Общие вопросы по банкам и банковской деятельности

Правила форума

Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.
Ответить

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

27 янв 2017, 10:03

Статья опубликована в № 4250 от 27.01.2017 под заголовком: Центробанк оценит своих сотрудников
ЦБ оценит профпригодность своих сотрудников
Аттестация начнется с надзорного блока и других реформируемых департаментов
27 января 00:51
/ Ведомости
ЦБ решил проверить своих сотрудников на профпригодность, рассказали «Ведомостям» два финансиста, знающих это от работников регулятора. Проверка предстоит и надзорному блоку, говорят они: тестирование предстоит проверяющим банки, их кураторам и уполномоченным представителям регулятора. «Есть понимание, что некоторые после переаттестации могут не остаться работать в ЦБ», – сказал один из собеседников «Ведомостей.

«Банк России внедряет различные технологии оценки персонала, результаты применения которых позволяют актуализировать программы обучения и развития сотрудников, а также используются в качестве дополнительной информации при принятии кадровых решений, – сообщил представитель ЦБ. – Оценка различных категорий сотрудников проводится как в центральном аппарате ЦБ, так и в территориальных учреждениях <...> как в дистанционной, так и в очной формах, в том числе в формате тестирований, направленных на оценку знаний предметной области и выявление приоритетных для конкретного сотрудника направлений развития профессиональных компетенций».

В ЦБ работает 51 542 рядовых сотрудника, 1830 высокооплачиваемых специалистов и руководителей, 147 руководителей подразделений, начальников главных управлений и управляющих отделениями.

В приоритете – департаменты из направлений, где идут реформы, заключает представитель ЦБ.

Это, в частности, банковский надзор. Ему необходимы глубокая перестройка и обновление всей системы, признала осенью 2016 г. председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, объявляя о кадровых перестановках в руководстве ЦБ.

Чиновники снова задумались об ограничении оборота наличных

Новый куратор надзорного блока, первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин в ноябре говорил «Ведомостям», что в идеале сотрудники ЦБ должны знать все о топ-менеджерах и собственниках банков – это помогает моделировать поведение людей в сложных ситуациях: так называемый поведенческий надзор. Людей необходимо этим навыкам обучать, сказал он: «Требуется другой уровень кропотливости и дотошности, другой уровень профессиональной подготовки сотрудников». Для этого надо работать с действующим штатом и искать новых специалистов на рынке, признавал первый зампред.


Не сработало

В конце прошлого года ЦБ ввел временные администрации и наложил мораторий на удовлетворение требований кредиторов в банки «Пересвет» и Татфондбанк. Оба участники госпрограммы по докапитализации банков через ОФЗ, а значит, перед получением средств проходили проверку ЦБ. Случай с «Пересветом» стал полной неожиданностью для регулятора, рассказывал человек, близкий к ЦБ. «Мы бы очень хотели лучше понимать суть происходящего в каждой кредитной организации», – говорил «Ведомостям» Тулин, замечая, что у регулятора пока ограниченная способность предотвращать банковские крахи или хотя бы задолго их прогнозировать.

Банкиры работой сотрудников ЦБ не очень довольны. В банковском сообществе накопилось недовольство квалификацией проверяющих – часто банкиры знают особенности регулирования лучше их, сетует топ-менеджер банка, отвечающий за связи с органами власти. «По моим ощущениям, 2/3 сотрудников [ЦБ] некомпетентны. Проверяющие не понимают суть вопросов, которые сами задают. Иногда приходят запросы от регулятора, в которых он путает даты: просит, например, изменения по балансу на дату, которая еще не наступила», – отмечает другой финансист. Не редкость, когда сотрудник ЦБ плохо знает его нормативные акты, неверно ими оперирует – это говорит об уровне квалификации, заключает собеседник «Ведомостей».

В последнее время квалификация даже рядовых сотрудников ЦБ, работающих на местах, существенно выросла, отмечает зампред правления банка из топ-10: «Регулятор стал более активно нанимать людей из банков, которые понимают, чем занимаются». Не исключено, что ЦБ хочет почистить свои ряды, рассуждает он: за последние годы банков стало намного меньше, возможно, регулятору просто не нужно столько сотрудников.

Как выбить миллион из работодателя при увольнении

Без регулярной оценки управлять качеством персонала невозможно, считает управляющий партнер «Экопси консалтинга» Павел Безручко, в идеале проводить ее надо не от случая к случаю: хорошо организованная оценка персонала, по итогам которой учитываются все важные качества сотрудника, – это очень значимый шаг со стороны работодателя.

«Вопрос целей и задач, которые ставит перед собой структура, которая хочет провести оценку», – говорит консультант Hay Group Ольга Целер. Это огромная работа, указывает она, и если речь идет о трансформации, изменениях и о том, что нужны люди с новыми качествами и компетенциями, то по итогам оценки можно понять, какие сотрудники нужны для достижения этих целей.

Сотрудники налоговых органов проходят аттестацию ежегодно, отмечает один из них. По закону о госслужбе аттестация служащих должна проводиться раз в три года, и руководящего звена, а также их советников она не касается. Работа служащих ЦБ этим законом не регулируется.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... otrudnikov

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

30 янв 2017, 09:51

ЦБ обяжет банки отчитываться о счетах и депозитах госкомпаний
27.01.2017
Банк Росси​​и обяжет банки отчитываться о счетах и вкладах государственных корпораций, госкомпаний, компаний с государственным участием и их «дочек», государственных внебюджетных фондов и стратегических предприятий. Соответствующий проект указания размещен на сайте ЦБ.

Регулятор планирует с 31 марта ввести новую форму отчетности — «Сведения о банковских счетах и аккредитивах, о договорах банковского счета и банковского вклада (депозита) отдельных категорий юридических лиц». Как говорится в пояснительной записке к документу, с ее помощью регулятор ЦБ исключить риск утраты средств госструктур. Новая форма вводится в рамках выполнения указания президента Владимира Путина об ужесточении банковского надзора в июле прошлого года.

С 31 марта банки будут предоставлять в ЦБ по каждой компании информацию о счетах и вкладах в рублях и иностранной валюте (кроме транзитных валютных счетов).

Предложения и замечания по проекту указания принимаются до 1 февраля.

Труднодоступные госсредства

Государство начало ужесточать требования к банкам, претендующим на размещение государственных средств, в конце 2015 года. По данным Национального рейтингового агентства на сентябрь 2016 года, с 2013 года только в банках с отозванной лицензией у госструктур исчезло не менее 250 млрд руб. Госсредства содержались и в двух банках из топ-50 по размерам активов, по версии «Интерфакс-ЦЭА», — Татфондбанке (в частности, 5,4 млрд руб. там держала «Татнефть») и банке «Пересвет» («Интер РАО», «РусГидро», Татфондбанк). Регулятор пока не решил дальнейшую судьбу этих банков, в них работает временная администрация.

В ноябре прошлого года вступил в силу приказ Казначейства об ужесточении минимального размера капитала для банков, претендующих на привлечение госсредств, до 250 млрд руб.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/588b864e9a79470a22e2db61

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

31 янв 2017, 10:09

Статья опубликована в № 4252 от 31.01.2017 под заголовком: Неподсудный надзор
Сотрудников ЦБ и АСВ освободят от ответственности за принятые решения
Это защитит их мотивированные суждения и поможет в спорах с банкирами
31 января 00:35
Дарья Борисяк
/ Ведомости
Сотрудники АСВ могут получить защиту от судебного преследования за решения, которые они принимали при исполнении служебных обязанностей, – такие предложения Минфин внес в проект поправок в закон о страховании вкладов. Осенью аналогичные поправки Минфин предложил в закон о ЦБ: его служащие (перечень утверждает совет директоров регулятора) не могут быть привлечены к ответственности за принятые решения, в том числе после прекращения их полномочий. Они лишаются иммунитета, лишь если суд установит их виновность в злоупотреблении должностными полномочиями, их превышение либо факт коррупционного преступления. Аналогичные условия предлагаются и для АСВ, перечень сотрудников также установит совет директоров госкорпорации.

Среди сотрудников ЦБ иммунитетом наделены председатель, его заместители, члены совета директоров, главные аудитор и бухгалтер, директора и начальники департаментов, генеральный инспектор, статс-секретарь, руководители секретариата, аппарата ЦБ и пресс-службы. Не получится преследовать в суде и начальников главных управлений, их заместителей и управляющих отделениями. Для сотрудников АСВ списка пока нет.

Поправки соответствуют основополагающим принципам надзора Базельского комитета, говорится в уведомлении о начале разработки проекта. Они должны гарантировать защиту служащих от ответственности за непреднамеренные ошибки при принятии решений, оградить их от необоснованных преследований и способствовать беспрепятственной деятельности. Предполагается, что поправки вступят в силу в декабре.

«Сотрудники АСВ, как и ЦБ, принимают решения в рамках процедур по банкротству и ликвидации банков, и ряд лиц, например, из числа собственников рухнувших банков могут посчитать их неверными, – объясняет замминистра финансов, член совета директоров АСВ Алексей Моисеев. – Ряд сделок агентство может признать недействительными и развернуть.

