О риск-менеджменте в НегосПенсФондах
Добавлено: 22 апр 2015, 18:52
«Кто не управляет рисками...» НПФ о внедрении системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах
Негосударственные пенсионные фонды активно готовятся к внедрению системы риск-менеджмента. С точки зрения Банка России это одна из ключевых задач НПФ: выстраивание таких систем в фондах позволит немного «отпустить вожжи» регуляторного контроля и расширить возможности для инвестиций НПФ. Однако окончательного понимания у фондов – что и как внедрять – пока что нет. ЦБ намеренно не дает четких требований, а НПФ жаждут получить ориентиры. Однако дело уже стронулось с места, и постепенно фонды начали выстраивать системы управления рисками. «Лаборатория пенсионной реформы» опросила ряд НПФ и узнала, как идет процесс организации систем риск-менеджмента в фондах.
В интервью «Лаборатории пенсионной реформы» директор Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Филипп Габуния подчеркнул: «Безусловно, на наше решение расширить инвестиционные декларации для НПФ повлияет внедрение системы риск-менеджмента. Сейчас установлены высокие требования к порогу риска, активы оцениваются через рейтинговые агентства. По сути, Банк России указывает максимальный порог риска для НПФ. Подобный подход сильно сужает возможности для инвестирования. НПФ должен сам оценивать уровень рисков, управлять ими и понимать, во что он может вкладывать пенсионные накопления. Создание системы риск-менеджмента – настоящей системы, которая позволит НПФ самостоятельно выбирать объекты инвестиций, системы, в которую мы будем верить – как раз и повлияет на расширение инвестиционной декларации. Возможно, НПФ даже смогут сами вкладывать средства в определенные проекты. Внедрение системы риск-менеджмента стоит в наших планах. Возможно, мы введем аттестацию специалистов компаний и систем риск-менеджмента. Это требует времени и затрат со стороны фондов, но мы к этому придем. И именно система риск-менеджмента поможет фондам реализовать новые возможности по вложению средств пенсионных накоплений».
Представители фондов говорят о том, что, хотя в целом позиция Банка России ясна, в деталях понять, какой именно хочет видеть Банк России систему риск-менеджмента в отдельно взятом НПФ, пока не представляется возможным. ЦБ намеренно не хочет выражать свою позицию и давать критерии системы, по которым фондам было бы удобно работать. Регулятор ждет момента, когда НПФ самостоятельно выстроят системы риск-менеджмента, и уже потом будут оценивать их.
И все же ориентиры у фондов есть. В настоящее время НАПФ разрабатывает стандарт «Организация риск-менеджмента в НПФ». Процесс идет с 2014 года, когда при НАПФ была создана специальная рабочая группа. В проекте стандарта использован зарубежный опыт и рекомендации ЦБ РФ.
Банк России, в частности, предполагает обязательное наличие ряда компетенций в НПФ. Во-первых, НПФ должны идентифицировать свои риски, осуществлять оценку вероятности их наступления и последствий, предоставлять в ЦБ на периодической основе карту рисков и план мероприятий по их минимизации. Во-вторых, НПФ должны уметь самостоятельно управлять инвестиционными рисками, проводить сбор информации и анализ инструментов и эмитентов. В-третьих, фонд обязан поддерживать сбалансированный уровень активов и обязательств, проводить стресс-тестирования с учетом возможных негативных экономических изменений и их влияния на деятельность НПФ. При этом фонд должен защитить результаты стресс-тестирования перед регулятором.
В НПФ видят определенные риски в предложенной ЦБ концепции: это отсутствие понятных и четких критериев оценки финансовой устойчивости НПФ, достаточного уровня компетенции при управлении инвестиционными рисками как в фондах, так и у самого регулятора, а также задвоение функций между НПФ и УК в рамках управления инвестиционными рисками, что ведет к двойным затратам со стороны НПФ.
Обсуждение стандарта НАПФ с представителями ЦБ состоялось в рамках расширенной рабочей группы НАПФ по построению стандартов управления рисками в пенсионных фондах. Как отметил на своей странице в Facebook участвовавший во встрече заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов, по мнению Банка России, если НПФ перекладывает свои риски на УК, значит, не понимает проблематики управления рискам. Кроме того, если фонд на отчетную дату неверно или не в полной мере озвучил наиболее важные для себя риски, значит, данный НПФ не в полной мере контролирует их и управляет ими. Знать свои риски и самостоятельно, без УК, оценивать их - это необходимые условия Банка России, и в случае их невыполнения ЦБ может признать, что в НПФ управление рисками отсутствует или ведется формально. .......
.......
Андрей Константинов, риск-менеджер Европейского пенсионного фонда: «В Европейском пенсионном фонде построение системы риск-менеджмента началось в прошлом году. В настоящий момент внедрена система оценки, анализа и мониторинга рисков, разработана необходимая методология и документация. Выстроены основные процессы по управлению операционными рисками Фонда, осуществляется внедрение современных разработок по снижению операционных рисков в основном бизнес-процессе Фонда - заключение и верификация договора об ОПС. Сейчас мы работаем над созданием единой системы управления инвестиционными рисками в Фонде. Во многом, модель создания единой системы управления инвестиционными рисками зависит от позиции Банка России и тех критериев, которые будут предъявлены НПФ. В любом случае, основной целью является формирование центра компетенции по управлению основными рисками на стороне Фонда, а не в УК, например, по инвестиционным рискам. Это как раз то, чего ждет от НПФ регулятор. Полагаю, что в 2015 году Фонд завершит построение единого центра управления рисками.
Елена Кременецкая, генеральный директор ЗАО «НПФ УРАЛСИБ»: «В настоящее время фонд выстраивает систему управления рисками на базе соблюдения требований, выдвигаемых Банком России к НПФ как участнику системы гарантирования. Фондом разработаны и утверждены документы, определяющие требования к институтам, поддерживающим процессы инвестирования пенсионных накоплений – специализированному депозитарию и управляющим компаниям. Фонд тщательно выбирает управляющие компании, специализированный депозитарий и банки для организации инвестиционного процесса. Проводит постоянный мониторинг инвестиционной среды и результатов. Процедуры выбора и отказа от услуг управляющих компаний закреплены в «Порядке выбора и отказа от услуг управляющих компаний ЗАО «НПФ УРАЛСИБ». Критериями при отборе УК для Фонда служат в том числе, такие показатели, как опыт работы на рынке (в том числе с активами негосударственных пенсионных фондов), надежность компаний, формы и механизмы обеспечения сохранности и возвратности передаваемых в управление средств, наличие очень высоких рейтингов национальных рейтинговых агентств (не ниже «А+» Эксперт РА, либо не ниже «АА+» ООО «Национальное рейтинговое агентство»), а также размер вознаграждения за услуги компании. Интегральный количественный показатель, агрегирующий в себе основные положительные качества управляющей компании, влияет на ограничения на максимальный объём средств пенсионных накоплений, передаваемых в доверительное управление управляющей компании.
Непосредственное управление рыночными и кредитными рисками портфелей фонда возложено на управляющие компании. Фонд формулирует основные ограничения на качество активов в инвестиционных декларациях и доводит до управляющих компаний дополнительные рекомендации. Политикой по управлению рисками Фонда так же определено, что при размещении собственных средств Фонд управляет рисками, ограничивая инструменты и отбирая качественных контрагентов. Руководствуясь этими принципами, Фонд размещает собственные средства только в банковские депозиты.
В целях управления операционными рисками Фондом проводятся ежеквартальный контроль величины потерь, связанных с реализацией операционных рисков. Фонд намерен внедрять в собственную практику подходы, закрепленные разработанным НАПФ стандартом риск-менеджмента, после его одобрения Банком России».
Альбина Плоскова, руководитель департамента риск-менеджмента НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»: «В фонде разработана и внедрена политика по управлению рисками, в которой определили цели и задачи, основные принципы, механизмы и процедуры процесса управления рисками фонда, а также обозначили риски, которые являются для фонда существенными. Это операционные, рыночные, кредитные, риски ликвидности и актуарные риски.
В части операционных рисков мы осуществляем сбор и анализ рисковых событий, проводим стратегическую оценку фонда и оценку рисков подразделений, разрабатываем ключевые индикаторы рисков, которые затем регулярно отслеживаем и анализируем, чтобы своевременно принять меры для снижения рисков и повышения контроля. Для оценки и управления рыночными рисками используется динамическая модель управления финансовыми рисками портфеля на основе риск-бюджета. В части кредитных рисков у нас действует внутренняя система рейтингования и лимитирования, отдельные методики оценки кредитных рисков предусмотрены для каждого типа эмитентов – банков, управляющих компаний, корпоративных, муниципальных и субфедеральных эмитентов, и для ипотечных бумаг существует своя методика оценки.
Отчетность по рискам у нас автоматизирована, отчеты формируются каждый день и направляются сопричастным подразделениям и руководству. Такой подход к организации работы позволяет нам отслеживать риски в ежедневном режиме и своевременно реагировать на них. Что касается развития системы риск-менеджмента, то сейчас мы сконцентрированы на модернизации и доработке отдельных политик по управлению каждым видом рисков».
Юрий Мишуков, начальник отдела управления рисками ЗАО «КИТФинанс НПФ»: «Основные принципы утверждены Советом фонда в форме Политики управления рисками. С целью осуществления полноценного функционирования системы управления рисками действует дополнительная инфраструктура: инвестиционный комитет и отдел управления рисками.
Фонд ежеквартально проводит аудит качества управления рисками УК, еженедельно мониторинг изменения инвестиционного портфеля. Реализована система оценки кредитного качества эмитентов финансовых инструментов портфеля фонда. Внедрен порядок выявления, определения и разработки мероприятий по снижению/устранению операционных рисков.
Планы по модернизации системы управления рисками находятся в прямой зависимости от позиции ЦБ и их понимания вектора развития риск-менеджмента в фондах. Тем не менее, фондом поставлена задача по расширению спектра контроля и управления рисков внутри НПФ и снижение нагрузки на управляющие компании в части требований к риск-менеджменту».
21.04.2015
"Лаборатория Пенсионной Реформы"
http://pensionreform.ru/94974
Негосударственные пенсионные фонды активно готовятся к внедрению системы риск-менеджмента. С точки зрения Банка России это одна из ключевых задач НПФ: выстраивание таких систем в фондах позволит немного «отпустить вожжи» регуляторного контроля и расширить возможности для инвестиций НПФ. Однако окончательного понимания у фондов – что и как внедрять – пока что нет. ЦБ намеренно не дает четких требований, а НПФ жаждут получить ориентиры. Однако дело уже стронулось с места, и постепенно фонды начали выстраивать системы управления рисками. «Лаборатория пенсионной реформы» опросила ряд НПФ и узнала, как идет процесс организации систем риск-менеджмента в фондах.
В интервью «Лаборатории пенсионной реформы» директор Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Филипп Габуния подчеркнул: «Безусловно, на наше решение расширить инвестиционные декларации для НПФ повлияет внедрение системы риск-менеджмента. Сейчас установлены высокие требования к порогу риска, активы оцениваются через рейтинговые агентства. По сути, Банк России указывает максимальный порог риска для НПФ. Подобный подход сильно сужает возможности для инвестирования. НПФ должен сам оценивать уровень рисков, управлять ими и понимать, во что он может вкладывать пенсионные накопления. Создание системы риск-менеджмента – настоящей системы, которая позволит НПФ самостоятельно выбирать объекты инвестиций, системы, в которую мы будем верить – как раз и повлияет на расширение инвестиционной декларации. Возможно, НПФ даже смогут сами вкладывать средства в определенные проекты. Внедрение системы риск-менеджмента стоит в наших планах. Возможно, мы введем аттестацию специалистов компаний и систем риск-менеджмента. Это требует времени и затрат со стороны фондов, но мы к этому придем. И именно система риск-менеджмента поможет фондам реализовать новые возможности по вложению средств пенсионных накоплений».
Представители фондов говорят о том, что, хотя в целом позиция Банка России ясна, в деталях понять, какой именно хочет видеть Банк России систему риск-менеджмента в отдельно взятом НПФ, пока не представляется возможным. ЦБ намеренно не хочет выражать свою позицию и давать критерии системы, по которым фондам было бы удобно работать. Регулятор ждет момента, когда НПФ самостоятельно выстроят системы риск-менеджмента, и уже потом будут оценивать их.
И все же ориентиры у фондов есть. В настоящее время НАПФ разрабатывает стандарт «Организация риск-менеджмента в НПФ». Процесс идет с 2014 года, когда при НАПФ была создана специальная рабочая группа. В проекте стандарта использован зарубежный опыт и рекомендации ЦБ РФ.
Банк России, в частности, предполагает обязательное наличие ряда компетенций в НПФ. Во-первых, НПФ должны идентифицировать свои риски, осуществлять оценку вероятности их наступления и последствий, предоставлять в ЦБ на периодической основе карту рисков и план мероприятий по их минимизации. Во-вторых, НПФ должны уметь самостоятельно управлять инвестиционными рисками, проводить сбор информации и анализ инструментов и эмитентов. В-третьих, фонд обязан поддерживать сбалансированный уровень активов и обязательств, проводить стресс-тестирования с учетом возможных негативных экономических изменений и их влияния на деятельность НПФ. При этом фонд должен защитить результаты стресс-тестирования перед регулятором.
В НПФ видят определенные риски в предложенной ЦБ концепции: это отсутствие понятных и четких критериев оценки финансовой устойчивости НПФ, достаточного уровня компетенции при управлении инвестиционными рисками как в фондах, так и у самого регулятора, а также задвоение функций между НПФ и УК в рамках управления инвестиционными рисками, что ведет к двойным затратам со стороны НПФ.
Обсуждение стандарта НАПФ с представителями ЦБ состоялось в рамках расширенной рабочей группы НАПФ по построению стандартов управления рисками в пенсионных фондах. Как отметил на своей странице в Facebook участвовавший во встрече заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов, по мнению Банка России, если НПФ перекладывает свои риски на УК, значит, не понимает проблематики управления рискам. Кроме того, если фонд на отчетную дату неверно или не в полной мере озвучил наиболее важные для себя риски, значит, данный НПФ не в полной мере контролирует их и управляет ими. Знать свои риски и самостоятельно, без УК, оценивать их - это необходимые условия Банка России, и в случае их невыполнения ЦБ может признать, что в НПФ управление рисками отсутствует или ведется формально. .......
.......
Андрей Константинов, риск-менеджер Европейского пенсионного фонда: «В Европейском пенсионном фонде построение системы риск-менеджмента началось в прошлом году. В настоящий момент внедрена система оценки, анализа и мониторинга рисков, разработана необходимая методология и документация. Выстроены основные процессы по управлению операционными рисками Фонда, осуществляется внедрение современных разработок по снижению операционных рисков в основном бизнес-процессе Фонда - заключение и верификация договора об ОПС. Сейчас мы работаем над созданием единой системы управления инвестиционными рисками в Фонде. Во многом, модель создания единой системы управления инвестиционными рисками зависит от позиции Банка России и тех критериев, которые будут предъявлены НПФ. В любом случае, основной целью является формирование центра компетенции по управлению основными рисками на стороне Фонда, а не в УК, например, по инвестиционным рискам. Это как раз то, чего ждет от НПФ регулятор. Полагаю, что в 2015 году Фонд завершит построение единого центра управления рисками.
