ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 18 апр 2017, 09:51

ЦБ сможет продлевать кредиты АСВ на выплаты вкладчикам и санацию банков
17.04.2017
Банк России сможет продлевать срок кредитов, которые он выдавал АСВ на выплаты страховок вкладчикам рухнувших банков и на оздоровление пошатнувшихся игроков. Это первое официальное признание сложностей с возвратом этих средств

Право Банка России продлевать кредиты, выданные АСВ, прописано в поправках ко второму чтению законопроекта о создании Фонда консолидации банковского сектора (имеются в распоряжении РБК). Сегодня, 17 апреля, комитет Госдумы по финрынку поддержал эту поправку, передает агентство «Прайм».

Из формулировки: «Банк России может принять решение о продлении срока действия кредитного договора, в соответствии с которым государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» предоставлен кредит без обеспечения, на срок до пяти лет» — непонятно, о каких именно кредитах идет речь. Но учитывая, что поправка вносится в ч. 5 ст. 46 закона «О Центральном банке», где говорится как о кредитах на пополнение фонда страхования вкладов, так и о средствах, выделяемых ЦБ на предупреждение банкротства банков, продлевать можно будет оба типа ссуд.

Фонд страхования вкладов финансируется ЦБ с лета 2015 года, когда он стал дефицитным из-за больших страховых выплат вкладчикам в связи с частыми отзывами лицензий.

Кредиты на санацию выдаются ЦБ с конца 2008 года, когда был принят закон, регламентирующий оздоровление банков. АСВ в данном случае выступает посредником: агентство получает кредиты Центробанка и выдает их в виде ссуды санаторам, занимающимся оздоровлением проблемных игроков.

Непополняемый фонд

Изначально фонд страхования вкладов финансировался ежеквартальными взносами от банков. Они отчисляют в фонд определенный процент от привлеченных ими средств населения. Этих средств хватало на страховые выплаты вкладчикам при отзывах лицензий до того момента, когда расчистка банковского рынка от сомнительных и неустойчивых игроков, начатая ЦБ в 2013 году, набрала обороты.

В результате в 2015 году АСВ обратилось за финансовой поддержкой в ЦБ. Первоначальный кредитный лимит, одобренный регулятором для пополнения фонда страхования вкладов, составил 110 млрд руб., средства были выданы на срок до пяти лет. Однако расчистка все еще продолжается, а вместе с ней растет и долг АСВ перед ЦБ. Лимит агентства по кредитной линии от регулятора сейчас составляет 600 млрд руб., из них выбрано 549 млрд руб., уточнили в пресс-службе АСВ. Остаток денежных средств на счетах фонда на 31 декабря 2016 года составил 0,25 млрд руб., сообщили в агентстве.

Эти долги наглядно коррелируют с выплатами вкладчикам. В 2016 году возмещения составили 568,4 млрд руб. по 88 страховым случаям против 369,2 млрд руб. в 2015 году. При этом взносы от банков несопоставимы с затратами: в 2016 году кредитные организации перечислили в фонд 109,46 млрд руб., в 2015-м — 78,9 млрд руб.

Поддержанные комитетом Госдумы по финансовым рынкам поправки — по сути первое официальное признание масштабности проблем АСВ с возвратностью полученных от ЦБ средств в установленные сроки. Поправками их предлагается увеличить более чем вдвое, что упростит обслуживание этих ссуд.

До сих пор ситуацию можно было оценить лишь по косвенным признакам. В частности, как сообщал РБК, в марте этого года АСВ решило передать ЦБ в качестве оплаты за свои долги новый офис на Мосфильмовской улице в Москве стоимостью около 6 млрд руб. Теперь понятно, что этого недостаточно.

«Продление кредитов ЦБ — констатация неизбежного: объем страховых взносов от участников фонда страхования вкладов и объем распродаваемого АСВ имущества обанкроченных банков недостаточен для возврата средств агентством Банку России, — говорит управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков. — Это признание того, что масштаб проблем при очистке рынка превысил ожидания».

«Нагрузка на фонд страхования вкладов не снижается, поэтому АСВ нуждается в пролонгации действующих кредитных соглашений», — говорит руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. После окончания зачистки банковского сектора должно пройти какое-то время, чтобы госкорпорация смогла восстановить свой страховой фонд за счет взносов банков, однако этот процесс может занять несколько лет, констатирует он. В начале года глава ЦБ Эльвира Набиуллина указывала, что расчистка банковского рынка может быть завершена в течение двух-трех лет.

Фатальное оздоровление

Что касается пролонгации кредитов, выданных на оздоровление банков, то объем предоставленных регулятором средств на эти цели еще больше.

По данным АСВ, по состоянию на 1 января 2017 года общий объем средств, выделенных на финансовое оздоровление банков, составил 1,2 трлн руб. с учетом погашения основного долга.

Этот долг обслуживают банки-санаторы. Как и при выдаче таких кредитов, так и при их возврате АСВ выступает посредником.

«Сейчас очевидна неспособность большей части банков-санаторов вернуть свои долги: немногие здоровые банки сейчас способны наращивать прибыль, не говоря уже о санируемых, — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Основная прибыль банковской системы концентрирована в небольшом числе крупных банков — таких как Сбербанк, ЮниКредит Банк, Альфа-банк и ряд других. У большинства остальных игроков прибыль если и есть, то чаще всего обусловлена разовыми переоценками отдельных активов». Единственными крупными инвесторами в банковский сектор были пенсионные фонды, продолжает он, но и их ресурсы на сегодня ограничены.

Проблема с этими кредитами не только в возвратности средств, полученных от ЦБ, но и в желании санаторов увеличить объем первоначально выделенных на оздоровление средств. Просьбы об увеличении кредитов эти банки мотивируют вскрывшимися дырами в балансах санируемых ими игроков. Так, холдинг «Открытие» запрашивал у АСВ еще 47 млрд руб. на санацию «Траста», на которую уже было выделено 127 млрд руб. В мае 2016 года Транскапиталбанк сообщил, что ему необходимо для санации Инвестторгбанка дополнительные 26,2 млрд руб. к 29,7 млрд руб., которые он уже получил на оздоровление сроком на десять лет.

Увеличивать объем финансирования ЦБ и АСВ в большинстве случаев отказываются. «Несмотря на то что некоторые инвесторы, занимающиеся оздоровлением проблемных игроков, обратились в Банк России с просьбой о предоставлении дополнительных средств для санации, только два из них — банк ВТБ и СМП Банк — смогли получить необходимые дополнительные ресурсы», — говорит директор по банковским рейтингам S&P Сергей Вороненко.

Вместо выделения дополнительных средств ряду банков-санаторов было обещано продлить срок уже выданных кредитов и тем самым облегчить обслуживание долга. Теперь под такое продление подведена законодательная база. «Вышеизложенную инициативу можно рассматривать как некоторое возможное послабление на случай, если ситуация в санируемом банке не будет соответствовать первоначальному плану его финансового оздоровления», — считает Вороненко.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/17/04/2017/5 ... c3de6c9bc7

Сообщение tea » 24 апр 2017, 12:21

Статья опубликована в № 4308 от 24.04.2017 под заголовком: Под колпаком у Центробанка
Центробанк готовится лучше контролировать крупные финансовые группы
Регулятора беспокоит, как они ведут дела
24 апреля 01:04
• Дарья Борисяк
• / Ведомости
Центробанк готовится изменить регулирование банковских групп и холдингов, которые создавались много лет и расползлись по различным офшорным юрисдикциям. Регулятора уже несколько лет беспокоит, как именно ведут дела крупные российские финансовые группы. В их ведении не только миллионы вкладчиков, но и миллиарды клиентских средств и огромные средства, полученные на санацию. Практически все крупные холдинги нередко становились инвесторами для рухнувших банков.
Беспокоится, но терпит
«Нужно, чтобы в российской юрисдикции была создана структура, которая консолидирует финансовые активы, и тогда мы смогли бы осуществлять за ней надзор», – говорила в интервью «Ведомостям» председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Ключевое изменение, которое готовит регулятор, – необходимость создать управляющую компанию (УК) и зарегистрировать ее в России. По задумке ЦБ она будет управлять банковским холдингом. Регулятор планирует обязать компанию соблюдать нормативы, надбавки к нормативам по капиталу, а также рассчитывать риски на одного заемщика. Ей также придется создать систему управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, классифицировать активы и создавать резервы под безнадежные долги. Предполагается, что УК будет разрабатывать планы восстановления финансовой устойчивости всего холдинга или отдельных участников.
Когда новое регулирование вступит в силу, пока не известно – ЦБ завершает доработку предложений, сообщил зампред Банка России Василий Поздышев в ответ на вопросы «Ведомостей». Однако участники рынка уже успели попросить ЦБ о существенной отсрочке – установить переходный период на четыре года.
Далеко до прозрачности
«Структура владения формировалась стихийно – где-то покупались холдеры, где-то акции, доли. В результате получился винегрет из различных структур, которые владеют разными компаниями. Где-то это юрисдикция Кипра, где-то Британские Виргинские острова, а где-то и Россия. Теперь эту структуру владения надо спрямлять, а это процесс сложный и очень небыстрый, кроме того, далеко не везде получится это сделать, чтобы в итоге увидеть простую структуру владения», – вспоминает гендиректор одной из крупнейших частных банковских групп России.
Топ-менеджер другой банковской группы это подтверждает: у многих финансовых, промышленных групп структура владения запутана. «Мы вообще не знаем, сколько в нашей группе юрлиц – их число все время меняется. Мы понимаем, сколько у нас бизнес-направлений, но не понимаем, сколько конкретно компаний. В контуре одного бизнес-направления это порядка 300 юрлиц, а направлений у нас 20», – делится первый собеседник «Ведомостей».
Налог на пустом месте
«Первое, что вызывает вопросы, – налоговые последствия. Должна ли управляющая компания стать владельцем акций», – говорит гендиректор крупнейшей частной банковской группы. Переход от сложной структуры владения к простой чреват налоговыми последствиями, объясняет он: если будет необходимо физически менять владельца, то придется провести сделки купли-продажи акций. «Себестоимость активов зачастую очень низкая, а если уж выходил на IPO, то разница в стоимости с продажи сразу трактуется как налоговое событие. Никто не хочет платить налог на пустом месте. В итоге ты потом смотришь на требования и понимаешь: вот это я могу сделать, а вот это не могу – слишком дорого», – говорит собеседник «Ведомостей», замечая, что налоговые консультанты не могут пока что определенно сказать, где налоговые риски могут реализоваться, и определяют их пока как «умеренные».
ЦБ анализировал вопрос увеличения налоговой нагрузки при создании УК как самостоятельного юрлица, говорит Поздышев: «Подход ЦБ предполагает, что налогообложение сохранится на текущем уровне, поскольку для управляющих компаний банковских холдингов законодательно не будет установлена обязанность владеть акциями его участников».
Для того и создается структура УК, чтобы не консолидировать владение в одном месте, нужно развести вопросы, как бизнесом владеют и как им управляют, говорит Максим Богдашкин из Oliver Wyman. Задача ЦБ – обеспечить качественное управление рисками через консолидированный надзор, указывает он.
«Это целое кино»
Согласно предложениям ЦБ к членам совета директоров УК будут предъявляться квалификационные требования и требования к деловой репутации. Кроме того, ЦБ планирует согласовывать руководителей компании. Помимо руководителей потребуются и люди, которые будут обеспечивать взаимодействие между головной структурой холдинга и организациями, прежде всего это касается отчетности, указывает собеседник «Ведомостей»: «У банка, например, ежедневная отчетность, а у страховщика – ежемесячная. На Кипре отчетность делают раз в год, да и то далеко не всегда. Это целое кино – сформировать консолидированную отчетность под определенную дату, которая устроит регулятора». По его словам, для этого потребуется много людей – только под формирование отчетности нужно будет набрать около 30 человек.
Даже если УК не должна будет становиться владельцем акций, остается вопрос, как формализовать участие этой компании в структуре холдинга, как ее наделить полномочиями по управлению, говорит собеседник «Ведомостей». Оценить, сколько может стоить приведение структуры владения к более прозрачной, очень сложно, продолжает он. Кипрское законодательство, например, относительно новое и как там будут трактоваться те или иные операции с акциями и долями, сказать сложно, объясняет он: «Различие в стоимости этих мероприятий может быть огромным от холдинга к холдингу. Кроме неясных налоговых рисков есть еще юридические, административные расходы, а к тому же и вопросы с капиталом создаваемой УК. Хотя это, конечно, гораздо меньшие траты – худшее, что может произойти, – это обязанность стать владельцем».
Есть прикладные вопросы, как, например, будут регулироваться вопросы параллельного владения несколькими банками и активами, ведь сделать отчетность на уровне физлица нельзя, недоумевает один из собеседников «Ведомостей». Поздышев говорит, что на уровне законодательства для таких физлиц будет установлена обязанность объединить организации в банковский холдинг, создать управляющую компанию, которой придется составлять консолидированную отчетность. Фактически это может означать, что банкиру Игорю Киму, который владеет банками в России и Европе, тоже придется создавать управляющую компанию в России. А санируемый «Рост банк», выведенный за периметр группы «Сафмар» и принадлежащий Микаилу Шишханову, войдет в будущий холдинг.
Корпорация в мажоре
С учетом нового регулирования проблемой может стать ситуация, когда в структуре несколько совладельцев, а их доли и интересы расходятся, говорит гендиректор крупной частной банковской группы. «Например, есть пять бенефициаров, и у каждого своя доля в разных сегментах бизнеса группы – банковском, нефтяном, в сфере недвижимости, в пенсионной отрасли. Бизнесы в периметр холдинга придется включать, если их доля больше 10%, и в этом есть логика. Но акционеры в разных долях владеют и несут управленческую ответственность за разные дивизионы – как соблюсти интересы всех при создании УК, совет директоров которой будет принимать решение?» – недоумевает он. Если сводить все в один центр принятия решения, то возникают сложности на уровне межакционерных соглашений: условному миноритарию, например, в одном бизнесе нельзя предоставить полномочия влиять на решения по другому бизнесу.
«Фактически на уровне законодательства будет установлена обязанность для головной организации холдинга учредить новое юрлицо. Участие миноритарных акционеров холдинга в создании УК не предполагается», – говорит Поздышев. Миноритарные акционеры, скорее всего, смогут влиять на решения, но это, конечно, добавит сложности, считает Богдашкин: «Хорошо бы рассмотреть вопрос, как, с одной стороны, прийти к консолидированному надзору, а с другой – не отбить у потенциальных портфельных инвесторов желания инвестировать в компании и банки».
Крайне важным будет вопрос, кто именно в УК будет принимать решения, говорит гендиректор крупной частной банковской группы, можно легко ошибиться: у одного акционера управленец вызовет доверие, а у второго – нет. И с этим столкнутся многие группы, полагает он. «Будут ли решения совета директоров УК обязательными для всех остальных участников холдинга – тоже вопрос, и интересно, как это будет закреплено законодательно. Как вариант, конечно, можно этот процесс регламентировать внутренними документами, например, что все решения нижестоящих советов директоров должны получать обязательную экспертизу УК. Но это скорее понятийная плоскость, сделать это юридически обязывающим пока нельзя», – заключает собеседник «Ведомостей».
Увидеть бизнес без прикрас
С помощью нового регулирования предполагается проводить полную оценку деятельности кредитных организаций с учетом рисков, которые вызваны участием в банковских холдингах и группах, говорит Поздышев. К чему стремится ЦБ, понятно – регулятор хочет смотреть на всю структуру, а не только на отдельные ее части, замечает финансовый директор одного из крупных банков, входящих в финансовый холдинг. «Все это создается для того, чтобы видеть операции крупных финансовых конгломератов, у которых между балансами гуляют как активы, так и капитал, искажая картину в угоду их интересам», – говорит один из финансистов.
«Мы полагаем, что ЦБ хочет видеть риски – в каком объеме связанные стороны на самом деле прокредитованы, какова открытая валютная позиция на всю группу, ведь в банке это жестко регулируется, но этот риск легко можно перевести на другой бизнес», – рассказывает гендиректор крупной частной банковской группы. «Главная проблема банковской системы – большой объем связанного кредитования, именно связанные кредиты ведут к значительным убыткам при отзыве лицензии», – говорит представитель Сбербанка. Выявить связанные кредиты исключительно трудно, поэтому введение группового регулирования как такового не обязательно даст желаемый эффект само по себе, полагает он, однако введение отчетности – первый шаг на пути повышения прозрачности операций. , Он уверен, что в результате появится возможность принимать меры по снижению рисков до возникновения непосредственно угрозы. Комментировать, как банк будет работать в условиях нового регулирования, он не стал.
Оно позволит анализировать концентрации, устанавливать экономические связи, которые также позволяют определить связанность лиц, говорит Богдашкин. Все это позволит оценить эффект домино, полагает он. Очевидно, что крупные финансовые группы, из-за деятельности которых ЦБ и вводит это регулирование, с задачей рано или поздно справятся, как и с предстоящими расходами, говорит один из финансистов. Судьба же более мелких групп, возможно, не так радужна – для них расходы на новую структуру и приведение работы в соответствие с новым регулированием могут быть большими, заключает он.
Представитель ВТБ сообщил, что группа изучает предложения и комментировать их пока не готова. Все остальные крупные банковские группы и холдинги на вопросы «Ведомостей» отвечать не стали.
https://www.vedomosti.ru/finance/articl ... vie-gruppi