АСВ намерено взыскать с владельцев банка «Пушкино» 15 млрд рублей

Кто-то может счесть неправильным решение о продаже кредитов по цене ниже номинала или что активы реализовывались не так». В вопросах же санации АСВ скорее почтальон, говорит он: оно вносит предложения, а решения принимает ЦБ.

Поправки обсуждались еще до того, как был внесен законопроект о переходе АСВ под контроль ЦБ, отмечает Моисеев. В конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому заниматься санациями будет управляющая компания, подконтрольная ЦБ, а АСВ в этом процессе участвовать не будет. Кроме того, ЦБ получит контроль над АСВ – большинство в совете директоров агентства.

Решения ЦБ нередко вызывают недовольство банкиров и других участников рынка. Служащие ЦБ принимают решения о применении к поднадзорным различных мер воздействия: выдают предписание о доначислении резервов, ограничивают прием вкладов, требуют заменить активы и др. Принимают они и более радикальные решения – например, об ограничении или отзыве лицензии, о финансовом оздоровлении.

«Я сделал выводы, что оценка АСВ – совершенная ахинея»

ЦБ в надзоре использует мотивированное суждение, которое может идти вразрез с пониманием того или иного участника рынка, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Например, такой участник может пожаловаться в прокуратуру, которая является органом общего надзора, т. е. следит за соблюдением абсолютно всех законов, в том числе в банковской сфере. Возможно, законопроект имеет целью вывести ЦБ из-под прокурорского надзора».

Полной защиты регуляторам поправки не дают. Они, например, не страхуют их от повторения истории начала 2000-х, когда Генпрокуратура обвинила замначальника ГУ ЦБ по Москве Александра Алексеева в превышении должностных полномочий при выделении стабилизационного кредита банку «СБС-агро». Руководители ЦБ, включая председателя Виктора Геращенко, уверяли, что Алексеев исполнял решение совета директоров ЦБ, суд несколько раз пересматривал решение, но в итоге Алексеев был признан виновным. Про этот случай вспомнил и партнер «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов: «В случае уголовного преследования эти поправки не защитят служащих ЦБ и АСВ. А гражданско-правовые иски не имеют смысла, поскольку все значимые решения принимаются Банком России и все имущественные последствия могут возникать для регулятора, а не для его сотрудников».

Представитель АСВ от комментариев отказался, представитель ЦБ лишь сообщил, что регулятор участвовал в разработке поправок.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... stvennosti

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

03 фев 2017, 09:57

Статья опубликована в № 4255 от 03.02.2017 под заголовком: Банки не хотят группироваться
Новое регулирование для банковских холдингов отложат
Рынок попросил ЦБ об отсрочке на четыре года, регулятор согласился
02 февраля 23:57
Дарья Борисяк
/ Ведомости
ЦБ хочет обязать создавать управляющую компанию и иностранные группы, чьи банки работают в России
Банки попросили Центробанк установить переходный период для введения нового регулирования банковских групп и холдингов, следует из документов, опубликованных регулятором по итогам обсуждения с участниками рынка предстоящих нововведений. Они попросили перенести вступление в силу изменений на четыре года, объяснив это тем, что изменение регулирования повлечет для них существенные расходы. ЦБ предложение рынка поддержал, однако конкретной даты нет.

ЦБ консультировался с участниками рынка с середины 2016 г., задумав изменить регулирование банковских групп и банковских холдингов. Новое регулирование необходимо для защиты кредиторов и вкладчиков, говорится в докладе ЦБ: группы состоят формально из независимых юрлиц, но они связаны контролем и значительным влиянием друг на друга, поэтому рассматриваются как единые хозяйствующие субъекты. «Наличие у одних и тех же собственников возможности владеть разными финансовыми активами, не объединенными в единый финансовый холдинг, ведет к многочисленным злоупотреблениям, подрыву финансовой устойчивости банков и других финансовых компаний, а в отдельных случаях может создавать риски финансовой стабильности», – говорила в апреле 2016 г. председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Причем понятия банковских групп и холдингов в законодательстве разделены (см. врез). Банковский холдинг сможет считаться таковым, если доля организаций в его структуре, занимающихся финансовой деятельностью, составляет 40% и более, пишет регулятор. Кроме того, холдинг признается банковским, если включает системно значимый банк. ЦБ предлагает включить в его состав «имущественные комплексы», находящиеся под контролем головной организации холдинга.

По задумке регулятора управлять банковским холдингом (или же банковским субхолдингом, если холдинг включает в себя промышленные компании и проч.) должна будет управляющая компания (УК), зарегистрированная в России. ЦБ хочет обязать создавать такую компанию и иностранные группы, чьи банки работают в России. Компанию ЦБ обяжет соблюдать нормативы, в том числе по капиталу. Кроме того, ей придется завести системы управления риском, внутреннего контроля, а также создавать резервы.

