ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 13 фев 2017, 10:26

10 февраля 2017 года 08:53
Во всех банках появятся уполномоченные представители ЦБ
10 февраля. FINMARKET.RU - ЦБ РФ намерено ввести уполномоченных представителей во все российские банки, сообщила журналистам зампред ЦБ Ольга Полякова.
"Мы планируем ввести уполномоченных представителей во все кредитные организации. В настоящий момент это кредитные организации в основном второго контура, системно значимые кредитные организации", - сказала О.Полякова. Она отметила, что регулятор проводит централизацию надзора и планирует "сохранить взаимодействие с кредитными организациями непосредственно, в том числе на местах".
"Поэтому те люди, которые будут работать в территориальных учреждениях, сотрудники службы текущего банковского надзора - это будут уполномоченные представители", - рассказала зампред ЦБ.
По ее словам, сейчас общая численность надзорных подразделений в территориальных учреждениях - 1700 человек, но позднее останется в территориальных учреждениях около 200 сотрудников - они и будут выполнять функции уполномоченных представителей.
О.Полякова отметила, что выявление проблем в банке зависит не столько от уполномоченного, сколько от добросовестности менеджмента и достоверности той отчетности, которую использует для анализа уполномоченный представитель.
"Но то, что компетенция уполномоченных представителей будет изменяться, это, безусловно. Сейчас мы работаем над тем, чтобы составить модель компетенций для кураторов и уполномоченных представителей с учетом тех задач, которые перед ними стоят. Это, конечно, совсем другой профессиональный кадровый состав", - сказала О.Полякова.
Она сообщила, что ЦБ проводит тестирование, определяющие профессиональные знания действующих сотрудников, аналитические способности, умение управлять процессами, если речь идет о менеджменте высшего и среднего звена. По результатам тестирования ЦБ будет принимать решение, кто из сотрудников какие должности будет занимать.

Опубликовано /Интерфакс/
http://www.finmarket.ru/currency/news/4467954

Сообщение tea » 15 фев 2017, 09:43

Сайты ЦБ и Агентства по страхованию вкладов оказались недоступными
14.02.2017

Официальные сайты Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) перестали работать примерно с 18:30 мск. Сбой случился в день форума по кибербезопасности в Магнитогорске с участием банкиров и представителей ЦБ

В работе сайтов Банка России и АСВ во вторник, 14 февраля, произошел многочасовой сбой. Оба сайта были недоступны примерно с 18:30 мск.

К 22:25 — спустя почти четыре часа с момента обнаружения сбоя — заработал сайт Центробанка. По состоянию на 23:40 сайт АСВ недоступен.

Причины сбоев пока неизвестны. Пресс-службы и ЦБ, и АСВ к моменту публикации не ответили на запросы РБК.
Собеседник РБК, близкий к руководству ФСБ, рассказал, что речь может идти о масштабной DDoS-атаке, но подробности раскрывать не стал, отметив лишь, что вопросом занимаются сотрудники Центра информационной безопасности спецслужбы. О том, что причиной сбоя может быть DDoS-атака, говорит и сотрудник IT-департамента банка из топ-10 по размеру активов.

Вместе с тем сайты крупнейших российских банков работают в прежнем режиме. «Мы не заметили никаких сбоев», — сообщил РБК руководитель службы безопасности банка из топ-5.

Технический сбой произошел в день проведения форума по информационной безопасности, который проходит с участием представителей крупнейших банков и Банка России в санатории «Юбилейный» в Магнитогорске.

В конце прошлого года ЦБ сообщал о DDoS-атаках на сайты финансовых организаций, в том числе Центробанка. Как объяснял в интервью РБК заместитель начальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев, целью атак было нарушение работы сервисов и, как следствие, подрыв репутации. «Атаки были примечательны тем, что это было первое масштабное использование в России интернета вещей. В основном в атаках были задействованы интернет-видеокамеры и бытовые роутеры», — говорил он.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/14/02/2017/5 ... 40f366e8f4

Сообщение tea » 20 фев 2017, 13:49

Статья опубликована в № 4266 от 20.02.2017 под заголовком: Капитальное покрытие
Банкам придется переоценить вложения в инвестиционные фонды
Центробанк требует для них большей прозрачности, иначе они будут стоить банкам капитала
19 февраля 23:03
• / Ведомости
Центробанк меняет подход к оценке рисков для вложений в инвестиционные фонды (ПИФы, ЗПИФы, НПФ, а также в фонды, расположенные за рубежом) при расчете норматива достаточности капитала банков, следует из поправок в инструкцию «Об обязательных нормативах» (139-И, опубликованы для обсуждения). О том, что банкам придется переоценить такие вложения, месяц назад предупреждал зампред ЦБ Василий Поздышев.
При расчете достаточности капитала банкам придется учитывать информацию о конечных объектах вложений, предоставляемую фондом либо его управляющей компанией, а также данные инвестиционной декларации, говорится в пояснительной записке к проекту. Внедрить изменения ЦБ планирует уже во II квартале. Если банк имеет всю информацию об активах созданного фонда, то может учитывать их как прямые вложения. Если банк располагает лишь инвестдекларацией фонда, то ему придется оценивать активы с наибольшим из возможных для них коэффициентом риска.
При полном отсутствии информации инструкция обязывает установить риск-вес в размере 1250%. Такое покрытие регулятор ранее вводил для младших траншей ипотечных облигаций.
В ЗПИФы обычно упаковывают неработающие кредиты, залоги, ценные бумаги, а также непрофильные активы – земельные участки, долгострой, доли в девелоперских проектах. Сейчас у ЗПИФов нет ежемесячного публичного раскрытия, не каждый фонд на это согласится, поэтому пока, наверное, расчет риска будет идти либо по второму, либо по третьему сценарию, полагает аналитик S&P Анастасия Турдыева.
Банки, имеющие у себя на балансе подобные активы, будут стремиться быстрее от них избавиться, уверен руководитель дирекции по управлению агрегированным риском УБРиР Дмитрий Завьялов, в противном случае у них может произойти снижение нормативов достаточности капитала: «Центробанку сложно оценить доходность и потенциальные риски по ЗПИФам, ПИФам, поэтому он относит эти инструменты к категории непрозрачных активов и ужесточает расчет коэффициентов».
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... vlozheniya

Сообщение tea » 22 фев 2017, 09:50

Статья опубликована в № 4268 от 22.02.2017 под заголовком: ЦБ очистит прошлое

ЦБ намерен очистить капитал банков от подозрительных доходов
Регулятор сможет требовать убрать их из капитала, если они были включены в него после января 2014 года
21 февраля 23:47
Илья Усов,
Татьяна Воронова
/ Ведомости
Банкам придется исключить из капитала ненадлежащие доходы, в случае если они были включены в его расчет после января 2014 г., заявил в интервью «Интерфаксу» директор департамента банковского регулирования Центробанка Алексей Лобанов. До сих пор регулятор ограничивался лишь тем, что стремился заранее предупреждать банкиров о том, какие источники пополнения капитала вызывают у него подозрения и могут быть квалифицированы как ненадлежащие.

«Эта дата [1 января 2014 г.] отражает вступление у нас в силу «Базеля III», и мы хотим, чтобы капитал у нас был по возможности чистым», – сказал Лобанов.

По его словам, ретроспективный подход будет применен к доходам от платежей по кредитам, к денежным средствам, прямо или косвенно предоставленным банком инвестору, безвозмездному финансированию и взносам в имущество, вложениям банка в акции или субординированные инструменты (за исключением размещенных по открытой подписке), доходам от реализации активов с отсрочкой платежа, отраженным до момента фактической оплаты активов, и ряду других статей. По словам аналитика Moody’s Ольги Ульяновой, некоторые из подобных сделок ЦБ отслеживал и раньше: «Например, когда акционеры или другие связанные стороны размещают субординированные депозиты в аффилированных с ними банках, не исключено, что средства для этих депозитов могли быть получены как связанные кредиты в тех же банках».

«В базельских стандартах ретроспективный подход не предусмотрен, там предусмотрена идея о ненадлежащих активах», – указывает доцент Высшей школы экономики Генрих Пеникас: «Практика применения ретроспективного подхода является спорной, и сам принцип напоминает то, как работает срок исковой давности (составляет три года, в течение которых можно обжаловать решения, сделки и проч. – «Ведомости»), но в таком случае общий тренд регулирования – на презумпцию виновности банков».

Киберриск по «Базелю II»

ЦБ хочет включить киберриск в общую оценку системы управления рисками, за ненадлежащий уровень которой банку может грозить надбавка к достаточности капитала, рассказал Лобанов. По его словам, регулятор намерен учесть этот вид рисков в требованиях к системе управления рисками в рамках второго компонента «Базеля II».

В прошлом году ЦБ дорабатывал методику определения величины собственных средств, с тем чтобы затруднить банкам фиктивное увеличение капитала, – новая версия методики вступает в силу в апреле 2017 г. Лобанов отметил, что к части активов в капитале банков будет применен «перспективный» метод, т. е. предоставлена определенная отсрочка. В частности, он будет касаться начисленных процентов по ссудам, выданным после даты вступления в силу изменений, которые были впоследствии реклассифицированы в III–V категорию качества и доход по которым признается неопределенным, а также страховые комиссии банка в страховке по кредиту, если они формируются за счет самого кредита. Последний случай, как считает Ульянова, является «частью рутинных процессов»: «Такого рода операции могут быть выявлены только по результатам детальной проверки».

«Формирование капитала за счет ненадлежащих активов, т. е. за счет участия в этом процессе средств самого банка, никогда не поощрялось регулятором. И ЦБ для проверки активов, которые потенциально могли оказаться ненадлежащими, с целью их последующего включения в капитал часто требовалось время. Та же прибыль попадает в расчет базового капитала только после аудита», – указывает Ульянова. По ее словам, регулятор, систематизировав свой опыт по выявлению операций, чаще всего используемых банками для сокрытия ненадлежащих источников формирования капитала, принял решение систематизировать и методы надзорного реагирования.

Как Центробанк ищет тайные вклады

По данным ЦБ, с 2014 по 2017 г. капитал российских банков без учета программы докапитализации и помощи акционеров увеличился на 2,1 трлн до 10,3 трлн руб. «Сложно себе представить, что некоторым банкам придется после вступления решения ЦБ в силу автоматически понизить свой капитал на сумму всех подозрительных операций, а потом документально доказывать регулятору правомерность сделок по пополнению капитала, происходивших на протяжении последних двух лет», – говорит аналитик Moody’s. Поэтому, по ее мнению, скорее всего, новшество будет связано с предоставлением больших полномочий проверяющим: «При выявлении фактов привлечения ненадлежащих источников пополнения капитала в недавнем прошлом они смогут разворачивать такого рода сделки».

«Банковскому сектору будет непросто избавиться от подобного рода формирований в капитале: часть может быть скрыта в прибыли, часть – в дополнительных привлечениях (через суборды или размещение акций)», – подчеркивает Ульянова. Применение «ретроспективного» подхода может привести к сокращению как непосредственно капитала банков, так и количества игроков, считает Пеникас.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... tal-bankov

Сообщение tea » 27 фев 2017, 10:09

22.02.2017, 20:05
Госдума в I чтении поддержала создание Фонда для санации банков
Законопроект о создании Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) с целью финансирования санации банковского сектора был принят Госдумой в первом чтении. Предоставить правки по проекту авторам необходимо в пятнадцатидневный срок.
Целью данного законопроекта является создание дополнительных механизмов финансового оздоровления банковского сектора, с использованием средств Банка России. Документ был внесен группой сенаторов и депутатов во главе с Анатолием Аксаковом и Николаем Журавлевым.
«Банк России в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций будет вправе учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора"»,— говорится в пояснительной записке. При этом управляющая компания будет заведовать акциями кредитных организаций, паевыми инвестиционными фондами, правами по субординированным кредитам, депозитам и банковским гарантиям. А также она будет участвовать от имени Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и иметь право использовать средства Фонда консолидации банковского сектора.
Финансовое оздоровление банков, начатое до вступления законопроекта в силу при участии Агентства по страхованию вкладов (АСВ), продолжится. Новые полномочия Банка России повлияют на количество представителей ЦБ и правительства в совете директоров АСВ. Благодаря проекту число представителей ЦБ увеличится до семи, а правительства — уменьшится до пяти человек. Также устанавливается, что главой совета директоров АСВ станет председатель Банка России.
Под санацией банка понимается «восстановление капитала банка до соблюдения минимально установленных нормативов достаточности капитала». План финансового оздоровления банка, утверждаемый ЦБ, наряду с повышением капитализации может предусмотреть контролируемые сроки устранения иных, не связанных с формированием резервов на возможные потери проблем банка, вызванных действиями (бездействием) прежних владельцев и менеджеров.
На прошлой неделе новый механизм санации был поддержан правительством РФ. Центробанк принял решение по «изменению механизмов» в июне 2016 года. Согласно новой схеме, средства должны идти непосредственно санируемым учреждениям, а не передаваться в виде кредитов АСВ. При этом Агентство практически отстраняется от механизма санации.
http://www.kommersant.ru/doc/3227067

Сообщение tea » 03 мар 2017, 09:49

Центробанк разработал новый механизм финансового оздоровления банков
02.03.2017

Центробанк разработал пакет документов, вводящих новый механизм финансового оздоровления банков. Согласно сообщению на сайте регулятора, в соответствии с проектом, теперь в санации финансовых учреждений ЦБ сможет принимать участие напрямую.

Ранее проект закона о подобном механизме санации банков был рассмотрен и принят Госдумой в первом чтении. Разработанные ЦБ документы подготовлены ко второму чтению закона в нижней палате парламента.

В соответствии с проектом нового механизма, непосредственное участие в оздоровлении банков будет принимать не Агентство по страхованию вкладов (АСВ), а напрямую ЦБ. Финансирование санации будет производиться за счет Фонда консолидации банковского сектора. Кроме того, допускается возможность передачи акций и иного имущества банка в доверительное управление управляющей компании, единственным учредителем которой будет выступать ЦБ. Управляющая компания должна будет, действуя от имени ЦБ, не допускать банкротства банка. После процедуры рекапитализации, санируемый банк будет продаваться на открытом аукционе новому владельцу.

«Реализация нового механизма позволит минимизировать расходование средств государства, направляемых на меры по финансовому оздоровлению», — подчеркивается в сообщении регулятора.

Кроме того, в документах ЦБ прописываются все этапы механизма санации банков. В частности, прописаны условия начала реализации механизма. В случае, если какой-либо банк проявит признаки финансовой неустойчивости, ЦБ сможет направить туда своих представителей для оценки ситуации.

Ранее, 14 февраля, стало известно, что Центробанк ужесточил требования к банкам из-за угрозы взлома со стороны хакеров. Банки, чьи системы будут признаны уязвимы ко взлому, будут обязаны увеличивать капитал или нести расходы по резервированию этих рисков.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58b87c4a9a7947b538ad330b

Сообщение tea » 06 мар 2017, 10:16

06.03.2017, 04:32
ЦБ планирует увеличить сроки хранения информации банками
Центральный банк России планирует ужесточить требования к банкам в части сроков хранения документов и информации о клиентах. Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на проект приказа «Об утверждении перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», регулятор рассчитывает увеличить время хранения в два и более раз — до 35–75 лет. Максимальные сроки архивации будут касаться согласия граждан на обработку персональных данных.

В Ассоциации российских банков (АРБ) изданию сообщили о несогласии с документом. «Эта мера просто возмутительна, поэтому мы уже написали в ЦБ письмо с просьбой отменить приказ»,— заявил газете глава АРБ Гарегин Тосунян. Он добавил, что новые нормы повысят расходы кредитных организаций, что повлечет за собой подорожание банковских услуг для клиентов.
http://www.kommersant.ru/doc/3235255

Сообщение tea » 14 мар 2017, 09:48

ЦБ отказался от страхования средств юрлиц в банках
14.03.2017
Банк России отказался от идеи расширения системы страхования средств на счетах и депозитах в банках на компании. В ближайшие три года банковская система к этому точно не будет готова

Банк России призвал отложить вопрос о страховании средств юрлиц, в том числе малого и среднего бизнеса, как минимум до 2019–2020 годов, сообщил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин в кулуарах Недели российского бизнеса, проводимой РСПП. «Мы предпочитаем даже тактически отложить все разговоры о расширении системы страхования вкладов на новые категории участников, включая юридических лиц, до лучших времен, которые скоро наступят, — два-три года», — передал корреспондент РБК слова Тулина. Таким образом, ЦБ высказался против расширения действующей системы страхования вкладов (ССВ), которая распространяется на физических лиц и индивидуальных предпринимателей (страхуются средства на счетах и во вкладах на сумму до 1,4 млн руб. — РБК).

Поручение проанализировать возможность расширения ССВ профильным ведомствам дал премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам инвестиционного форума в Сочи в конце марта. Теперь ЦБ высказал свои контраргументы. В первую очередь, как пояснил Дмитрий Тулин, не позволяет изменить действующую систему страхования в ближайшие годы тревожная ситуация в банковском секторе. По его словам, за указанный период с рынка уйдут самые слабые игроки, положение финансового сектора укрепится и нагрузка на действующие крупные банки, за счет которых (а также за счет ЦБ. — РБК) фактически финансируется фонд страхования вкладов, будет ниже.

Сейчас система страхования вкладов «не работает как самоокупаемая страховая организация» и «нуждается в поддержке». Поэтому, по словам Дмитрия Тулина, если распространять предложение по страхованию на юрлиц, непонятно, «кто будет платить за этот праздник жизни».

Вопрос исторический

Впервые на сколь-нибудь серьезном уровне вопрос расширения страховки по средствам на счетах и вкладах в банках на юрлиц рассматривался еще в 2015 году. Тогда он обсуждался на совете директоров АСВ, но конкретного решения принято не было.

В апреле прошлого года заявления о возможности расширения ССВ были сделаны на гораздо более высоком уровне. Тогда председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что регулятор готов рассмотреть этот вопрос, сославшись на зарубежный опыт и на то, что распространение страховки на юрлиц будет повышать доверие к банковской системе.

Теперь стало понятно: контраргументы перевесили.

Не время для страховки

Опрошенные РБК банкиры и экономисты согласны: сейчас не время расширять круг застрахованных лиц.

«Когда крупные устойчивые банки платят за неустойчивые, оплачивая их рискованную политику, это только усугубляет ситуацию, — говорит аналитик АКРА Кирилл Лукашук. — Очевидно, что правильнее сначала оздоровить сектор и только потом рассмотреть возможность проведения реформы системы страхования средств на счетах и депозитах в банках».

«Реализация данной идеи существенно увеличит нагрузку на банки в виде отчислений в фонд страхования вкладов, а вот проблем компаний, учитывая небольшой по корпоративным меркам размер страхового возмещения, не решит, — указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Кроме того, продолжает она, за последний год стало очевидно, что темпы кредитования восстанавливаются гораздо медленнее, чем ожидалось, спрос на корпоративные кредиты, которые приносят банкам основной доход, слабее, чем предполагалось, и отчислять большие средства в фонд страхования банкам просто не с чего.

Банкиры еще более категоричны в своих оценках. Как указывает зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко, неизбежное повышение ставки взносов отчислений в фонд страхования при распространении страховки на юрлиц банки бы заложили в ставки по кредитам, что еще больше дестимулировало бы кредитование. «В идеале я бы исключил из системы страхования и индивидуальных предпринимателей», — говорит он. Бизнес, по его мнению, должен осознавать риски и, к примеру, страховать их в страховых компаниях, а не через институт государственного страхования вкладов.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/14/03/2017/5 ... ource=main

Сообщение tea » 15 мар 2017, 10:20

Статья опубликована в № 4280 от 15.03.2017 под заголовком: Россияне недостаточно пассивны
Банки просят ЦБ не ограничивать долю вкладчиков в пассивах
Такие рекомендации получают только те, чьи активы вызывают у него сомнения, отвечает регулятор
14 марта 23:46
Дарья Борисяк
/ Ведомости
Территориальные управления Центробанка ограничивают региональным банкам долю средств населения в пассивах и следят за выполнением своего требования – такова одна из самых частых жалоб, следует из опроса, проведенного Ассоциацией региональных банков «Россия» к ежегодной февральской встрече с руководством ЦБ.

До середины 2014 г. региональным банкам удавалось удерживать долю вкладов в пассивах и даже снижать ее за счет привлечения средств компаний и сдерживания прироста депозитов населения, говорится в документе. Однако финансовый кризис и зачистка банковской системы, переориентация россиян с накопления на потребление не позволяют банкам выполнить требование ЦБ. «В результате ограничений по структуре привлечения региональные банки лишаются возможности наращивать наиболее стабильную часть клиентских средств, особенно в период кризисных явлений, отличающихся нестабильностью средств юридических лиц», – говорится в документе «России».

Также банкиры интересуются, планирует ли регулятор и впредь ограничивать им долю вкладов в пассивах.

ЦБ ответил банкирам, что, хотя у него нет полномочий ограничивать банкам структуру привлекаемых ресурсов, он рассматривает существенную долю средств населения в пассивах как тревожный сигнал. Этот фактор не позволяет признать структуру обязательств банка диверсифицированной и требует повышенного внимания со стороны органа надзора, в том числе направления рекомендаций о снижении зависимости от одного источника ресурсов, пишет ЦБ. При этом, если у банка надлежащий уровень управления привлеченными средствами физлиц, прозрачные активы, в которые эти средства размещаются, и в целом достаточно ликвидных активов, которые позволят своевременно расплатиться с гражданами в «негативных ситуациях», а кроме того, банк не проводит агрессивной политики по привлечению вкладов, регулятор «корректирующих мер» не применяет.

ЦБ действительно часто дает рекомендации снижать долю вкладов в структуре пассивов или же держать ее на определенном уровне, говорит сотрудник банка из топ-100. Единой планки нет – позиция регулятора разнится от банка к банку и для каждого установлен свой уровень, продолжает собеседник «Ведомостей». Многое зависит и от качества активов банка, знает он. Это подтверждает член правления другого банка из первой сотни: «Регулятор определяет, какая доля вкладов в пассивах является повышенным риском – в случае негативной ситуации это угроза для Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которому придется выплатить страховки вкладчикам. А зачем тратить лишние деньги».

Через два года после того, как ЦБ начал расчистку банковского рынка, фонд страхования вкладов истощился – летом 2015 г. АСВ попросило в ЦБ кредит на пополнение фонда и выплаты пострадавшим вкладчикам. Сейчас лимит АСВ по кредитам Центробанка составляет 820 млрд руб., из которых агентство выбрало около половины. Представитель АСВ вчера не назвал размер задолженности перед ЦБ.

«Не думаю, что ЦБ волнует сама по себе доля средств населения в пассивах, скорее его беспокоит, что некоторые банки этими деньгами могут фондировать рисковые операции и в случае возникновения у них проблем выплаты лягут на АСВ», – говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Сама доля не является критическим фактором, даже если она большая, продолжает он, например, вряд ли регулятора беспокоит «ВТБ 24», в котором доля обязательств физлиц больше 70%. В среднем же по системе в пассивах банков на вклады физлиц приходится примерно треть, а у ряда банков существенно больше, заключает он.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... rosyat-tsb

Сообщение tea » 15 мар 2017, 10:28

Кураторы из ЦБ оценят стратегии банков
15.03.2017
Банк России расширяет полномочия своих представителей в кредитных организациях

Реформа надзора за банками выходит на новый уровень. Персональные кураторы кредитных организаций, которые есть во всех крупнейших банках, получат больше полномочий и станут оценивать жизнеспособность бизнес-модели подопечных организаций. Об этом рассказал «Известиям» зампред ЦБ Василий Поздышев. Для кредитных организаций это может означать ужесточение надзора и повышение рисков регуляторного воздействия, опасаются банкиры.

Перемены в надзоре ЦБ за банками предполагают разделение труда между кураторами регулятора в кредитных организациях и службой анализа рисков, поэтому модель компетенций представителей ЦБ существенным образом поменяется. Представителям ЦБ придется глубже вникать в деятельность поднадзорных финансовых организаций. Как рассказал «Известиям» заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, уже в этом году кураторы станут оценивать все основные аспекты деятельности своих подопечных, в том числе долгосрочную стратегию и планы.

— Оценка кураторами бизнес-модели банков в надзорных целях будет применяться уже в течение этого года. Анализ рисков активов и трансакций делается не куратором, как раньше, а службой оценки рисков. Куратор должен будет оценить процедуры управления рисками, достаточность капитала, а также бизнес-модель, — сказал Василий Поздышев.


Сейчас куратор банка — это работник ЦБ, в обязанности которого входит надзор за одной или несколькими кредитными организациями «на месте». Полномочиями персонального «менеджера» по большей части предусмотрен анализ кредитных рисков банка.


Указание Банка России 2005-У «Об оценке экономического положения банков» содержит множество методик оценки деятельности кредитных организаций. В документе прописаны критерии отнесения каждого банка к пяти категориям качества исходя из его экономического положения. Оценка общего экономического положения кредитной организации производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом примененных к банку мер воздействия со стороны регулятора.

Зампред ЦБ Ольга Полякова считает, что изучение системы принятия решений в кредитной организации — это один из основных элементов надзора.

— Куратор должен уметь это делать не только по формальным признакам, но и по содержательным, оценивая и систему управления рисками, и систему внутреннего аудита, — пояснила она грядущую реформу в надзоре. — Расширение полномочий кураторов нацелено на более комплексную оценку качества управления в кредитной организации.

Кроме того, добавил Василий Поздышев, куратор сможет предлагать сотрудникам центрального аппарата ЦБ меры надзорного реагирования на ту или иную ситуацию в банке.

Новые компетенции кураторов, по сути, означают ужесточение банковского надзора, уверен предправления банка «Держава» (входит в топ-200 по России) Алексей Скородумов. Но закручивание гаек, хоть и постепенно, ведется постоянно и эта тенденция сохранится в будущем, считает он.


— Здесь вопрос только в том, достаточно ли высококвалифицированных специалистов среди кураторов для того, чтобы проводить такие сложные оценки, — сказал Алексей Скородумов.


С ним соглашается крупный банкир, пожелавший остаться неназванным. Расширение полномочий предполагает не только новые права кураторов, например, на получение еще больше информации, чем сейчас, но и обязанность качественно управлять этими сведениями.


— Сейчас кураторы ЦБ — это в основном молодые люди с небольшим опытом работы, поэтому у меня возникают сомнения по поводу того, как будет дальше строиться наше взаимодействие с ними с учетом нововведения, — сказал собеседник «Известий».

По его словам, кураторы уже сейчас анализируют не только кредитные риски, принятые банками, но, по сути, и стратегию развития кредитной организации. Кроме того, добавил банкир, неясно, как будут сочетаться новые полномочия кураторов с работой службы анализа рисков ЦБ. Ее сотрудники проводят выездные проверки предметов залога, например недвижимости, таким образом выявляя нарушения банками оценок стоимости заложенного имущества.

— Получается, что кураторы и сотрудники службы будут во многом дублировать функционал друг друга, но подходы к нему будут разные. Из-за этого повышаются риски обнаружения проблем там, где их на самом деле нет, — посетовал банкир. — Это чревато незаслуженным регулятивным воздействием.

Обычно в ЦБ применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов — предупредительные и принудительные. К последним могут относиться, например, требования о доначислении резервов на возможные потери или об ограничении темпов прироста частных вкладов. Меры могут быть как одного типа, так и сразу двух. Выбор мер воздействия Центробанк осуществляет самостоятельно.
http://izvestia.ru/news/670863

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62