбардов и организаций, оказывающих услуги по потребительскому кредитованию.

«До 1 июля 2015 года действовал мораторий на ограничение полной стоимости кредита, поэтому основания для проведения проверок, согласно ФЗ-353 «О потребительском кредите (займе)», отсутствовали. Также следует учесть, что выездная инспекционная проверка НФО является способом надзорной деятельности, сопряженным со значительными затратами. Банк России прежде всего использует этот метод для оценки наиболее подверженной риску деятельности и только после того, как были исчерпаны все меры, возможные в рамках дистанционного контроля и надзора», — сообщили в Банке России.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян отметил в беседе с «Газетой.Ru», что ситуация в области контроля за микрофинансовыми организациями в последнее время улучшилась. «Сейчас Банк России в полной мере реализует свои полномочия по контролю за этими организациями и даже делает это с некоторым избытком. Надо учитывать, что ЦБ стал регулятором этих структур всего два года назад. За два года было очень много сделано, чтобы навести порядок на этом рынке. Ранее там не было вообще никакой ни логики, ни системы — как в подворотне почти», — сказал он.

Тосунян также предостерег надзорные и контролирующие органы от чрезмерного закручивания гаек в сфере микрофинансирования, так как, по его словам, это может негативно отразиться на малом бизнесе.

/// ИМХО, значимым фактом является не само представление, а утечка этой информации в СМИ. Закупаем попкорн.

Сообщение Не_Пью » 24 фев 2016, 21:20

Некурящий писал(а):Да насчет категоризации и резервирования это и так понятно. Однако не все компании-заемщики существенно зависимы от банка, а есть и вообще строптивые. Такие могут и отказаться отвечать. И тогда это будет головная боль банка.
Независимые от банка компании, а также строптивые компании под нереальную деятельность, как правило, не подпадают поэтому головной боли для банка принести не должны :)

Сообщение Некурящий » 25 фев 2016, 17:16

Не_Пью писал(а):
Некурящий писал(а):Да насчет категоризации и резервирования это и так понятно. Однако не все компании-заемщики существенно зависимы от банка, а есть и вообще строптивые. Такие могут и отказаться отвечать. И тогда это будет головная боль банка.
Независимые от банка компании, а также строптивые компании под нереальную деятельность, как правило, не подпадают поэтому головной боли для банка принести не должны :)

Еще как подпадают! В банках общефедерального масштаба таких примеров можно много найти. Соответственно, и вероятность материализации "головной боли" немаленькая.

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron