Повесть о том, как поссорился «Рокетбанк» с «Интеркоммерц» и «Тинькофф банком»
"Деловой квартал" (Екатеринбург)
05.02.2016 10:37
«Рокетбанк», который, по сути, и не банк вовсе, a платежная система, за последний год успел разругаться с двумя важнейшими партнерами. О причинах - в нашем материале.
«Рокетбанк», несмотря на свое название, не имеет лицензии на осуществление банковской деятельности. Это платежная система, которая предлагает своим клиентам хорошие проценты по остатку на счете и другие «плюшки».
«Рокетбанк — это платиновая карта Visa и удобное приложение для управления счетом.
Денежные средства хранятся на вашем банковском счете в банке-партнере — КБ «Интеркоммерц», который оказывает все сугубо банковские услуги и обслуживает счет. Мы берем на себя все остальное — обеспечиваем комфортное взаимодействие с банком и даем вам возможность управлять всеми сервисами через простое и удобное приложение.
Рокетбанк — это больше, чем просто банк, потому что кроме банковских услуг вы получаете такие сервисы, как аналитика расходов (на сегодня этому предложению нет аналогов на рынке), путеводитель по скидкам platinum и служба поддержки внутри мобильного приложения», - говорится на сайте банка.
Такая принципиально новая форма работы на российском рынке при этом не вызывает доверия и восторга у других игроков. Отсюда – интересные отношения с руководством партнера - «Тинокофф банка».
Что «Тинькофф» делает для «Рокетбанка»: переводы денег, игры и переписка в Твиттере
Портал «VC.ru» пишет, что сооснователь «Рокетбанка» Олег Козырев рассказал о сотрудничестве с «Тинькофф банком». Оказалось, что последний уже примерно полгода является запасной системой для перевода средств между пользователями «Рокетбанка», a также с их счетов на карты клиентов сторонних банков и наоборот.
«В условиях оказания услуг клиентам «Рокетбанка» «Тинькофф банк» указан в качестве партнера, который занимается переводом средств с карты на карту. Также он является одной из сторон, имеющих доступ к личным данным пользователя. Похожие условия работы с «Тинькофф банком» действовали, когда основным партнером «Рокетбанка» был «Интеркоммерц», - пояснил Козырев.
По его словам, для проведения переводов между картами «Рокетбанк» использует Ariuspay и другие системы. Одной из них и является «Тинькофф банк».
«Мы покупаем услуги по c2c-переводам (между картами — ред.) у разных провайдеров. В частности, у «Ариус» и «Тинькофф банка». Берем деньги и платим им за оказанные услуги. У нас в приложении можно перевести деньги на другую карту или пополнить счет с другой карты. Мы шлем сигнал «Ариусу» или «Тинькофф Банку» и они это делают. Клиент ничего не выбирает. Если, например, «Ариус» недоступен, то переключаем на «Тинькофф банк». Там не очень большой процент [берется за перевод]», - рассказал Олег Козырев.
Интересно то, что у двух финансовых организаций не слишком хорошие отношения. Их представители неоднократно вели перепалки в публичном пространстве. Так, Олег Тиньков в марте прошлого года заявлял, что сервису не прожить дольше года. .....
С «Интеркоммерцем» не до игрушек
Куда более серьезный конфликт произошел у «Рокетбанка» с его некогда основным партнером – «Интеркоммерцбанком».
29 января этого года «Рокетбанк» призвал клиентов срочно выводить средства из «Интеркоммерца», так как появились слухи о возможном отзыве у банка лицензии. «Интеркоммерц» ответил на это полной блокировкой карт пользователей, работавших через «Рокетбанк». В итоге недовольны остались все: банк, платежная системы и люди, державшие деньги на их счетах.
Все началось после того, как в «Ведомостях» был опубликован материал о возможных проблемах «Интеркоммерцбанка». По данным СМИ, проблемы у банка, входящего в топ-100 банков России по объему активов, возникли после того, как «Транснефть» решила не продлевать срок размещения своего депозита в кредитной организации. Размер депозита оценивается в $70 миллионов, что составляет более половины средств юридических лиц банка. Утром 29 января ЦБ ввел в банке временную администрацию.
Накануне, 28 января 2016 года, у «Интеркоммерца» возникли проблемы с возвратом депозитов и проведением операций по счетам, в результате чего перестали работать все выпущенные карты, в том числе под брендом «Рокетбанка».
Нашла коса на камень
Днем 29 января клиенты «Рокетбанка» получили письмо, в котором говорилось, что возможны два варианта развития событий. Если временная администрация «Интеркоммерца» не обнаружит повода для отзыва лицензии у банка, то в ближайшие дни может быть восстановлено обслуживание счетов и работа карт. В противном случае клиентам придется ждать возмещения от АСВ.
«По нашим данным, механизм работы АСВ хорошо отлажен, и в случае реализации сценария отзыва лицензии можно ждать получения средств не ранее, чем через две недели после отзыва лицензии», — говорилось в письмах «Рокетбанка».
При этом гендиректор «Рокетбанка» Виктор Лысенко сообщил, что у клиентов платежной системы в «Интеркоммерце» сосредоточено около миллиарда рублей.
