ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 05 сен 2016, 09:51

Банки обнажат риски
ЦБ расширяет требования к раскрытию информации
05.09.2016
С 2017 года российским банкам придется раскрывать дополнительную информацию о рисках — данные, которые до сих пор никогда не были публичными. Речь идет об объеме реструктурированных ссуд, обременении активов, объеме кредитов компаниям, не ведущим реальной деятельности, зарубежном бизнесе, запрете на проведение отдельных операций и пр. Эти риски — среди ключевых причин отзыва лицензий, и участники рынка признают необходимость раскрытия. Но многие опасаются неверной интерпретации публикуемых данных, а также их исходного искажения, что сведет эффективность новой меры к минимуму.

В квартальной и годовой бухгалтерской отчетности планируется сделать открытой информацию, которую сейчас банки направляют только в ЦБ в надзорных целях. Это объем кредитов компаниям с признаками отсутствия реальной деятельности, объем реструктурированной задолженности, сведения о зарубежной деятельности и обременение активов. Тема обсуждалась еще на заседании межрегионального банковского совета при Совете федерации 29 февраля, а теперь, как следует из ответа ЦБ на запрос "Ъ", переводится в практическую плоскость. "Банк России планирует реализовать такой подход до конца года. Он будет применяться к раскрытию информации кредитными организациями за первый квартал 2017 года",— сообщили в ЦБ.

Это, по сути, движение ЦБ в сторону большей прозрачности деятельности банков в рамках нового Базельского соглашения, поясняют эксперты. "По сути, Базель III можно разделить на три блока — требования к капиталу и активам, надзорный процесс и требования к раскрытию информации,— указывают в Россельхозбанке.— Данные инициативы ЦБ — это реализация рекомендаций по блоку в отношении раскрытия информации. Речь идет о дополнительном раскрытии той информации, которая не предусмотрена международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и иными бухгалтерскими стандартами".

Действительно, информацию о реструктурированных ссудах в МСФО публикуют немногие банки, а данные о заемщиках, не ведущих реальной деятельности, не раскрывает никто.

Опрошенные "Ъ" участники рынка солидарны в том, что доступность этой информации необходима. "Информация о таких рисках повышает устойчивость банковской системы, однако важно рассмотреть на практике, как будет конкретизирована методика раскрытия каждого из них",— считает глава Росбанка Дмитрий Олюнин. "Проект, с нашей точки зрения, имеет правильный курс, так как банковскому сообществу и аналитикам зачастую не хватает того объема данных, что публикуется в настоящее время,— подтверждает зампред правления СМП-банка Дмитрий Ларькин.— В первую очередь ощущается нехватка информации о качестве кредитного портфеля. Кредитование — это основное направление деятельности любого банка, оно несет наибольшие риски и напрямую влияет на финансовую устойчивость".

По мнению руководителя службы риск-менеджмента банка "Уралсиб" Натальи Тутовой, потенциальным инвесторам и контрагентам банков такая информация будет, безусловно, полезна. "Однако такие показатели необходимо верно интерпретировать,— уточняет она.— Так, согласно действующим методикам ЦБ, под реструктурированными ссудами понимается довольно широкий перечень кредитов, по которым начальные условия были изменены в пользу клиента. При этом сам факт реструктуризации автоматически не является свидетельством повышенного кредитного риска". По мнению старшего директора по финансовым институтам Fitch Ratings Александра Данилова, конкретизации требует и срок, в течение которого суды продолжают считаться реструктурированными. "При этом главную ценность для рынка имеет информация о вынужденных реструктуризациях, без которых клиент допустил бы дефолт",— указывает он.

Впрочем, придание огласке такой информации не решает проблему искажения отчетности, указывают эксперты. "Рынок знает много случаев, когда финансовые организации преднамеренно улучшали в отчетности отдельные показатели и данное искажение выявлялось лишь на этапе отзыва лицензии",— уточняет господин Ларькин. "Например, факты обременения зарубежных активов зачастую вскрываются только после отзыва у банка лицензии",— конкретизирует руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. На практике до отзыва лицензии зачастую полного представления о реальном масштабе проблем в банке не имеет даже регулятор. Так, например, было в случаях с Внешпромбанком, "Российским кредитом", Пробизнесбанком, покинувшими рынок в прошлом году.