Сообщение tea » 24 апр 2017, 12:23

Санации обрисовали новый механизм
Фонд консолидации банковского сектора будет курировать зампред ЦБ Василий Поздышев
24.04.2017
ЦБ окончательно определился со структурой управления фондом санации банков. Управляющая компания (УК) фонда станет автономным подразделением ЦБ, курировать деятельность УК и, соответственно, самого фонда в статусе зампреда Банка России будет Василий Поздышев. Поскольку полномочий по самостоятельному принятию решений у руководства УК не будет, для управления новой структурой будет найден "хороший администратор".

В пятницу Госдума приняла в третьем чтении законопроект о фонде консолидации банковского сектора, который описывает новый механизм санации под контролем ЦБ. До сих пор не было понятно, как будет работать УК фонда, куда регулятор будет передавать акции санируемых банков, и кто будет руководить УК. "Управляющая компания станет автономным подразделением Банка России (то есть будет отдельным юридическим лицом, но на 100% принадлежащим ЦБ и зависящим от него.— "Ъ"),— уточнили "Ъ" в пресс-службе ЦБ.— Курировать вопросы деятельности УК и фонда в качестве заместителя председателя Банка России будет Василий Поздышев".
Подобное решение логично. В ЦБ господин Поздышев отвечает среди прочего за разработку и реализацию мер по снижению системных банковских рисков и консолидации банковского сектора. Он же был одним из инициаторов создания фонда санации. Речь идет о радикальном изменении механизма санации. Вместо действующей схемы, реализуемой через Агентство по страхованию вкладов, когда инвестор получает льготный (под 0,5% годовых) кредит на 10-15 лет на санацию кредитной организации, будет использована схема рекапитализации проблемного банка за счет средств фонда ЦБ.
Изначально регулятор подумывал о том, чтобы УК была относительно самостоятельной структурой с руководящим органом, наделенным полномочиями по принятию решений, рассказали "Ъ" собеседники, знакомые с процессом создания фонда. На пост главы УК даже рассматривались несколько кандидатур из коммерческих банков, имеющих опыт работы с проблемными активами.
Однако от этой идеи в итоге отказались. На пост непосредственного руководителя УК будет выбран "хороший администратор", рассказал "Ъ" источник, знакомый с ходом реализации проекта. Он уточнил, что ЦБ решил не отпускать УК от себя ни на шаг, ЦБ будет принимать все ключевые решения. "Служащие управляющей компании не будут отвечать за принятие инвестиционных решений, такие решения будут приниматься советом директоров Банка России",— уточнили в пресс-службе ЦБ. В УК будет работать "небольшая команда специалистов", обеспечивающая выполнение Банком России (через фонд консолидации банковского сектора) функции собственника банков, находящихся под планом финансового оздоровления, добавили там. "В настоящий момент Банк России подбирает кандидатов на работу в УК,— пояснили в пресс-службе ЦБ.— В самом фонде не будет штата сотрудников, поскольку это лишь юридическая конструкция".
По мнению экспертов, несмотря на то что все решения будет принимать ЦБ, роль сотрудников УК недооценивать не стоит. "По идее в команде УК фонда санации должны быть не только хорошие администраторы и исполнители, поскольку задачи перед ними стоят очень сложные,— говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Эльман Мехтиев.— Сотрудники УК должны уметь работать с проблемными активами и быть антикризисными менеджерами, понимать, для какого банка какая модель бизнеса и стратегия развития лучше всего подходит, и именно их и внедрять". Кроме того, они должны уметь эффективно продавать санированные банки, что является конечной целью регулятора, заключает эксперт. По мнению управляющего директора Национального рейтингового агентства Павла Самиева, найти универсальную команду скоординированных между собой специалистов в сфере оздоровления банков сейчас весьма непросто. Впрочем, главный кадровый вызов — это не подбор сотрудников УК, а подбор команды менеджеров для банков, приобретаемых фондом консолидации, заключили в пресс-службе ЦБ.
http://www.kommersant.ru/doc/3280634