Группой единой

Банковским холдингом считается объединение юрлиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, которая находится под контролем той же компании, что юрлица. В России на 1 июня было 30 таких холдингов, в которые входили 36 банков. В банковской группе наоборот – юрлица оказываются под контролем кредитной организации. Таких групп в России 111, они объединяют более 2300 юрлиц, в том числе 160 банков, работающих в России.

«Нужно, чтобы в российской юрисдикции была создана структура, которая консолидирует финансовые активы, и тогда мы смогли бы осуществлять за ней надзор», – говорила в интервью «Ведомостям» Набиуллина. «Она должна быть в российской юрисдикции, а у нас должны появиться полномочия. Это не обязательно лицензия, это возможность устанавливать требования к этой компании и получать от нее консолидированную информацию», – настаивала она. Рынок с регулятором не спешит соглашаться: большинство участников обсуждения считают, что нецелесообразно законодательно закреплять процедуру создания такой компании, признал сам ЦБ.

«Это лишняя структура, лишние расходы. А надзирать надо за тем, что подлежит надзору», – категоричен зампред правления банка из топ-10. «С одной стороны, это расходы на юрлицо, на его менеджмент, на ведение отчетности. С другой – это искусственное навязывание схем корпоративного управления, хотя для ЦБ они могут быть весьма удобны», – говорит руководитель практики управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. Не исключено, что затем ЦБ будет определять характер управления этой компанией и тогда держать ее в «декоративном» виде не получится, считает он.

Обойтись без УК банковского холдинга смогут холдинги, чьи нефинансовые активы будут составлять менее 5% совокупных активов, предлагал ЦБ. Но участники рынка с этим не согласились и попросили увеличить порог до 10%: в некоторых случаях доля нефинансового бизнеса холдинга настолько велика, что выделение субхолдинга нецелесообразно. Регулятор увеличить порог согласился.

А вот на существенные послабления в вопросах требований к руководству будущих управляющих компаний ЦБ не пошел. Практически все опрошенные участники рынка сообщили о нецелесообразности запрета для руководителей УК банковского холдинга занимать руководящие должности в банках и других финансовых организациях холдинга, пишет регулятор, а кроме того, они просят не устанавливать квалификационных требований к руководителям подобных компаний. Обойтись без требований к квалификации ЦБ отказался, пояснив, что собственники должны привлекать персонал по управлению с достаточным уровнем квалификации и деловой репутации. А насчет запрета на совмещение позиций обещал подумать: предложение может быть учтено.

Комплексное регулирование – в целом правильная идея, говорит Кенигсберг, границы внутри холдингов нужно контролировать. «Вопрос, как эта идея будет реализована, не превратится ли в излишнюю бюрократию», – заключает он. Представители всех крупных банковских групп на вопросы «Ведомостей» отвечать не стали.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... -holdingov

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

06 фев 2017, 10:07

ЦБ закручивает риски
Регулятор повышает требования к кредитам
06.02.2017

Для того чтобы снизить ставки и избежать "пузырей" на рынке потребительского кредитования, ЦБ идет на новые ужесточения. С 1 марта регулятор намерен повысить коэффициенты риска по ссудам с полной стоимостью кредита (ПСК) более 30%. Впрочем, банки считают, что это приведет не к снижению ставок, а к отказу ряда игроков от работы в определенных сегментах.

ЦБ обнародовал проект указания, которым вносятся изменения в инструкцию N139-И "Об обязательных нормативах банков". Проект разработан с целью предотвращения "пузырей" на кредитном рынке, а также стимулирования кредитования через снижение процентных ставок, следует из пояснительной записки. Для этого ЦБ намерен установить повышенный коэффициент риска — 3 для потребительских ссуд с ПСК более 30% и, по сути, запретительный коэффициент 6 для кредитов с ПСК более 35%.

ПСК рассчитывается по формуле, установленной ЦБ (учитывает ставку, страховку и иные платежи по кредиту). Коэффициенты риска используются при расчете нормативов достаточности капитала. Сейчас кредиты с ПСК 25-35% взвешиваются с коэффициентом 1,1, с ПСК 35-45% --1,4, для кредитов с ПСК 45-60% установлен коэффициент риска 3, от 60% действует запретительный коэффициент 6. Проектом предполагается, что изменения будут применяться для потребительских кредитов, выданных после 1 марта.

Впрочем, ужесточение может дать неожиданный результат. "Снижать ставки просто больше некуда",— отмечает член правления Альфа-банка Михаил Повалий. По мнению зампреда правления ОТП-банка Александра Васильева, на снижение ставок по потребительским кредитам пойдут лишь те банки, у которых проблемы с достаточностью капитала, хотя и они скорее просто откажутся от отдельных видов кредитования.
http://www.kommersant.ru/doc/3211585

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

13 фев 2017, 10:01

ЦБ введет требования к деловой репутации для всех банкиров
09.02.2017
Банк России планирует ужесточить контроль за деловой репутацией финансистов. Лишаться права на профессию будут не только топ-менеджеры и собственники, допустившие крах банков, но и рядовые сотрудники. Участники рынка сомневаются, что меры будут действенными

Регулятор намерен ужесточить ответственность для рядовых сотрудников банков, уличенных в участии в незаконных финансовых операциях. В отношении них может быть применен запрет на работу в кредитных организациях. Подобная практика сейчас применяется в отношении топ-менеджеров банков, которые могут понести уголовное наказание за преднамеренное банкротство кредитных организаций или причинение ущерба кредитным организациям и их кредиторам. Участники рынка опасаются, что борьба регулятора за чистоту деловой репутации его участников может обернуться преследованием рядовых сотрудников, а организаторы преступных схем будут уходить от ответственности.

О планах регулятора по борьбе со злоупотреблениями в финансовой сфере на ежегодной встрече с банкирами в подмосковном пансионате «Бор» рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Мы планируем оказывать воздействие на деловую репутацию абсолютно всех сотрудников», — заявил он.

Это концептуально новый подход. До сих пор требования к деловой репутации финансистов (прежде всего банкиров) существовали лишь для руководства и собственников банков. Они лишаются права на профессию на пять лет в случае уличения в действиях, ставших причиной банкротства банка.

Однако, как пояснил Сергей Швецов РБК, в злоупотреблениях в банках активно участвуют и рядовые сотрудники, «вплоть до тех же операционистов, которые в ряде кредитных организаций прямо участвовали в формировании тех же скрытых (забалансовых) вкладов». По его словам, ЦБ планирует лишать таких рядовых сотрудников права на профессию наравне с руководством и собственниками банков. «Сейчас на рынке есть запрос на недобросовестных сотрудников, а лиц, не готовых участвовать в реализуемых руководством банка схемах, и лиц с хорошей деловой репутацией просто не берут на работу. Мы хотим кардинально изменить данную ситуацию, создав спрос на хорошую деловую репутацию», — добавил он.

Сейчас новая концепция прорабатывается. Сроки ее реализации Сергей Швецов назвать отказался, уточнив вместе с тем, что реализована эта идея будет «в любом случае».

Выгода работодателей

РБК обратился за комментариями грядущих нововведений ЦБ в десять крупных банков, но комментировать обсуждаемые меры официально стали немногие. При этом участники рынка в целом поддержали идею ужесточить ответственность за злоупотребления для рядовых сотрудников банков. «Особенно это важно, если речь идет о сотрудниках банков, имеющих доступ к материальным ценностям. Если на предыдущем месте работы человек мошенничал, то большая вероятность, что он продолжит поступать так же и на новом месте работы», — считает член правления СДМ-банка Александр Голубев. По его словам, такой сотрудник должен иметь «черную метку», чтобы его следующий работодатель понимал, кого он планирует принять на работу.

«Мы поддерживаем усилия ЦБ по борьбе со злоупотреблениями в банковской сфере. Однако мы сможем прокомментировать данную инициативу, когда ознакомимся с деталями документа», — заявили РБК в пресс-службе ВТБ.


Сколько банкиров ответили перед законом за банкротство кредитных организаций

По информации Банка России, с 2006 года к административной ответственности за доведение кредитной организации до банкротства были привлечены топ-менеджеры 69 банков. Уголовное наказание за умышленное банкротство понесли 57 банкиров (из 55 кредитных организаций), в судах по уголовным статьям находятся дела лиц, контролировавших деятельность 17 банков. В качестве подозреваемых по уголовным делам рассматриваются собственники и руководители свыше 80 банков. В основном банкиров обвиняют или подозревают в совершении преступлений по следующим статьям УК РФ: 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение и растрата»), 196 («Преднамеренное банкротство») и 201 («Злоупотребление полномочиями»).


По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, сотрудник банка должен понимать, что он может лишиться профессии за участие в схемах по обналичке, созданию забалансовых счетов. «Репутация банкира должна быть безупречной, поскольку это формирует доверие ко всему банковскому рынку», — отметил он. В качестве примера важности деловой репутации для банкира Тосунян привел практику, принятую ФРС США. «Сотрудники этой организации могут потерять работу даже за несколько незначительных административных правонарушений, включая штраф за неправильную парковку», — рассказал он.