Елена Кременецкая, генеральный директор ЗАО «НПФ УРАЛСИБ»: «В настоящее время фонд выстраивает систему управления рисками на базе соблюдения требований, выдвигаемых Банком России к НПФ как участнику системы гарантирования. Фондом разработаны и утверждены документы, определяющие требования к институтам, поддерживающим процессы инвестирования пенсионных накоплений – специализированному депозитарию и управляющим компаниям. Фонд тщательно выбирает управляющие компании, специализированный депозитарий и банки для организации инвестиционного процесса. Проводит постоянный мониторинг инвестиционной среды и результатов. Процедуры выбора и отказа от услуг управляющих компаний закреплены в «Порядке выбора и отказа от услуг управляющих компаний ЗАО «НПФ УРАЛСИБ». Критериями при отборе УК для Фонда служат в том числе, такие показатели, как опыт работы на рынке (в том числе с активами негосударственных пенсионных фондов), надежность компаний, формы и механизмы обеспечения сохранности и возвратности передаваемых в управление средств, наличие очень высоких рейтингов национальных рейтинговых агентств (не ниже «А+» Эксперт РА, либо не ниже «АА+» ООО «Национальное рейтинговое агентство»), а также размер вознаграждения за услуги компании. Интегральный количественный показатель, агрегирующий в себе основные положительные качества управляющей компании, влияет на ограничения на максимальный объём средств пенсионных накоплений, передаваемых в доверительное управление управляющей компании.
Непосредственное управление рыночными и кредитными рисками портфелей фонда возложено на управляющие компании. Фонд формулирует основные ограничения на качество активов в инвестиционных декларациях и доводит до управляющих компаний дополнительные рекомендации. Политикой по управлению рисками Фонда так же определено, что при размещении собственных средств Фонд управляет рисками, ограничивая инструменты и отбирая качественных контрагентов. Руководствуясь этими принципами, Фонд размещает собственные средства только в банковские депозиты.
В целях управления операционными рисками Фондом проводятся ежеквартальный контроль величины потерь, связанных с реализацией операционных рисков. Фонд намерен внедрять в собственную практику подходы, закрепленные разработанным НАПФ стандартом риск-менеджмента, после его одобрения Банком России».
Альбина Плоскова, руководитель департамента риск-менеджмента НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»: «В фонде разработана и внедрена политика по управлению рисками, в которой определили цели и задачи, основные принципы, механизмы и процедуры процесса управления рисками фонда, а также обозначили риски, которые являются для фонда существенными. Это операционные, рыночные, кредитные, риски ликвидности и актуарные риски.
В части операционных рисков мы осуществляем сбор и анализ рисковых событий, проводим стратегическую оценку фонда и оценку рисков подразделений, разрабатываем ключевые индикаторы рисков, которые затем регулярно отслеживаем и анализируем, чтобы своевременно принять меры для снижения рисков и повышения контроля. Для оценки и управления рыночными рисками используется динамическая модель управления финансовыми рисками портфеля на основе риск-бюджета. В части кредитных рисков у нас действует внутренняя система рейтингования и лимитирования, отдельные методики оценки кредитных рисков предусмотрены для каждого типа эмитентов – банков, управляющих компаний, корпоративных, муниципальных и субфедеральных эмитентов, и для ипотечных бумаг существует своя методика оценки.
Отчетность по рискам у нас автоматизирована, отчеты формируются каждый день и направляются сопричастным подразделениям и руководству. Такой подход к организации работы позволяет нам отслеживать риски в ежедневном режиме и своевременно реагировать на них. Что касается развития системы риск-менеджмента, то сейчас мы сконцентрированы на модернизации и доработке отдельных политик по управлению каждым видом рисков».
Юрий Мишуков, начальник отдела управления рисками ЗАО «КИТФинанс НПФ»: «Основные принципы утверждены Советом фонда в форме Политики управления рисками. С целью осуществления полноценного функционирования системы управления рисками действует дополнительная инфраструктура: инвестиционный комитет и отдел управления рисками.
Фонд ежеквартально проводит аудит качества управления рисками УК, еженедельно мониторинг изменения инвестиционного портфеля. Реализована система оценки кредитного качества эмитентов финансовых инструментов портфеля фонда. Внедрен порядок выявления, определения и разработки мероприятий по снижению/устранению операционных рисков.
Планы по модернизации системы управления рисками находятся в прямой зависимости от позиции ЦБ и их понимания вектора развития риск-менеджмента в фондах. Тем не менее, фондом поставлена задача по расширению спектра контроля и управления рисков внутри НПФ и снижение нагрузки на управляющие компании в части требований к риск-менеджменту».
21.04.2015
"Лаборатория Пенсионной Реформы"
http://pensionreform.ru/94974