Сообщение tea » 19 май 2017, 09:43

Статья опубликована в № 4324 от 19.05.2017 под заголовком: Главврач банковской лечебницы
ЦБ нашел кому доверить санации банков
Главный кандидат на управление Фондом консолидации банковского сектора – Анна Орленко, директор надзорного департамента ЦБ
19 мая 00:02
Дарья Борисяк,
Татьяна Воронова
/ Ведомости

Директор департамента банковского надзора Анна Орленко – основной претендент на пост руководителя создаваемой Центробанком управляющей компании (УК) Фонда консолидации банковского сектора, рассказали «Ведомостям» три человека, знающих это от сотрудников регулятора и Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Решение еще не принято, уточняют собеседники «Ведомостей». ЦБ сообщал, что курировать работу фонда будет зампред ЦБ Василий Поздышев.

Год назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что этот механизм неэффективен и надо передать оздоровление банков от АСВ и частных инвесторов к фонду, который регулятор создаст сам и будет управлять им. Это по замыслу ЦБ должно сэкономить 25–30% средств. Был принят закон, основные положения которого вступят в силу 16 июня. ЦБ создаст Фонд консолидации и УК, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать ПИФы и продавать их паи ЦБ. Оздоровив банки, фонд будет продавать их (не обязательно с прибылью).

Орленко возглавила департамент банковского надзора в декабре 2015 г., сменив ушедшего в АСВ Рубена Амирьянца. Орленко курирует зампред ЦБ Ольга Полякова (а ее – первый зампред Дмитрий Тулин). Орленко с Поляковой руководили ГУ ЦБ по ЦФО (Полякова – начальник, Орленко – ее заместитель).

Центробанк готовится лучше контролировать крупные финансовые группы

Работала Орленко и в банках: в ЦБ она перешла из Сбербанка, где возглавляла департамент операций на финансовых рынках. До этого она руководила аналогичным департаментом Банка Москвы.

«Орленко – бывший инвестбанкир, женщина не робкого десятка, которая всегда умеет разобраться в деталях», – говорит предправления «Российского капитала» Михаил Кузовлев, под началом которого Орленко трудилась в Банке Москвы. Выбор Орленко был бы удачным, уверен он: «Секретов в банковском бизнесе для нее нет».

В отличие от многих сотрудников ЦБ Орленко – практик, а не теоретик, она понимает банковскую отчетность, согласен другой банкир. При взаимодействии с банками она всегда занимала жесткую позицию, вспоминает сотрудник еще одного крупного банка.

Профессиональные качества Орленко по части надзора не вызывают сомнений, но санация банков – это другой процесс: банки нужно будет приводить в платежеспособное состояние и отстраивать в них заново бизнес-процессы – сложно сказать, справится ли Орленко с этим, сомневается один из собеседников «Ведомостей».

Связаться с Орленко не удалось, представитель ЦБ на вопросы не ответил.
https://www.vedomosti.ru/finance/articl ... sii-bankov

Сообщение tea » 31 май 2017, 09:51

Госденьгам указали на рейтинги

Пока правительство будет использовать только рейтинги АКРА
31.05.2017

Правительство определило требования к банкам, в которых размещаются временно свободные средства госкорпораций и госкомпаний. Они сформулированы в проекте постановления, опубликованном вчера на портале regulation.gov.ru. Помимо действовавших ранее требований к капиталу, отсутствию просроченной задолженности и т. д. документ содержит требования к кредитным рейтингам банков и ценных бумаг, в которые размещаются средства.

Как и предсказывал "Ъ" (см. номер от 16 марта), согласно опубликованному вчера проекту постановления правительства, претендовать на размещение госсредств смогут банки, имеющие действующий рейтинг не ниже уровня "ВВВ- (RU)" по национальной шкале Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Если банк, в котором размещены госсредства, перестанет соответствовать требованиям, описанным в документе, корпорация или компания будет обязана истребовать эти средства с депозитов таких кредитных организаций не позднее следующего после установления этого факта рабочего дня. В случае если средства размещены в ценные бумаги (облигации субъектов РФ, корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги), не имеющие соответствующего рейтинга (или же рейтинг АКРА отсутствует у эмитента этих бумаг), они подлежат продаже в течение года. Новые же инвестиции в ценные бумаги также будут ограничены наличием рейтинга АКРА не ниже "ВВВ- (RU)", причем речь идет о рейтинге самой эмиссии. Предполагается, что постановление вступит в силу 14 июля 2017 года.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев сообщал, что в список банков, способных удовлетворять требования по рейтингу, попадет около 30 кредитных организаций. На текущий момент у АКРА 17 действующих банковских рейтингов, из них около десятка кредитных организаций могут претендовать на размещение госсредств по размеру собственного капитала (не менее 25 млрд. руб. на последнюю отчетную дату). По словам гендиректора АКРА Екатерины Трофимовой, агентство обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы обеспечить рейтинговую деятельность в необходимые сроки. "У нас в работе десятки рейтингов",— подчеркнула она.

В то же время финансовые власти допускают, что возможны исключения для некоторых кредитных организаций, не соответствующих требованиям по рейтингу. Определяться такие исключения будут в индивидуальном порядке. Так, рейтинг АКРА не получил один из крупнейших госбанков — ВТБ, причем его глава Андрей Костин неоднократно заявлял о своих претензиях к агентству и нежелании сотрудничать с ним (см. "Ъ" от 28 февраля).