В рамках раскрытия дополнительных рисков банков ЦБ планирует также публиковать и информацию о запретах на осуществление банковских операций. Правда, с оговоркой: "за исключением случаев, когда такая публикация может явиться причиной возникновения угрозы стабильности банковской системы на федеральном или региональном уровне". При этом Банк России считает также целесообразным установить уголовную ответственность за умышленные действия должностных лиц банка, связанные с нарушением указанных запретов.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3081345

Сообщение tea » 09 сен 2016, 10:16

Статья опубликована в № 4157 от 09.09.2016 под заголовком: День банковского здоровья
ЦБ остановит работу проблемных банков в один день
Чтобы не допустить вывода активов
09 сентября 00:15
Центробанк предлагает вводить мораторий на удовлетворение требований всех кредиторов одновременно с временной администрацией в проблемный банк, чтобы полностью останавливать его работу за один день, заявил зампред ЦБ Михаил Сухов.

Сейчас на это отводится семь дней с момента возникновения неплатежеспособности банка, что позволяет выводить активы и создает дополнительные трудности с ликвидностью при санировании, указал он. «Мы считаем, что законодательное решение этого вопроса позволит сэкономить порядка 50% денег, направляемых на финансовое оздоровление банков», – объяснил Сухов. Прежде он говорил, что у временной администрации возникают определенные сложности в установлении очередности проведения платежей, которые совершались до ее появления в банке.

В последнее время ЦБ начал активно использовать мораторий на исполнение требований кредиторов в банках, испытывающих трудности. Среди последних подобных случаев – «БФГ-кредит» и Первый чешско-российский банк (ПЧРБ). В начале года с недостачей столкнулись кредиторы «Интеркоммерца» и Внешпромбанка. У всех этих банков впоследствии были отозваны лицензии, поскольку оказывалось, что значительная часть активов выведена. В ПЧРБ временная администрация выявила дыру в балансе в 26,5 млрд руб., в «БФГ-кредите» – в 40 млрд, в «Интеркоммерце» – в 79,2 млрд, а Внешпромбанк установил рекорд – почти 187,4 млрд руб.

Мера, предложенная ЦБ, поможет остановить вывод средств из банка и снизить расходы на его возможную санацию, согласен руководитель блока интеграции и стратегических проектов Бинбанка Игорь Белых. «Размер займа, выдаваемый на санацию, зависит от дыры в балансе. Если будет меньше возможностей, в том числе и по временному интервалу, для вывода активов и прочих недобросовестных операций со стороны прежних собственников, то и дыра будет меньше», – рассуждает он.

Предложение ЦБ очевидно с точки зрения сохранения баланса банка, считает партнер КПМГ Михаил Клементьев. Однако оно может одновременно создать неудобства для добросовестных клиентов и вкладчиков, замечает он.

ЦБ все сделает сам

ЦБ предложил, чтобы санацией банков занималось не АСВ, а он сам за счет прибыли. ЦБ передаст акции санируемых банков в специально созданную УК, она организует ПИФы и продаст их паи ЦБ. Завершив санацию, ПИФ продаст банк, и не обязательно с прибылью. В правительстве, правда, решили, что в какой-то роли АСВ должно остаться в процедуре санации.

Когда в банк приходит временная администрация, ей нужен срок, чтобы войти в курс дела, в этот момент не всегда удается контролировать ситуацию, поэтому логично ввести такой запрет на операции сразу, говорит руководитель практики инвестиционного консультирования «ФБК Grant Thornton» Роман Кенигсберг. Как показывает опыт, чем больше растягиваются процедуры временного управления и ликвидации, тем сложнее найти активы и погасить требования всех кредиторов, заключает он.

Вероятно, это как-то поможет снизить вывод активов, хотя обычно большая часть активов выводится из банка еще до введения временной администрации, когда уже менеджерам и акционерам понятно, что скоро последуют меры со стороны регулятора, уверен аналитик Fitch Антон Лопатин.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) не стало комментировать предложение ЦБ.

