"Национальный Банковский Журнал"
10 января 2014
урок казуса Мастер-Банка
Рынок процессинговых услуг в России находится в фазе активного роста. .....Недавние события, связанные с отзывом лицензии у Мастер-Банка, показали также уязвимость участников рынка и их зависимость от крупных игроков, которые совмещают процессинговую деятельность с активностью в сфере банковской розницы. На вопрос о том, как можно избежать такой зависимости, и на другие вопросы NBJ ответил исполнительный директор независимого провайдера процессинговых услуг ПЦ «КартСтандарт» Андрей АЛЕКСАНДРОВИЧ.
NBJ: Андрей Павлович, как Вы считаете, одно из самых громких событий прошедшего года - инцидент с Мастер-Банком - является закономерным для российского рынка?
А. АЛЕКСАНДРОВИЧ: В какой-то мере да. Дело в том, что сегодня в России действует порядка ста процессинговых центров, причем большинство из них принадлежит банкам, а независимых ПЦ чуть больше десяти. При таком значительном количестве игроков в России рынок процессинга оказался поделен между пятью крупными участниками, при этом львиная доля всего российского процессинга принадлежит троим из них. Все эти операторы - коммерческие банки. С точки зрения мировой практики такая структура рынка является в высшей степени нетипичной. Западная модель подразумевает диверсификацию рисков - организационных, технологических, коммерческих. У нас же исторически сложилось так, что «яйца оказались в одной корзине», вернее, в нескольких «мегакорзинах». Практически монопольная концентрация бизнеса делает возможные риски лавинообразными, несущими системный характер. Так что сценарии развития событий, подобные инциденту с процессингом Мастер-Банка, как бы по умолчанию заложены в самой логике организации нашего рынка.
NBJ: Вы, как эксперт, можете сказать о том, что началось какое-то движение к переформатированию рынка?
А. АЛЕКСАНДРОВИЧ: По большому счету мы только сейчас вступаем в фазу построения зрелого рынка карточного процессинга, одной из важнейших характеристик которого является ведущая роль специализированных провайдеров. Это приведет не только к уже упомянутой диверсификации рисков, но и к повышению качества услуг. Процессинг банковских карт стал критически важной отраслью для финансовых организаций. От его нормального функционирования зависят и прибыльность бизнеса банков, и устойчивость рынка в целом. По тому, как обслуживаются их карточки, клиенты делают вывод о надежности банка. Процессинговый бизнес - это отдельная и узкоспециализированная компетенция, которая должна быть избавлена от банковских рисков. Поэтому усиление на рынке независимых операторов - неизбежный тренд. ...
...........
NBJ: Послужит ли история с Мастер-Банком своеобразным катализатором этих изменений?
А. АЛЕКСАНДРОВИЧ: Думаю, это очевидно. Инцидент с Мастер-Банком отразился почти на четверти участников всего карточного рынка в России. Проблемы одного крупного игрока привели к тому, что пострадали все его многочисленные партнеры. Ситуация развивалась мгновенно и крайне неблагоприятно для банков. Остановка в обслуживании карт немедленно вызвала панику у клиентов, они устремились изымать средства, но значительные суммы оказались замороженными. Начались серьезные проблемы с ликвидностью, которые усугубились тем, что для восстановления операций по картам необходимо было размещать значительные средства в новом банке - процессинговом партнере. Для некоторых участников этой достаточно драматической истории дело закончилось крахом -отзывом лицензии и прекращением деятельности.
Нет сомнений, что главной причиной возникновения такого эффекта домино является сложившаяся рыночная конфигурация - ситуация чрезмерной концентрации процессингового бизнеса в руках нескольких крупных универсальных банков.
Эти риски являются системными и, безусловно, требуют системного решения. Будут ли изменения эволюционными, или, может быть, будет иметь место вмешательство регулятора, сейчас предугадать сложно. Ясно одно: в ситуации, когда процессинг многих участников рынка замкнут на один банк, возможность операционного риска будет существовать всегда. Одно дело, когда карты какого-то банка просто перестали работать -это свидетельствует о проблемах конкретной кредитной организации. Другое дело, когда «упал» один банк, а пострадала работа карт у сотни финансовых институтов. Эта ситуация становится серьезной проблемой и для платежных систем, ведь они несут не только финансовые, но и имиджевые убытки.
.........
Беседовала Софья Мороз
http://www.nbj.ru/publs/banki-i-biznes/ ... index.html