Использование рейтингов второго вошедшего в реестр ЦБ рейтингового агентства — "Эксперт РА" — проектом правительственного постановления не предусмотрено. Вместе с тем 24 мая рабочая группа ЦБ одобрила банковскую методологию агентства. Кроме того, вчера на сайте регулятора было опубликовано информационное письмо первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, в котором указывается, что с 1 июля 2017 года Банк России будет использовать рейтинги агентства "Эксперт РА" по новой, утвержденной недавно шкале. Однако во многие нормативные акты рейтинги "Эксперта" не попали. "Минфин сообщал нам, что укажет наши рейтинги в своих документах после того, как будет согласована с ЦБ корпоративная методология. Пока мы еще в процессе согласования",— заявила вчера первый заместитель гендиректора "Эксперт РА" Марина Чекурова. По ее словам, в корпоративную методологию входит и присвоение рейтингов эмиссиям ценных бумаг.
http://www.kommersant.ru/doc/3312583

Сообщение tea » 01 июн 2017, 09:53

ЦБ назначил Сергея Шевченко руководителем текущего банковского надзора
ТАСС 31.05.2017
Банк России сообщил, что Сергей Шевченко с 31 мая назначен руководителем недавно созданной службы текущего банковского надзора. В середине мая Шевченко ушел с должности председателя правления «Балтийского банка» в связи с переходом на новую работу. До того как стать топ-менеджером в «Балтийском банке», Шевченко участвовал в работе временной администрации банка в качестве сотрудника АСВ.
Банк России с 1 марта 2017 г. начал процесс централизации дистанционного банковского надзора, одной из ключевых новаций которого станет передача надзорных функций территориальных учреждений ЦБ создаваемой в его структуре службе текущего банковского надзора.
До 1 июля текущего года в ведение службы текущего банковского надзора перейдут банки, находящиеся сейчас под надзором Главного управления ЦБ по Центральному федеральному округу и Дальневосточного ГУ Банка России. В дальнейшем ЦБ будет передавать кредитные организации в ведение этого департамента с интервалом в полгода.
https://www.vedomosti.ru/newsline/finan ... shevchenko

Сообщение tea » 05 июн 2017, 10:05

02.06.2017 18:05:39
Банк России решил ограничить возможности банков по привлечению финансирования в рамках своих кредитных операций.
Как сообщает Bloomberg, с 1 июля центробанк перестанет принимать в качестве залога для рублевых кредитов 33 выпуска облигаций. В результате банки, которые держат эти ценные бумаги, лишатся доступа к ликвидности от ЦБ, которую тот предоставлял им под фиксированную ставку в ежедневном режиме.

Всего в "черном списке" центробанка бонды на 160 млрд рублей. Это бумаги российских эмитентов с рейтингами ниже "B-/B" от S&P или Fitch и "B3/B2" от Moody’s, рассказали Bloomberg банкиры, получившие письмо регулятора.

По их словам, по ряду облигаций - на 130 млрд рублей - уже введены повышенные дисконты (до 60%). С 1 июня ЦБ принимает эти бумаги лишь с 40-процентной уценкой, а через месяц закроет такое кредитование полностью.

В числе облигаций-изгоев оказались и долговые бумаги самих банков, в том числе из первой сотни, рассказали источники Bloomberg.

Это принадлежащий миллиардерам Михаилу Гуцериеву и Микиалу Шишханову Бинбанк (12-е место по активам и 532 млрд рублей вкладов); КБ "Ренессанс Кредит" миллиардера Михаила Прохорова (63-е место и 72 млрд рублей вкладов); подконтрольный "Ростеху" Новикомбанк (37-е место и 29 млрд рублей вкладов) и принадлежащий "Ингосстраху" Банк Союз (72е место по активам и вклады на 27 млрд рублей).

Их долги Центробанк перестанет рефинансировать с 1 июля.

"Решение ЦБ окажется серьезным ударом для небольших банков, для которых ЦБ - это единственный источник получения финансирования, поскольку на межбанковском рынке кредитования ни один из небольших банков не сможет получить средства по адекватной ставке", - говорит начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков.

"Значительная часть облигаций небольших банков сразу же начнут прибавлять в доходности, что закроет для них возможность финансировать свою деятельность с помощью выпуска долга - слишком дорогое обслуживание", - добавляет он.

ЦБ планомерно сокращает кредитование банковской системы с 2015 года - за это время регулятор изъял у банкиров более 5 трлн рублей, ссылаясь на избыток ликвидности, который возникает в результате эмиссий рублей для бюджета (в рамках операций с Резервным фондом).

Но этот избыток наблюдается лишь у крупных банков, которые работают с госсредствами, говорит аналитик ФК "Уралсиб" Ирина Лебедева: для мелких игроков же политика ЦБ оборачивается денежным голодом и, в худшем случае, коллапсом.

Новый шаг Центробанка, по всей видимости, приведет к дальнейшей "очистке финансовой системы от слабых участников", предупреждает Волков из РосЕвроБанка.
http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb- ... 1002064066

Сообщение tea » 05 июн 2017, 10:29

Банкирам разрешат взять с граждан больше
Меняется система расчета предельных ставок по кредитам
05.06.2017

ЦБ неожиданно поддержал давнюю инициативу банковского сообщества — ограничить влияние крупнейших игроков рынка на формирование общерыночных предельно допустимых ставок по кредитам населению, выяснил "Ъ". Доля рынка банка при расчете ЦБ полной стоимости кредита (ПСК) будет ограничена 20%. По факту это окажет влияние лишь на учет ставок Сбербанка, доля которого на рынке потребительского кредитования более 30%. Остальные игроки до планки 20% пока не дотягивают. Но даже такое ограничение позволит большинству банков выдавать более дорогие, чем сейчас, кредиты.