В 2016 г. ЦБ отозвал лицензию у 68 банков, а всего за три года – у 279, отчитался Сухов, общий размер дыры в их балансах составил более 1,1 трлн руб. По словам зампреда ЦБ, 170 банков с отозванной лицензией проводили сомнительные операции на сумму свыше 4,5 трлн руб. Еще одна идея ЦБ, запрет на трансграничные операции для региональных банков, предотвратит использование небольших банков для отмывания средств, рассчитывает он.

ЦБ впервые оценил, сколько денег было вложено кредиторами, в частности населением, в банки, которые подпали под зачистку финансового рынка. Каждый десятый рубль был размещен в банках, которые за последние три года лишились лицензии, констатировал Сухов. «Уже сегодня АСВ выплатило свыше 1 трлн руб. страхового возмещения и имеет кредитную задолженность перед ЦБ порядка 400 млрд руб. Если бы регулятор начал позже, были бы абсолютно другие цифры, – подчеркнул Сухов. – Мы остановились бы за гранью, за которой эта работа перешла бы в инфляционный налог для всех наших граждан». В черном списке банкиров сейчас свыше 5500 человек, сообщил Сухов, возбуждено 80 уголовных дел, ответственность несут те лица, которые создали проблемы в банках.

С начала 2014 г. 28 санируемых банков увеличили бизнес-активность в наиболее надежных сегментах рынка – вложили 630 млрд руб. в ценные бумаги, продолжал зампред ЦБ. Эти банки проявили серьезный спрос на долговые финансовые инструменты и одновременно захеджировали финансовые 10-летние риски, укрепили финансовое состояние, заверил он. Эта группа банков, считает Сухов, разумно работает и на рынке вкладов населения. До санирования доля вкладов в обязательствах этих банков составляла 44%, сейчас она снизилась вдвое до 22%, это несколько ниже, чем по сектору, заключил зампред ЦБ.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... nih-bankov

Сообщение tea » 12 сен 2016, 09:58

+ 1987

Статья опубликована в № 4158 от 12.09.2016 под заголовком: Следствие на Балчуге
Следственный комитет провел выемку в офисе Центробанка на Балчуге
Это может быть связано с крахом Международного акционерного банка, в котором пропало 6 млрд рублей бюджетных денег
11 сентября 22:40
Как стало известно «Ведомостям», в пятницу в офисе ГУ ЦБ по ЦФО по адресу: ул. Балчуг, 2, сотрудники Следственного комитета России (СКР) и ОМОНа проводили выемку документов. Об этом рассказали человек, знающий это от сотрудников управления, и человек, получивший информацию от сотрудников СКР. Корреспонденту «Ведомостей», прибывшему на Балчуг к теруправлению ЦБ по ЦФО, двое сотрудников регулятора подтвердили, что в офис приходили следователи.

Один из сотрудников сообщил, что управление посещали представители СКР, а его коллега уточнил, что выемка была связана с ситуацией в Международном акционерном банке (МАБ) и что на его памяти впервые в теруправление пришли следователи с ОМОНом. Человек, узнавший про выемку от сотрудников СКР, также говорит, что изымались бумаги по МАБу. «Странно, что потребовалось непосредственное участие сотрудников СКР и выемка документов. Как правило, ЦБ предоставляет органам такие вещи по запросу», – недоумевает один из собеседников «Ведомостей».

Пресс-служба ЦБ подтвердила «Ведомостям», что в пятницу имели место «следственные мероприятия». Однако там уточнили, что они проводились «в отношении отдельных сотрудников Банка России» и результаты пока не известны. В ответе ЦБ на запрос также указано, что ЦБ «всецело заинтересован в том, чтобы лица, совершившие незаконные действия в отношении кредитных организаций, их вкладчиков и кредиторов, были выявлены и наказаны, в том числе если такие лица оказались сотрудниками Банка России». От более подробных комментариев в ЦБ отказались. Финансист, узнавший о произошедшем от сотрудника ЦБ, говорит, что следователи интересовались нарушениями именно сотрудников ЦБ.

ЦБ отозвал у МАБа лицензию в феврале этого года. Однако отзыв лицензии обернулся очередной потерей для бюджета, поскольку выяснилось, что из банка исчезло более 6 млрд руб. ФГУП «Алмазювелирэкспорт».

По версии следствия, в период с 2007 по 2011 г. топ-менеджер ФГУП «Алмазювелирэкспорт» Виктор Афонин с братом Борисом похитил средства с депозита, размещенные ФГУПом в этом банке за счет выдачи кредитов компаниям-однодневкам, сообщал СКР в начале августа.

Представители СКР на вопросы «Ведомостей» не ответили, с представителем «Алмазювелирэкспорта» связаться не удалось.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... entrobanka

Сообщение Sad » 12 сен 2016, 11:07

Один из сотрудников сообщил, что управление посещали представители СКР, а его коллега уточнил, ... на его памяти впервые в теруправление пришли следователи с ОМОНом.


Зачем такие грубости?
Перед выборами чтоли? Демонстративно.. А что будет в ответ?

:)
Кланы волнуются раз,
кланы волнуются два
какая фигура исчезнет с утра?

Сообщение ost » 12 сен 2016, 15:35

tea писал(а):По версии следствия, в период с 2007 по 2011 г. топ-менеджер ФГУП «Алмазювелирэкспорт» Виктор Афонин с братом Борисом похитил средства с депозита, размещенные ФГУПом в этом банке за счет выдачи кредитов компаниям-однодневкам, сообщал СКР в начале августа.


Мне вот эта фраза непонятна.
Как топ-менеджер ФГУП похитил средства с депозита в банке, там что есть платежка с депозита юрика на счет физика?
Кто выдавал кредиты компаниям-однодневкам, банк или ФГУП?
Как ФГУПу удалось разместить депозит за счет выдачи кредитов компаниям-однодневкам? (кто на ком стоял?)

Сообщение Некурящий » 23 сен 2016, 02:48

Путин сменил банковского куратора в ФСБ
Опубликовано: 22.09.2016, 22:49  

Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении главой Управления «К» СЭБ ФСБ (контрразведка в кредитно-финансовой сфере) бывшего начальника 6-й службы управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ Ивана Ткачева, сообщает «Новая газета» со ссылкой на источники.
По сведениям издания, на назначении Ткачева настаивал непосредственно директор спецслужбы Александр Бортников, в то время как в администрации президента «этому решению противились».
Ткачев сменил на посту начальника ключевого подразделения СЭБ ФСБ Виктора Воронина, написавшего рапорт об оставлении должности летом этого года после комплексной проверки в ФСБ.
Проверочные мероприятия в СЭБ ФСБ, проведенные Управлением делами (УД) ФСБ и УСБ ФСБ, были связаны со скандалом вокруг Северо-Западного таможенного управления ФТС, где были выявлены масштабные каналы контрабанды.
Результатом расследования стали обыски в ФТС, в том числе у главы служба Андрея Бельянинова и отставка последнего по заявлению, написанному, как сообщалось, за два месяца до всех событий.
Ткачев характеризуется коллегами как «дисциплинированный и жесткий исполнитель, лишенный склонности к интригам».
«Он был креатурой замглавы УСБ ФСБ Олега Феоктистова и мог покинуть службу вслед за своим покровителем. Но профессионализм и опыт Ткачева оказались для руководства важнее, чем его связь с бывшим начальником», — сказал сотрудник ФСБ.
Сам Олег Феоктистов на этой неделе, напомним, был назначен главой службы безопасности нефтяной компании «Роснефть».
..........В этом году 6-я служба проводила задержание петербургского предпринимателя Дмитрия Михальченко по делу о контрабанде алкогольной продукции, экс-губернатора Кировской области Никиты Белых (по делу о получении взятки), а также обыски в кабинете главы ФТС Андрея Бельянинова.

http://ktovkurse.com/rossiya/putin-smen ... tora-v-fsb

Сообщение tea » 23 сен 2016, 09:50

Санация для министра финансов
МВФ предложил свою схему оздоровления российских банков
23.09.2016
Пока ЦБ, АСВ и Минфин спорят о том, как реформировать несовершенный и затратный механизм санации банков, Международный валютный фонд (МВФ) предложил свой вариант — финансировать санацию из федерального бюджета под личную ответственность министра финансов. Вариант очень прозрачный, но крайне далекий от российской реальности, отмечают эксперты.

Вчера ЦБ официально объявил о подведении окончательных итогов Программы оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP) в 2015/2016 годах. К официальному сообщению о позитивных результатах прохождения оценки Банк России приложил публикации МВФ и Всемирного банка с подробными результатами проверки. Среди них — в технической записке МВФ по модулю "Ликвидация, финансовое оздоровление и страхование вкладов" — обнаружилось новое предложение по реформе института санации банковского сектора, исходящее от МВФ. Международный валютный фонд видит эту реформу совершенно иной, чем та, что летом была предложена Центробанком и сейчас проходит межведомственное обсуждение.
По мнению МВФ, существующий механизм (кредиты на оздоровление проблемных банков выдаются Центробанком Агентству по страхованию вкладов) несовершенен. Такое финансирование санации МВФ счел квазифискальной активностью, а потому, по его мнению, его должно осуществлять федеральное правительство. Решения о затратах из федерального бюджета на санацию должны приниматься с одобрения министра финансов, и даже если вдруг к оздоровлению потребуется временно привлекать средства ЦБ, то это должно делаться под гарантии федеральных властей, считают в МВФ.
Напомним, о реформе механизма санации российских банков летом сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Как известно, смысл предложения ЦБ, по сути уже одобренного на высшем уровне,— прекратить кредитовать АСВ на санацию банков, учредить специальный фонд, через который пойдет финансирование санации под управлением УК, учреждаемой ЦБ, заменив при этом предоставление финансирования через кредиты на прямое участие в капитале санируемых банков.
Формальное решение о том, как именно проводить реформу института санации, российским властям еще только предстоит принять. Впрочем, несмотря на весь авторитет МВФ, учитывая рекомендательный статус документа, отсутствие у России долга перед МВФ, а главное, дефицит действующего бюджета и проекта бюджета на 2017-2019 годы, рассуждать о перспективах реализации в российских реалиях предложения МВФ можно, по мнению экспертов и участников рынка, в основном теоретически.
Впрочем, логики оно не лишено. "Приоритет в предложенном механизме отдан прозрачности расходования и обеспечению большей возвратности средств,— считает вице-президент ФБК Алексей Терехов.— Заложив расходы на санацию в бюджет (при дефиците это тоже возможно — через увеличение дефицита), правительству нужно будет заложить и конкретные доходы для текущей или будущей компенсации этих затрат, причем с конкретными сроками, за счет будущих доходов, увеличения госдолга или даже прямой эмиссии ЦБ, что, конечно же, увеличит инфляцию". Этот расклад будет публичен, а значит, в него заложен механизм общественного контроля в лице налогоплательщиков, чьи интересы прямо затрагиваются при таком механизме, и они в этом случае получают право спрашивать, куда и правомерно ли пошли их деньги, продолжает господин Терехов. "Но это в среднесрочной перспективе, в долгосрочной МВФ в любом случае предполагает поиск альтернативных, более рыночных источников финансирования банковских санаций",— добавляет главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
Сейчас же, как указывают эксперты, по сути имеет место скрытая эмиссия средств на санацию со стороны ЦБ: сроки и сам факт возврата кредитов, выданных на оздоровления, до конца непонятны и будут определяться реальностью в тот или иной момент времени. При этом инструменты общественного контроля за расходованием средств и ответственности в случае их неэффективного расходования непрозрачны. Собственно, от этого же сейчас пытается уйти ЦБ, только другим способом, снизив концентрацию кредитных рисков на АСВ и повысив возвратность средств за счет вхождения в капитал санируемых банков и возможности последующей продажи их акций (долей). "И в российской реальности, в которой вряд ли кто-то захочет увеличивать дефицит бюджета и нести персональную ответственность за это, этот способ вполне может быть выходом из ситуации,— рассуждает господин Терехов.— Правда, при увеличении числа квазигосбанков с помощью такого способа санации у регулятора и санатора в одном лице есть риск возникновения конфликта интересов". У банкиров-санаторов подход прагматичный. "Для нас непринципиально, кто дает деньги. Важно, на каких условиях",— отметил руководитель одного из банков-санаторов. В Минфине и ЦБ не стали комментировать рекомендации МВФ.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3096157

Сообщение tea » 28 сен 2016, 09:57

Банки без кредитов
Системы переводов просят себе отдельных лицензий
28.09.2016
Предложение ЦБ ввести новый тип упрощенной банковской лицензии — региональной — вызвало живой отклик на рынке переводов. Там тоже хотят иметь возможность получить отдельную лицензию — но несколько усложненную по сравнению с лицензией расчетной небанковской кредитной организации (РНКО), которую ряд игроков имеет сейчас. Цель систем переводов — стать банковскими, но некредитными организациями. Решения пока нет, впрочем, и нужно оно далеко не всем участникам рынка.