Пострадают рядовые

Вместе с тем некоторые банкиры сомневаются в эффективности ужесточения политики регулятора в рамках мер по борьбе со злоупотреблениями в банках. «Я бы не ожидал, что ужесточение требований к деловой репутации банкиров поможет очистке рынка от недобросовестных сотрудников», — говорит руководитель юридического департамента крупного банка. По его словам, регулятору и правоохранительным органам будет очень сложно доказать, что рядовой сотрудник сознательно участвовал в мошеннических схемах. «Тот же операционист всегда попытается отговориться тем, что просто выполнял служебную инструкцию и ничего не знал о нарушениях», — рассуждает банкир.

Предправления банка из топ-20 опасается, что в результате нововведений ЦБ ответственность за недобросовестные действия может быть просто переложена с реальных организаторов схемы на простых исполнителей. «В любом банке существуют неофициальные процедуры, которые могут быть не оформлены по правилам внутреннего регламента. Например, письма руководства по электронной почте или даже устные приказы», — поясняет он. Поэтому, считает банкир, важно при расширении процедуры профессиональной ответственности, чтобы регулятор не упускал из вида тех, кто отдает приказы.

Гарегин Тосунян согласен, что существуют риски, что под профессиональный запрет могут попасть исполнители, которые не были в курсе происходящего. «У нас сейчас политика ужесточения наказаний, но зачастую мы не можем привлечь к ответственности тех банкиров, которые явно совершали мошеннические действия», — говорит он. Поэтому, по словам главы АРБ, важно, чтобы правоприменительная практика не была карательной по отношению ко всем сотрудникам банка, в котором были обнаружены сомнительные операции.

Суд не поможет

По словам партнера коллегии адвокатов «Оганян, Арапиев и партнеры» Зелимхана Арапиева, у сотрудников банков, заподозренных в участии в сомнительных операциях, мало шансов опротестовать запрет профессии в суде. «Практика такова, что зачастую помимо трудового договора сотрудникам компаний и банков приходится при приеме на работу подписывать еще внутренние регламенты, устанавливающие правила и должностные обязанности. Если потом оказывается, что деятельность работника противоречила законодательству, то суды, как правило, не встают на их сторону. Они мотивируют свое решение тем, что каждый должен был знать, что подписывал, на что соглашался», — отмечает юрист.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/09/02/2017/5 ... 07b7128193

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

13 фев 2017, 10:03

ЦБ в марте начнет создавать централизованный банковский надзор
13.02.2017

Банк России планирует изменить подход к банковскому надзору, сосредоточив его функции в специально создаваемом департаменте. В него войдут сотрудники ЦБ в регионах

С 1 марта ЦБ планирует начать реформу по централизации банковского надзора, которая должна завершиться в конце 2018 года, сообщила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на ежегодной конференции Ассоциации региональных банков России в пансионате «Бор». Она пояснила, что в рамках реформы надзора региональные сотрудники будут сконцентрированы во вновь создаваемом департаменте текущего банковского надзора. «На местах останется небольшое число людей, они будут подчиняться центральному аппарату ЦБ», — передает ее слова корреспондент РБК.

«Сотрудники на местах в ходе централизации надзора пройдут оценку, а затем — повышение квалификации и достройку компетенции», — добавила Набиуллина.

Основную оценку ситуации в том или ином банке, по словам Набиуллиной, будет давать дистанционный надзор, представленный тремя подразделениями — департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями, департаментом банковского надзора и департаментом текущего банковского надзора. Департамент банковского надзора будет осуществлять информационное, организационное и методологическое сопровождение работы надзора. В ЦБ планируют разработать единые стандарты надзорной деятельности, чтобы в будущем избегать нареканий в разных подходах при проверке банков.

Сейчас оценку ситуации в банках осуществляет главная инспекция ЦБ, однако после завершения реформирования структуры надзора эти функции у нее отберут. Инспекторы ЦБ будут проводить дополнительные проверки банковских организаций по заданию дистанционного надзора.

Готовящиеся изменения в подходе надзора глава ЦБ объяснила изменившимися задачами по контролю за ситуацией на банковском рынке. По ее словам, уже недостаточно полагаться в надзоре на выполнение банками чисто количественных требований, нормативов. «Одним из основных объектов превентивного надзора является эффективность систем внутреннего контроля, управления банковскими рисками. Мы будем делать на это особый акцент», — заявила Набиуллина.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/589c57339a794769fcbd766a

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

13 фев 2017, 10:07

В «черном списке» ЦБ больше 6000 банкиров
Интерфакс 10.02.2017

На начало 2017 г. в «черном списке» Банка России фигурирует более 6000 банкиров, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ЦБ. В перечень вносится информация о лицах, чья деятельность в той или иной степени негативно сказалась на работе какого-либо банка. Также туда вносятся сведения о лицах, чья деловая репутация признана не соответствующей требованиям статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

На 1 января в черном списке были сведения об имеющих неудовлетворительную деловую репутацию 2943 лицах - бывших руководителях и членах совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций; 601 физическом лице, являвшемся ранее владельцем крупных пакетов акций (долей) кредитных организаций, контролером таких владельцев, а также единоличных исполнительных органов крупных владельцев (контролеров).

Также в базу включены еще более 2500 физлиц по иным основаниям, предусмотренным положением Банка России 408-П.

В сентябре 2016 г. в «черном списке» было 5500 человек.
http://www.vedomosti.ru/newsline/financ ... 0-bankirov

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

13 фев 2017, 10:08

Статья опубликована в № 4261 от 13.02.2017 под заголовком: Рейтинг не котируется
Центробанк хочет отказаться от кредитных рейтингов при формировании котировальных списков
Московской бирже придется применять требования к рейтингу облигаций независимо от регулятора
12 февраля 22:58
• / Ведомости
Облигации смогут остаться в первом котировальном списке, несмотря на отсутствие кредитного рейтинга, допустимого с точки зрения совета директоров Центробанка, следует из проекта указания, опубликованного вечером в четверг на сайте регулятора. Центробанк намерен исключить параметр кредитного рейтинга для долговых бумаг: банков, компаний, регионов, биржевых облигаций, облигаций с ипотечным покрытием, концессионных облигаций, а также ипотечных сертификатов участия, говорится в документе. Предполагается, что он вступит в силу в первом полугодии 2017 г.
Принятый летом 2015 г. закон о рейтинговых агентствах требует в регуляторных целях применять рейтинги, принятые по национальной шкале, от агентств, включенных в реестр ЦБ. Сейчас таких лишь два – АКРА и RAEX. Для того чтобы присваивать рейтинги по национальной шкале, Fitch, Moody’s и S&P должны сначала учредить в России дочерние компании, с чем пока не спешат. Переходный период для них закончится 13 июля – тогда совет директоров ЦБ не сможет использовать рейтинги «тройки».
«Сперва большая тройка перестает выставлять кредитные рейтинги по национальной шкале. Потом Россия в регуляторных целях не сможет в силу закона использовать ее рейтинги и по международной шкале», – объясняет ситуацию директор департамента риск-менеджмента «ЕФГ управление активами» Александр Баранов. По мере приближения 13 июля все явнее проявляется эффект бутылочного горлышка и указанные изменения направлены на то, чтобы его предотвратить, говорит он (см. врез). По его словам, контроль за кредитным качеством при инвестировании средств НПФ или страховых компаний – инвесторов, которые имеют дополнительный надзор от регулятора, – у ЦБ все равно будет, только через другие нормативные акты.
Бонды под прицелом
8 трлн руб. такой, по оценке Баранова, может быть суммарная стоимость облигаций российских компаний, банков и регионов, которые не обладают рейтингами аккредитованных ЦБ агентств
«Система национальных рейтинговых агентств и была придумана для того, чтобы сделать агентства полноценными участниками инфраструктуры финансового рынка», – считает директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов (входит в экспертный совет по листингу Московской биржи). По его словам, отвязывать рейтинговые параметры для допуска в высший котировальный список не очень последовательно, поскольку ориентация на кредитное качество при листинге облигаций – ключевой вопрос: «На листинг высшего уровня завязаны не только средства институциональных инвесторов, но и розничных – на него будут в первую очередь смотреть инвесторы ИИС, также на него ориентируются некоторые ПИФы».
Регулятор подтверждает неизменность курса на использование в регуляторных целях исключительно рейтингов организаций, включенных в реестр кредитных рейтинговых агентств, заявил представитель ЦБ. «При этом для нас вопрос качества присвоенных рейтингов является ключевым», – отметил он, добавив, что сейчас достаточно большое число эмитентов пока не получили рейтинги аккредитованных агентств.
Московская биржа совместно с ЦБ провела работу по совершенствованию формирования высшего котировального списка, отметил представитель регулятора. «Сегодня листинг вполне отвечает задаче отсечения некачественных ценных бумаг. По истечении переходного периода, когда значительная часть эмитентов получит рейтинги, мы будем использовать исключительно оценки аккредитованных ЦБ агентств», – сообщил он.
«Если рейтинговые требования к облигациям полностью исчезнут из условий листинга в требованиях ЦБ, можно надеяться, что их симметрично добавит Московская биржа. Иначе контроль качества эмитентов котировального списка высшего уровня провиснет, а инвесторы столкнутся с повышенными рисками», – считает Митрофанов. Его предположение подтвердила управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова, которая заверила, что требования к наличию рейтингов будут закреплены на уровне правил листинга биржи. По ее словам, это даст возможность «гибче реагировать на изменение ситуации на рынке и создаст более комфортные условия эмитентам по прохождению листинга на бирже».
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... tsb-hochet

Re: ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

13 фев 2017, 10:18

Банковский баланс нагрузят тяжким
ЦБ планирует ужесточить наказание за фальсификацию отчетности
13.02.2017
Несмотря на введение уголовной ответственности, проблема фальсификации банковской отчетности остается актуальной. Для того чтобы решить ее, ЦБ планирует добиваться увеличения срока лишения свободы за такие преступления с четырех до шести лет и перевода их в категорию тяжких. Но эксперты сомневаются, что эти меры дадут эффект без изменения самой процедуры привлечения к ответственности за фальсификацию.
О том, что ЦБ обсуждает возможность увеличения срока лишения свободы за фальсификацию отчетности кредитных организаций и перевода таких преступлений в категорию тяжких, рассказал на встрече с банкирами в "Бору" глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов. Статья 172.1 Уголовного кодекса (УК), предусматривающая ответственность за фальсификацию отчетности кредитных организаций, введена 2 августа 2014 года. Сейчас за подобное преступление максимальная мера наказания — лишение свободы до четырех лет. "Если бы была ответственность до шести лет, то есть перевод в разряд тяжких преступлений, это было бы адекватной реакцией",— сказал Алексей Гузнов. По его словам, ЦБ обсуждает с правоохранительными органами, как эту норму УК "настроить, чтобы она ими больше и лучше применялась и лучше воспринималась судами".
Необходимо, чтобы была четко проведена грань между бухгалтерской ошибкой и злоупотреблением именно в виде фальсификации, пояснил господин Гузнов, отметив, что речь идет о вопросах "очень специфического знания". Привлечь банкиров к ответственности можно только если ЦБ предъявил требование об устранении недостоверности отчетности, но банк требование не выполнил. Как правило, банкиры до этого не доводят. Так, за 2015 год, по данным ЦБ, было возбуждено всего пять уголовных дел за фальсификацию отчетности, то есть только по 5% банков, лишившихся лицензии, хотя у большинства из них ЦБ обнаруживал факты существенного искажения отчетности. По словам господина Гузнова, помимо увеличения срока ответственности следует говорить об уточнении процедуры и, возможно, уточнении самих условий, когда нарушение будет считаться состоявшимся.
Отсутствие большого количества реальных уголовных дел, по мнению экспертов, связано с самой процедурой привлечения к ответственности за фальсификацию отчетности. Факт фальсификации, как правило, выявляется с опозданием. "В основном факты фальсификации отчетности вскрываются через несколько месяцев после отзыва лицензии, уже во время работы временной администрации,— говорит управляющий партнер компании "Коблев и партнеры" Руслан Коблев.— К этому времени и бенефициары, и основные топ-менеджеры в большинстве случаев оказываются уже далеко за пределами России". С учетом этого предложение ЦБ увеличить срок ответственности и, главное, перевести фальсификацию отчетности в разряд тяжких преступлений имеет смысл. "По тяжким и особо тяжким преступлениям рассмотрение в суде может происходить без присутствия обвиняемого, если он, к примеру, скрывается от правосудия",— добавляет господин Коблев.
Перевод фальсификации в разряд тяжких преступлений помимо срока имеет и более важные аспекты. "Как правило, те же досрочные освобождения, амнистии бывают лишь по преступлениям до средней степени тяжести,— поясняет Руслан Коблев.— За тяжкое преступление наказание будет необратимым". По словам партнера адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Вячеслава Ушкалова, именно начиная с тяжкого преступления ответственность может наступать за приготовление к преступлению, лица могут привлекать за соучастие; если инкриминируется несколько преступлений и одно из них является тяжким, то общие сроки суммируются.
Впрочем, без изменения самого подхода к привлечению к ответственности за фальсификацию ужесточение наказания вряд ли даст нужный эффект, сходятся во мнении эксперты. "Уже не раз было доказано, что утяжеление наказания не приводит к сокращению преступлений,— отмечает руководитель практики уголовной-правовой защиты бизнеса "Пепеляев групп" Максим Кошкин.— Если отдельные игроки сейчас применяют незаконные схемы, то и после усиления ответственности от них не откажутся". Гораздо важнее добиться, чтобы виновные в фальсификации отчетности привлекались к ответственности хотя бы по действующей статье, а только когда эта мера заработает, рассуждать, усиливать наказание или нет, считает зампред правления Совкомбанка Михаил Автухов. По его мнению, реальный шанс сесть в тюрьму на четыре года — более чем достаточный стимул для отсутствия фальсификаций.
http://www.kommersant.ru/doc/3217906
Ответить