Планируется, что законопроект, ограничивающий долю крупнейших игроков при формировании регулятором ПСК, будет рассмотрен Госдумой уже летом, рассказали "Ъ" два депутата, а также два банкира, знакомые с ходом обсуждения документа. Речь идет о поправках к закону "О потребительском кредите (займе)" в части правил расчета ПСК. Доля каждого банка при расчете ПСК будет ограничена 20%, уточнили собеседники "Ъ".

ПСК применяется регулятором для ограничения ставок по розничным кредитам со второй половины 2015 года. Банки при кредитовании не имеют права превышать рассчитываемый ЦБ уровень более чем на треть. ПСК включает ставку, страховку и иные платежи по кредиту. ЦБ ежеквартально рассчитывает значения ПСК на основании мониторинга реальных процентных ставок банков, МФО, КПК и др. (средневзвешенное значение с учетом доли рынка не менее чем по 100 крупнейшим кредиторам по соответствующей категории либо не менее чем по одной трети кредиторов).

Поскольку при расчете ПСК учитывается доля рынка, банковское сообщество давно добивалось введения ограничений, так как крупные банки существенно понижают общий уровень ставок.

Еще в письме ассоциации региональных банков "Россия" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) от 2016 года было указано, что такое влияние "негативно сказывается на конкуренции" и приведет к вытеснению с рынка других кредиторов. Еще раньше банковское лобби в лице Ассоциации российских банков предлагало ограничить долю рынка при расчете ПСК в 10%. Такую цифру поддержала и ФАС, поскольку именно с этого уровня положение игрока на рынке считается доминирующим.

Но решение оставалось за ЦБ. "Регулятор почти год тормозил принятие нормы и в итоге согласился только на 20%",— сообщил "Ъ" собеседник, знакомый с ходом обсуждения законопроекта. "Банк России не возражает против поправок к федеральному закону "О потребительском кредите (займе)", которые ограничат долю крупных банков при расчете ПСК до 20%,— подтвердили "Ъ" в пресс-службе ЦБ.— Данная инициатива дорабатывается уже больше года, до ее принятия в окончательном виде преждевременно говорить о том, как изменится расчет ПСК. Изменения будут незначительны". Сейчас долю на рынке потребительского кредитования более 20% имеет лишь Сбербанк. Так, согласно данным Frank Research Group на 1 мая, в сегменте "кредиты наличными" Сбербанк занимал 32,2%, в сегменте "кредитные карты" — 39,7%. В Сбербанке отказались от комментариев.

Хотя поправки еще не приняты, банкиры уже строят радужные планы. "Если такая норма будет принята, банки получат возможность варьировать ставками в большем диапазоне, в том числе выдавать кредиты категории "заемщики", которые пока не пропускает наша риск-модель",— отметил председатель правления ОТП-банка Илья Чижевский. По словам собеседников "Ъ", предварительные расчеты показывают: ограничение доли одного Сбербанка при расчете ПСК даст прибавку 1-2 процентных пунктов. Среднерыночные значение ПСК, по данным ЦБ, для договоров, заключаемых в третьем квартале 2017 года, по кредитным картам достигают 29,6%, по кредитам наличными — 26,5%.

В то же время банкиры надеются, что "дискуссия будет продолжена". "Данная поправка, безусловно, важный шаг к созданию справедливых конкурентных условий, но этого недостаточно,— считает председатель правления банка из топ-50.— Надо добиться, например, также снижения влияния на значения ПСК кредитов зарплатным клиентам, которые значительно более дешевые, чем ссуды клиентам с улицы".
http://kommersant.ru/doc/3317773