Как сообщили "Ъ" в ЦБ, на рассмотрении в Банке России находятся предложения Национальной платежной ассоциации (НПА) по введению ограниченной банковской лицензии для тех небанковских кредитных организаций, кто занимается переводом платежей физических лиц. Предложения НПА отправила регулятору на прошлой неделе. В пресс-службе ЦБ сообщили, что пока решения нет: "вопрос на стадии обсуждения, комментарии преждевременны". Как пояснила "Ъ" исполнительный директор НПА Мария Михайлова, ассоциация просит ввести еще одну банковскую лицензию — для НКО с капиталом более 1 млрд руб., переименовав их в "некредитные банковские организации" с установлением ограничений по виду деятельности. В настоящее время с лицензией РНКО на рынке переводов работают "Золотая корона", Western Union, "Лидер", "Рапида".

С точки зрения международной экспансии эффективнее называться банковской, хоть и некредитной организацией, поясняют участники рынка. "Законодательство многих стран разрешает местным банкам открывать счета исключительно в иностранных банках, а не в РНКО, что не позволяет прямого сотрудничества и, как следствие, прямых же расчетов в нацвалюте",— рассказывает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов. "Переводы в СНГ приходится делать в долларах или евро, а при получении денег физлица вынуждены забирать доллары и конвертировать их в национальную валюту,— говорит госпожа Михайлова.— В результате сейчас при трансграничных переводах люди теряют на двойной конверсии 1,5-2% от отправляемой суммы".

Проблему могло бы решить прямое сотрудничество с "дочками" российских банков за рубежом, которым российские системы переводов в качестве контрагентов более знакомы. Однако этому препятствует уже российское регулирование. Регламентирующая операции РНКО инструкция ЦБ N129-И устанавливает определенные требования по рейтингам иностранных банков, в которых российские РНКО могут открывать счета, и им рейтинги большинства зарубежных "дочек" российских банков не соответствуют, указывает господин Смирнов. Между тем, по его словам, исторически именно "дочки" российских банков лучше всего обслуживают расчеты с Россией. Наиболее широко представлены "дочки" отечественных банков в Белоруссии (например, там работают "дочки" ВТБ, Альфа-банка, Сбербанка), на Украине (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, "Русский стандарт"), Сбербанк также имеет дочерний банк в Турции, у него, ВТБ и Газпромбанка есть дочерние структуры в Западной Европе.

Впрочем, далеко не все системы переводов заинтересованы в нововведении. В частности, противоположную точку зрения имеют те из них, у кого есть банковская лицензия или родственные банки. Эти компании указывают на риск того, что в результате введения особой лицензии одни операторы переводов окажутся в более привилегированном положении по сравнению с другими. "Например, мы имеем банковскую лицензию,— отмечает председатель правления "Юнистрима" Кирилл Пальчун.— И для нас важно, чтобы к получившим банковскую лицензию НКО предъявлялись те же регуляторные требования, что и к банкам". Правда, требованиям к банкам не всегда жестче. Например, размер минимального капитала для банков сейчас 300 млн руб.; а согласно предложению перейти на особую лицензию смогут (если оно будет реализовано) игроки с капиталом от 1 млрд руб. С нормативами ситуация другая — у банков она сложнее, указывают участники рынка. Впрочем, господин Пальчун настаивает: если различие в регуляторной нагрузке сохранится и после введения новой лицензии, это может привести к дискриминации других участников рынка. "На данный момент мне не до конца ясно, что сейчас мешает НКО, нуждающейся в банковской лицензии, получить полноценную банковскую лицензию",— отметил президент Qiwi Борис Ким (у Qiwi есть родственный банк).
http://www.kommersant.ru/doc/3100838

Сообщение tea » 04 окт 2016, 09:53

Перестройка в ЦБ: почему Набиуллина сменила кураторов банковского надзора
03.10.2016
Отвечать в ЦБ за банковский надзор теперь будет первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин вместо Михаила Сухова и Алексея Симановского, покидающих свои посты. РБК разобрался, с чем могут быть связаны перестановки в ЦБ

ЦБ объявил в понедельник о кадровых перестановках в руководстве, вступающих в силу с 17 октября. Как сообщил ЦБ в своем пресс-релизе, председатель Банка России Эльвира Набиуллина будет лично курировать вопросы денежно-кредитной политики. При этом ее первый замеcтитель Дмитрий Тулин, который отвечал за это направление, займется банковским регулированием и надзором.

Тулин также будет координировать и контролировать деятельность службы анализа рисков, возглавлять комитет банковского надзора и курировать деятельность двух заместителей Набиуллиной — Василия Поздышева и Владимира Сафронова. Последний также руководит главной инспекцией ЦБ.

Двое заместителей главы Центробанка лишаются своих постов. Первый зампред Алексей Симановский переходит на должность советника Набиуллиной, а заместитель председателя Михаил Сухов и вовсе покидает Банк России. «Я очень признательна [им] за огромную проделанную работу по совершенствованию регулирования и оздоровления банковского сектора», — приводит пресс-служба ЦБ слова своего руководителя.

Симановский отвечал в ЦБ, в числе прочего, за регулирование и надзор за деятельностью банков и банковских групп, а его подчиненный Сухов — за надзор за системно-значимыми банками и меры по повышению их устойчивости. Симановский работал еще в Госбанке СССР, а в Центробанке — с 1996 года, как и Сухов. Оба до 1996 года работали в ГУ ЦБ по Москве, а банковский надзор всегда был их специализацией, в том числе в команде бывшего главы ЦБ Сергея Игнатьева. На всех других ключевых направлениях ЦБ руководители с приходом Набиуллиной в основном сменились.

Опрошенные РБК банкиры говорят, что кадровые перестановки в Центробанке стали для них неожиданностью. «Новость по поводу Сухова и Симановского представляется странной. Я не знаю, как это интерпретировать», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

«Вероятно, Набиуллиной дали карт-бланш, потому что даже у Игнатьева не было полномочий убрать эту команду», — предполагает президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов. По его мнению, отставку зампредов ЦБ могли инициировать силовые структуры, у которых накопилось очень много вопросов к надзорному блоку. «Мы увидим это позже. Если Сухов не будет назначен на какой-то высокий пост, то рынок узнает много нового», — считает Мамонтов.

Главный экономист Danske Bank Владимир Миклашевский полагает, что кадровые решения могут быть связаны с делом исполняющего обязанности начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко, который, по версии следствия, продолжительное время покровительствовал группе предпринимателей, в том числе руководителям Нота-банка. «На фоне этого дела у рынка возникло недоверие», — считает Миклашевский. Каких-либо серьезных сигналов для рынка он не видит. «Набиуллину не поменяли. Тулин остается — его знания и опыт просто переносят на другую сферу внутри ЦБ. Доверие сохраняется. Линия Центробанка для рынка ясна», — говорит он.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/finances/03/10/2016/5 ... f69022c902

Сообщение tea » 08 ноя 2016, 09:50

Статья опубликована в № 4198 от 08.11.2016 под заголовком: Кредит на коротком поводке
Борьба ЦБ со схемным кредитованием может ударить по корпорациям
Регулятор может поднять резервы по кредитам на пополнение оборотных средств на срок от более года
08 ноября 01:14
С 1 января 2017 г. банкам придется создать существенные резервы по кредитам, выданным на пополнение оборотных средств на срок свыше года, – такие поправки в свое положение подготовил ЦБ. Согласно документу такие кредиты банки должны будут классифицировать не выше 3-й категории качества (сомнительные ссуды), по которым надо создавать резервы в 21–50%.

Предложенное изменение связано в том числе с использованием такого рода ссуд в схемных операциях, объясняет представитель ЦБ.

У большинства заемщиков нет большого собственного оборотного капитала – существенная часть сформирована за счет кредитов, говорится в замечаниях Ассоциации региональных банков «Россия». В портфелях банков много таких ссуд. «По мнению банков, классификация всех оборотных кредитов длительностью свыше года в 3-ю категорию приведет к излишнему формированию резервов», которое ухудшит финансовое состояние банков, пишет ассоциация.

Большинство ссуд на пополнение оборотных средств выдается в рамках кредитных линий со сроком 3–5 лет, говорит начальник департамента рисков банка из топ-100: фактически новые требования приведут к остановке овердрафтного кредитования. «Мы выдаем оборотные кредиты в среднем на срок до трех лет, на них приходится примерно половина корпоративного кредитного портфеля, портфель малого бизнеса почти полностью состоит из них. Создание резервов в размере 21% от транша здорово ударит по капиталу», – сказал финансовый директор банка из топ-20.

«Значительная часть таких кредитов была классифицирована в 1-ю категорию качества, и, если по формальным признакам она съедет в 3-ю, банкам придется серьезно доформировать резервы», – говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов. Банки могут заложить это в стоимость кредитов, если не найдут какой-то инструмент, который позволит им выдавать более короткие кредиты, сохраняя у клиентов уверенность, что они смогут пользоваться деньгами длительно, заключает он.

Стоимость оборотных кредитов разнится в зависимости от компании, говорит финансовый директор банка из топ-20: «С крупными компаниями можно договориться, чтобы выданные средства оборачивались быстрее и банку не приходилось создавать резервы. Средний и малый бизнес в силу своего финансового положения вряд ли сможет пойти на такие уступки – значит, кредиты для него подорожают».

Пострадать могут заемщики с длительными производственными циклами, указывает «Россия»: судостроительные компании, производители крупного высокотехнологичного оборудования, сельскохозяйственные предприятия, а также малый и средний бизнес (МСБ). О том же говорит предправления «МСП банка» Дмитрий Голованов: «Это [повышение резервов] повлияет и на компании МСБ, обслуживающие эти предприятия, поскольку все в связке зависят от цикла той или иной организации».

«Под выполнение конкретных контрактов мы привлекаем кредиты на пополнение оборотных средств, их срок – обычно 2–3 года, так как авиастроительные проекты имеют длинный цикл», – говорит менеджер авиастроительного холдинга. Представители объединенных авиастроительной (ОАК) и судостроительной (ОСК) корпораций на запросы не ответили.

«Чистый оборотный капитал у нас большой, берем [кредиты] на 6–12 месяцев», – рассказывает гендиректор «Русагро» Максим Басов. Рост стоимости кредитов уменьшит прибыль, «но меньше брать не станем» – это все равно дешевле капитала.

«Это очень важный вопрос для отрасли. Значительная часть кредитного портфеля у нас сформирована на пополнение оборотного капитала со сроками погашения до трех лет», – говорит директор по финансам Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Олег Губин. Кредит на один год не удовлетворяет потребностям комбината. «Например, мы ежегодно участвуем в финансировании зимней сплотки. Таким образом, начиная с ноября-декабря и заканчивая маем следующего года мы вынуждены выплачивать значительные суммы в качестве аванса лесозаготовительным предприятиям, которые по своей транспортной логистике могут доставлять сырье только в навигационный период. Это сырье заготавливается зимой и доставляется нам на плотах и баржами в течение июня – октября. Произведенная из этого сырья продукция реализуется с отсрочкой платежа. В итоге оказывается, что деньги за готовую продукцию мы получаем более чем через 12 месяцев с даты выплаты аванса за лесосырье», – рассказывает Губин. Он говорит, что меньше кредитов брать бы не стали – собственных оборотных средств у компании, как правило, не хватает. Если банки на 100% перенесут расходы по резервам на предприятие, затраты могут превысить 100 млн руб. в год, следует из его слов.

Банки проверят своих поставщиков

«На пополнение оборотных средств берем кредиты на 1–2 года», – говорит сотрудник крупного предприятия радиоэлектронной отрасли. При сокращении сроков кредита будут увеличиваться убытки и ухудшаться финансовое состояние предприятий, так как деньги нужны, а брать их больше неоткуда – все равно все пойдут кредитоваться даже на плохих условиях в надежде на последующую реструктуризацию долга, отмечает он.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Бурлакова, Александр Воробьев, Павел Кантышев
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... ditovaniem

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42

cron