«Утром мы составили текст письма клиентам с прямой рекомендацией переводить средства с карт Рокетбанка, выпущенных КБ «Интеркоммерц». На тот момент системы переводов и обслуживания карт работали в нормальном режиме, банк выполнял поручения. Мы также держали в голове тот факт, что доля средств наших клиентов в общем балансе банка составляет совсем небольшую долю. Этого было достаточно для того, чтобы все клиенты «Рокетбанка» могли вывести и обезопасить свои средства», — рассказали в компании.
Перед отправкой письма «Рокетбанк» уведомил партнеров о том, что об их проблемах в ближайшее время станет известно клиентам.
«В ответ мы получили совет сделать коммуникацию в «положительном тоне» с призывом успокоить клиентов и призвать не паниковать и ссылаться на тот факт, что все счета застрахованы АСВ. После быстрого обсуждения мы решили отправить письмо с советом выводить деньги, причем независимо, в какой банк. В 13:10 мы отправили первое из двух наших писем», — сообщили в «Рокетбанке»
Спустя час, в 14.15 «Интеркоммерц» в письме обвинил «Рокетбанк» в «недобросовестном поведении», а еще через 10 минут банк отключил шлюз, через который происходило взаимодействие между двумя компаниями. Между финансовыми организациями началась напряженная дискуссия, a все клиенты «Рокетбанка» остались без доступных средств.
«Держатели карт рокетбанка это новые валютные ипотечники», «Рокетбанк поставил клиентов роком», «A ситуация с Роктебанком-то не такая смешная, как я мог себе подумать. Оказывается, сотни пользователей там держали все – абсолютно все – свои деньги, так еще и сбережения, чтобы процент капал. Зарплату туда переводили и все такое. Забавно, что Интеркоммерц дал зеленый свет такому амбициозному проекту, и он же его похоронил. Кто теперь пойдет в карточные проекты не из ТОП-10 банков России – непонятно…», - так откликнулись на происходящее пользователи сети.
Далее «Интеркоммерц» предложил «Рокетбанку» включить шлюз, если тот разошлет письмо с извинениями. Письмо, которое отредактировали менеджеры «Интеркоммерца», разослали, но шлюз не включили. Банк стал требовать от «Рокетбанка» «опровержения на РБК». Сотрудники системы ответили, что не станут ничего опровергать на РБК, так как ранее никаких заявлений там не делали. Однако спустя время платежная система уведомила-таки РБК, но шлюз оказалось невозможно включить по «техническим причинам».
«Из этой ситуации мы вынесли свой урок и сожалеем только о том, что сами не узнали о проблемах «Интеркоммерца» ранее, и поэтому отправили письмо клиентам с рекомендацией выводить деньги только вчера, а не раньше», — сообщили в «Рокетбанке».
Еще одной проблемой стала невозможность быстро перевести клиентскую базу на обслуживание в еще один банк-партнер – «Открытие».
«Ночью мы провели экстренное совещание команды — нужно было понять, что мы можем сделать в сложившейся ситуации. Технически перенести всех клиентов за несколько часов из КБ «Интеркоммерц» в наш другой банк-партнер было невозможно, поэтому мы приняли решение как можно быстрее предупредить всех клиентов, которые могут пострадать из-за состояния КБ «Интеркоммерц», — пояснили в «Рокетбанке».
В «Интеркоммерце» ситуацию никак не комментируют. Сейчас в банке работает временная администрация. Известно, что крупными клиентами организации остаются застройщик «Мортон», ИТ-компания «Армада», «Оборонстрой» и УК «Ленинец», которая на 40% принадлежит жене псковского губернатора Андрея Турчака Кире Турчак.
.....
Выходом стало «Открытие»
После истории с «Интеркоммерцбанком» основным партнером «Рокетбанка» стал банк «Открытие».
«Мы стали партнерами с банком «Открытие», большим и надежным банком, дочкой банка «ФК Открытие», признанного Центральным Банком России одним из системно значимых. И теперь на суровых щщах запускаем новый важный проект — совместную карту «Открытие–Рокет», - говорится на главной странице сайте «Рокетбанка».
При этом на другой странице, «Вопросы и ответы», информация не обновлена, там главным партнером по-прежнему значится «Интеркоммерцбанк». На странице «За что вы любите и ненавидите «Рокетбанк», где пользователи пишут свое мнение о работе системы, нет ни одного упоминания о проблемах с картами, обслуживаемыми «Интеркоммерцем». Разморожены ли карты пользователей сейчас, неизвестно.
При этом в сети можно увидеть вот такие отзывы о работе «Рокетбанка» стал банк «Открытием», оставленные пользователями системы:
«Я не аналитик, но у меня вот Открытие доверия не вызывает. Слишком красиво вдруг выросли, да и пиара через край. Обычно банки так делают, чтобы привлечь побольше денег от населения».
«Одной из самых ожидаемых лекций этого года для меня станет выступление фэйл-кейса представителей "Рокетбанк" под названием "Как за одну истерику превратить 25 000 вкусных клиентов в злейших врагов. Полезным было бы и участие лектора Банка "Открытие" "Как не имея стратегии прекратиться из стратегического инвестора стартапа в стратегического ввладельца программного кода».
Автор: Александра Клименко
http://ekb.dk.ru/news/povest-o-tom-kak- ... -237003587