Сообщение tea » 06 июн 2017, 09:47

Статья опубликована в № 4336 от 06.06.2017 под заголовком: За вклады придется доплатить
Сбербанк раскритиковал план ЦБ повысить отчисления в фонд страхования вкладов
Это будет стоить ему примерно 40 млрд руб. в год
06 июня 00:07
Дарья Борисяк,
Анна Холявко
/ Ведомости
Центробанк считает полезным повышение базовой ставки взносов в фонд страхования вкладов (ФСВ) с 0,12 до 0,2%, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «Мы не до конца используем и тот потенциал, который у нас есть в законодательстве. У нас ставка фактически 0,12% <...> было бы полезным в законодательстве иметь большую возможность маневра для повышения ставок» (цитата по «Интерфаксу»). По ее словам, раньше, когда «банки переживали достаточно сложные времена» – была низкая прибыль и нужно было создавать большие резервы, – регулятор «достаточно сдержанно» относился к повышению взносов. «Сейчас ситуация в банковской сфере достаточно выправилась, скажем так», – объяснила Набиуллина смену курса.
Так много российские банки за страховку еще не платили. Прежний рекорд – 0,15% от размера вкладов в квартал – был в 2004–2006 гг., когда была создана система страхования вкладов и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) наполняло фонд. Затем ставка постепенно снижалась: в 2007 г. – до 0,13%, а в 2008 г. – до 0,1%.
Увеличение базовой ставки до 0,2% поможет снизить зависимость АСВ от кредитов ЦБ (см. инфографику), объяснял замминистра финансов и член совета директоров агентства Алексей Моисеев в мае, предлагая обсудить такую возможность. Совет директоров рост ставки до 0,2% не обсуждал, парировал на прошлой неделе гендиректор АСВ Юрий Исаев: «В прошлом году обсуждался вопрос повышения ставки до 0,15%, но решение принято не было, и сейчас его нет. До 0,2% не обсуждалось в принципе».
«Для нас принципиальным вопросом является сбалансированность фонда. Если будет реализована схема, когда все банки платят и все средства МСП будут застрахованы, это не поможет нам сбалансировать фонд в части физлиц, – объяснял Моисеев. – Пока мы видим серьезную зависимость фонда от кредитов Банка России, нам это не нравится».
Исаев вчера сказал «Ведомостям», что балансировать ФСВ можно не только ставкой, но и сроком возврата кредитов ЦБ: «Как управлять этими параметрами, целесообразно обсудить на совете директоров АСВ». Запрос в ЦБ остался без ответа.
Главный донор страхового фонда – Сбербанк, привлекший у населения 11,42 трлн руб. на 1 мая. По его расчетам, банки заплатят в ФСВ 220 млрд руб. за год, из них 100 млрд – за счет роста ставки до 0,2%. При этом доходность вкладов упадет на 30 базисных пунктов.
Исходя из доли Сбербанка на рынке вкладов (последние годы она колеблется в районе 45–46%) ему повышение ставки обойдется примерно в 40 млрд руб.
«Нам кажется, что повышение ставки – это плохое решение вопроса, которое создает неправильные стимулы и ведет к безответственному поведению со стороны вкладчиков», – заявил «Ведомостям» зампред правления Сбербанка Александр Морозов. По его мнению, отчисления в фонд должны зависеть от рисков, которые несет тот или иной банк: «Необходимо ввести обоснованные премии за риск – сейчас надбавки к базовой ставке слишком низки, и для большинства банков они должны быть существенно выше». Кроме того, нужна более активная политика ЦБ по отзыву лицензий у неустойчивых банков на ранних стадиях и увеличение ответственности их акционеров, призывает Морозов: «Если АСВ будет возвращать хотя бы 60% активов рухнувших банков, то сможет расплатиться с ЦБ в течение трех лет, поэтому есть смысл подумать о совершенствовании системы возврата». Также он предлагает «подумать о дополнительных мерах, направленных на ограничение рискованного поведения так называемых серийных вкладчиков».
Другие опрошенные «Ведомостями» банки не стали комментировать возможное повышение отчислений в ФСВ до 0,2%.
Оно не окажет существенного давления на банки, считает методолог RAEX Юрий Беликов: с 2004 г. ставка колебалась в ту или иную сторону на несколько сотых процента и банки к этому привыкли. С ним согласен аналитик Fitch Александр Данилов: взносы вырастут до 170–180 млрд руб., но для крупнейших игроков, в частности Сбербанка, это не будет проблемой: в прошлом году госбанк заработал 517 млрд руб. чистой прибыли (по РСБУ) и планирует показать рекордную прибыль в этом. Повышение базовой ставки взносов грозит прежде всего банкам с высокими ставками по депозитам и прибылью «около нуля», говорит он.
Другой вопрос, что дополнительные 70–80 млрд руб. в краткосрочной перспективе вряд ли покроют дефицит ФСВ, продолжает Данилов: «С начала чистки банковского сектора АСВ тратило около 300 млрд руб. в год на выплаты, а ЦБ прогнозирует, что чистка продолжится еще года три. Но в более долгосрочной перспективе дополнительные средства помогут АСВ рассчитаться с ЦБ, который пока вынужден кредитовать дефицит фонда», – заключает он.
https://www.vedomosti.ru/finance/articl ... ya-vkladov

Сообщение tea » 07 июн 2017, 17:40

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба
24.03.2017

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
http://www.cbr.ru

Информация

О поправочных коэффициентах и дисконтах Банка России

Банк России в целях исключения возможности использования в операциях рефинансирования Банка России облигаций низкого кредитного качества, имеющих признаки реструктуризации, принял решение о поэтапном снижении поправочных коэффициентов / повышении дисконтов по указанным облигациям.

Операции кредитования и операции репо Банка России с включенными в Ломбардный список Банка России облигациями, эмитенты (выпуски) которых имеют кредитные рейтинги «B-» / «В3», «В» / «В2» и не имеют рейтингов более высокого уровня по классификации рейтинговых агентств S&P Global Ratings, Fitch Ratings / Moody’s Investors Service1 и в отношении которых после 1 апреля 2017 года будут регистрироваться/утверждаться изменения, связанные с увеличением объема размещенного выпуска облигаций или переносом даты его погашения на более поздний срок либо уточнением условий досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев в части переноса даты досрочного погашения на более поздний срок или исключения возможности указанного досрочного погашения, будут проводиться на следующих условиях:

начиная с четвертого рабочего дня с даты раскрытия информации поправочный коэффициент/дисконт устанавливается в размере 0,4 / 60%;
через три месяца с даты раскрытия информации поправочный коэффициент устанавливается равным нулю и указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям репо.


1 В июле 2016 года Банком России были повышены требования к минимальному уровню рейтинга эмитента (выпуска) корпоративных облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России, с «В-» / «В3» до «В+» / «В1» по классификации рейтинговых агентств S&P Global Ratings, Fitch Ratings / Moody’s Investors Service.


24 марта 2017 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязатель
http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=24 ... _49_38.htm

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron