ЦБ РФ: особенности надзорной деятельности

Общие вопросы по банкам и банковской деятельности
Правила форума
Вся информация на этой форуме является личным мнением авторов сообщений, которое редакция сайта может не разделять. Тем не менее, если вам не нравится что-либо из написанного, помните - вы пришли сюда добровольно. Сайт не является зарегистрированным СМИ.

Сообщение tea » 29 июл 2016, 10:21

28.07.2016, 16:11
ЦБ: Банки с капиталом не менее 300 млн рублей смогут получить региональную лицензию
Получить региональную лицензию смогут банки с капиталом не менее 300 млн руб. и величиной активов не более 7 млрд руб., сообщает ТАСС со ссылкой на Центробанк. «Банк России разработал проект закона, вводящий новый вид кредитной организации, — региональный банк, который будет работать на территории конкретного региона. Такие организации не смогут открывать филиалы за его пределами, проводить трансграничные операции и операции с нерезидентами. Кроме того, межбанковские операции такие банки обязаны будут осуществлять через центрального контрагента»,— сказали в ЦБ.
Кроме того, стало известно, что для региональных банков планируют ввести регулятивные послабления: для них число обязательных нормативов сократят до пяти, а также будут упрощены требования к раскрытию информации. «Упрощенное регулирование позволит региональным банкам снизить издержки, а также оно будет способствовать повышению доступности банковских услуг на территории Российской Федерации. В отношении остальных банков, которые осуществляют банковские операции и сделки без ограничений, планируется увеличение минимальных требований к размеру собственных средств до 1 млрд руб. и последовательное внедрение международных стандартов Базельского комитета по банковскому надзору»,— сообщает Центробанк.
Напомним, глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила в конце июня, что необходимо внедрить дифференцированное регулирование в банковской сфере, а уровень требований к банкам должен соответствовать набору совершаемых банковских операций и объему рисков, которые банк берет на себя. Для реализации этой идеи и создается региональный банк.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3049392

Сообщение tea » 04 авг 2016, 09:50

Статья опубликована в № 4131 от 04.08.2016 под заголовком: Спасение – дело неприбыльное
Центробанк не собирается зарабатывать на перепродаже спасенных банков
Созданный ЦБ для оздоровления сектора фонд предусмотрел убытки от таких сделок
03 августа 23:46
В распоряжении «Ведомостей» оказался законопроект, подготовленный Центробанком, по созданию фонда консолидации банковского сектора, который кардинально меняет механизм санации банков. Документ разослан ведомствам для сбора отзывов, говорит человек, близкий к одному из них, документ отправлен в том числе в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Минфин. Один из федеральных чиновников готовится обсуждать его в правительстве.

О том, что регулятор создаст фонд консолидации банковского сектора и займется его оздоровлением самостоятельно, в конце июня объявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Ранее ЦБ постоянно указывал на несовершенства существующего механизма санации: дороговизну и неэффективность. Однако идея с фондом оказалась сюрпризом и для АСВ, и для банков-санаторов.

Прежде чем принимать решение о санации, регулятор может направить в банк для оценки ситуации своих сотрудников и представителей управляющей компании фонда (ООО «Управляющая компания фонда консолидации банковского сектора», УК). Те за 45 дней должны будут оценить финансовое состояние банка. А после того как совет директоров ЦБ примет решение о санации, фонд будет приобретать доли или акции банка.

Если фонд приобретает не менее 50% в капитале санируемого банка, то полномочия правления перейдут к УК, указано в проекте. Все средства прежних акционеров, которые прежде прямо или косвенно контролировали банк, будут полностью списаны, говорится в документе, сейчас могут быть списаны только субординированные займы.

«Предполагается списание акций, субордов и денежных требований в другой форме, – перечисляет представитель ЦБ. – Будет нелогично оставить пробел в законе, который позволит сохранить средства акционерам, которые довели банк до плачевного состояния».


Сложный бизнес

ЦБ ожидает, что новый механизм будет эффективен, – по его оценкам, затраты могут сократиться на 30%, что «означает пропорционально меньшее негативное влияние мер по финансовому оздоровлению банков на состояние денежного спроса и на инфляцию», говорится в приложении к законопроекту. Задолженность АСВ по кредитам на санации банков превышает 1,4 трлн руб., из которых возвращено 315,9 млрд руб. (данные ЦБ).

УК, получив акции приобретенных банков и права требования ЦБ, согласно законопроекту, сможет создавать паевые инвестиционные фонды. Паи будет приобретать ЦБ, говорит его представитель. ЦБ предлагает вывести фонд из-под действия существующего регулирования о ПИФах.

АСВ от будущих санаций будет фактически отстранено, однако в законопроекте агентство фигурирует вместе с Центробанком, чтобы не нарушать ход текущих санаций.

Санируемые банки продолжат получать поблажки от регулятора по резервам (в том числе отсрочку по отчислению в ФОР), а нормативы придется соблюдать. Завершив санацию, фонд намерен продавать банки. Причем ЦБ предусмотрел, что такие сделки могут оказаться убыточными: акции могут быть проданы по цене ниже их приобретения, говорится в законопроекте.

«Такая возможность предусмотрена, для того чтобы иметь возможность возвращать банки в частные руки, как только восстановлена их устойчивость, – говорится в ответе ЦБ. – ЦБ минимизирует затраты на финансовое оздоровление, но не ставит целью построить бизнес на перепродаже банков». Дисконт в случае покупки санированного банка неизбежен, уверен банкир, активно консультирующий сделки M&A, если ЦБ учтет его изначально, то это может быть интересно инвесторам.

Впрочем, регулятор допустит к этому процессу не всех – лица, которые владели более чем 1% в капитале этого банка в течение трех месяцев, предшествовавших санации, купить акции не смогут. «Чтобы не возвращались собственники, продемонстрировавшие неспособность работать в банковском секторе», – указывает представитель регулятора.

Фонд может как продать акции, так и обменять их на акции других неподконтрольных ему банков, следует из текста документа.

Не исключено, что ЦБ будет объединять банки с целью санации, однако законопроект не предусматривает возможность обмена акций санируемых банков на акции действующих банков, объясняет он.

Кроме того, фонд займется и урегулированием обязательств банков, уже лишившихся лицензий (сейчас этим занимается АСВ), – их активы и пассивы будут передаваться в фонд. Эффективность использования средств фонда каждый год будет оценивать главный аудитор ЦБ, свое заключение он будет представлять Национальному финансовому совету.

Представители АСВ и Минфина на запрос «Ведомостей» вчера не ответили. Представитель ЦБ подтвердил содержание законопроекта, отметив, что ряд вопросов пока находится на обсуждении.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... nih-bankov

Сообщение tea » 05 авг 2016, 09:54

Статья опубликована в № 4132 от 05.08.2016 под заголовком: Вкратце
Вкратце
04 августа 23:42
Владельцы более 1% акций смогут запрашивать дополнительную информацию
ЦБ и Минэкономразвития согласовали предложение Минюста об установлении порога владения акциями в 1% для миноритариев, которые могут запрашивать дополнительную информацию у компании. Об этом сообщили представители трех ведомств. Такая инициатива была выдвинута для предотвращения чрезмерных запросов со стороны миноритариев. В новом законопроекте есть норма о коммерческой тайне – содержащие ее документы миноритарии не получат. Изначально Минюст предлагал порог в 2%, ЦБ – 3–5%. Rambler News Service
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... 5-vkrattse

Сообщение tea » 15 авг 2016, 09:56

Банкам предложили согласовывать с ЦБ покупки более 0,1% компании
12.08.2016
ЦБ поддерживает законопроект, обязывающий банки согласовывать покупки акций компаний, документ предусматривает согласование с регулятором инвестиций стоимостью более 0,1% от активов кредитных организаций, сообщили РБК в пресс-службе ЦБ в пятницу.

В четверг, 11 августа, стало известно, что Минфин готовит законопроект, устанавливающий требование о согласовании кредитными организациями с Банком России приобретений пакетов акций компаний, если в результате данных сделок покупатели получают возможность принимать управленческие решения в компаниях или оказывать значительное влияние на их судьбу. При этом размер инвестиций в документах не раскрывался.

В ЦБ уточнили, что обязательным критерием определения наличия необходимости получения согласия является то, что инвестиции осуществляются кредитной организацией в целях получения дохода. Таким образом, не возникнет необходимости согласовывать сделки РЕПО и передачу банкам акций компаний, являющихся предметом отступного или залога.

Сейчас банки должны согласовывать с ЦБ только приобретение более 10% в других российских кредитных организациях и более 50% в зарубежных компаниях (как в финансовых, так и в любых иных).

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57adf8ef9a7947380f2984c9

Сообщение tea » 15 авг 2016, 10:00

Региональным банкам пропишут посредников
ЦБ уточняет правила межбанковского кредитования
15.08.2016

Схема межбанковского кредитования для небольших региональных банков меняется. Работать друг с другом напрямую они больше не смогут. Обеспеченные сделки (своп и репо) будут проводиться только через центрального контрагента. Необеспеченные же заведут на специализированные электронные торговые площадки, к которым будут предъявляться особые требования. Изменения в законопроект о статусе региональных банков, вероятно, будут внесены в ближайшее время.

В конце прошлой недели состоялось совещание банковских казначеев с представителями ЦБ, на котором обсуждались детали новой схемы межбанковского кредитования (МБК) для банков, получающих с 2018 года статус региональных (банки с капиталом менее 1 млрд руб. и активами менее 7 млрд руб.). Таких в системе сейчас около 300. Региональным банкам будет запрещено совершать сделки в рамках МБК друг с другом напрямую, чтобы сделать систему межбанковского кредитования более прозрачной.

При этом в законопроекте, вносящем изменения в закон о банках и банковской деятельности, не уточняется, какие именно сделки в рамках МБК региональные банки будут обязаны заключать с центральным контрагентом (ЦК). Это вызвало опасения у представителей банковского сообщества, поскольку значительно увеличивало их расходы на совершение операций МБК. "В законопроекте нет разделения на операции с обеспечением и на операции без обеспечения. Но проводить необеспеченные сделки через ЦК — это нелепость. Мы предложили завести сделки без обеспечения на электронные торговые площадки в режиме pre-trade, то есть без выполнения расчетно-платежных функций и взятия на себя кредитного риска. И получили в этом поддержку от регулятора",— говорит президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов.

В ММВА также разработали и предложили на рассмотрение ЦБ критерии, которые могли бы стать основой законодательных требований к таким площадкам. Главный — площадка не должна иметь статуса организатора торгов (то есть лицензироваться ЦБ как биржа). Таким образом, из списка претендентов выпадет, например, Московская биржа.

Кроме того, ее центральное ядро должно в обязательном порядке находиться в российской юрисдикции (следовательно, исключается участие Thomson Reuters и Bloomberg). Площадка также должна соответствовать высоким техническим требованиям, например о наличии автомэтчинга — системы автоматического заключения сделок по стакану цен, и иметь информационное соглашение с ЦБ об обмене данными, предоставлении просмотровых паролей и торговой статистики. Средневзвешенная ставка, рассчитываемая на таких площадках, в дальнейшем могла бы рассматриваться как сертифицированный индикатор денежного рынка. Создавать с нуля такие площадки не придется — они уже существуют (например, торговая система DELTA (под эгидой ММВА), RTS Board (НП РТС)). "На текущий момент у нас нет концептуальных разногласий с регулятором. Посмотрим, как будет идти дискуссия при разработке конкретных требований к электронным торговым площадкам. Очень важно то, что законопроект ложится на уже готовую инфраструктурную базу",— сказал первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко. По информации "Ъ", в ЦБ сочли рабочий набор критериев "разумным". Официальный комментарий ЦБ получить не удалось.

Однако маленькая победа рынка, отвоевавшего право не платить организатору торгов за необеспеченные сделки, все равно не решает проблему роста расходов для небольших банков. "С одной стороны, декларируются послабления операционной нагрузки, а с другой — вводятся фактически дополнительные налоги в пользу ЦК",— говорит первый зампред Руна-банка (капитал на 1 июля — 435 млн руб.) Александр Арифов. За услуги электронной площадки также придется платить.

Тем временем, по информации "Ъ", список кредитных организаций, которые будут лишены права кредитовать друг друга напрямую, может быть значительно расширен. "Вполне возможно, что критерии объема капитала для региональных банков изменятся в большую сторону",— сказал источник, знакомый с ситуацией. Кроме того, пояснил собеседник "Ъ", новая схема МБК в дальнейшем может быть распространена на всю банковскую систему в целом. "Мы хотим эту схему выстроить так, чтобы она объединяла не только банки второго и третьего круга, но и крупные банки",— подтверждает господин Мамонтов. Но, по словам зампреда правления Азиатско-Тихоокеанского банка (капитал на 1 июля — 14,3 млрд руб.) Вячеслава Андрюшкина, для крупных банков потенциальный рост расходов не будет представлять проблемы.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3064048

Сообщение tea » 22 авг 2016, 09:56

ЦК прописали аудит
Определен порядок проверок центрального контрагента
22.08.2016
В соответствии с законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" финансовые организации, выполняющие функции центрального контрагента, должны подвергаться операционным проверкам не реже чем раз в два года. ЦБ определил порядок проведения таких проверок. Проект положения включает в себя критерии, по которым проводится операционный аудит, требования к консультантам, осуществляющим такие проверки, а также к отчетности по их результатам.

В пятницу на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект положения ЦБ о порядке проведения операционного аудита организациями, являющимися центральными контрагентами (ЦК). В течение недели будет проводиться антикоррупционная экспертиза документа.
ЦК берет на себя риски по заключаемым участниками в ходе биржевых торгов сделкам, выступая посредником между сторонами. В настоящее время квалифицированным центральным контрагентом на российском рынке является единственная финансовая организация — банк "Национальный клиринговый центр". Функции ЦК исполняют также клиринговый центр МФБ и клиринговая организация "Расчетно-депозитарная компания".
Проектом определены параметры, которые будут оцениваться в ходе операционного аудита,— порядок, регламенты, процессы, методы, инструменты и другие элементы деятельности центрального контрагента. Так, проверкам будут подвергаться системы управления рисками, оценка точности модели, стресс-тестирование рисков, определение выделенного капитала, а также восстановление финансовой устойчивости ЦК.
Кроме того, проект положения определяет требования к юридическому лицу, которое будет привлекаться для проведения таких проверок (консультант). Таким лицом может быть компания, оказывающая консультационные услуги в области управления рисками на финансовом рынке или в области информационных технологий не менее пяти лет и не имеющая конфликта интересов с ЦК. Также предъявляются требования к деловой репутации руководства компании-консультанта (отсутствие судимостей за преступления в сфере экономической деятельности, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие).
Помимо этого документом определяется порядок формирования и подачи отчета о результатах проведенного операционного аудита. ЦБ же будет вправе запросить у ЦК любые документы и информацию, касающиеся проведенного им операционного аудита.
По мнению экспертов, учитывая роль ЦК, такой подход вполне оправдан. "Центральный контрагент выполняет важнейшую функцию посредника между участниками торгов, он создает ликвидность, то есть делает сделки возможными с неполным депонированием денежных средств и акций. Насколько его роль велика в функционировании биржи как таковой, настолько же его деятельность должна быть прозрачной с точки зрения отчетности и ее проверки,— полагает аналитик ИК "Алор" Кирилл Яковенко.— Совершенно нормальная практика — привлекать для аудита ЦК независимую организацию, которая будет проводить оценку".
http://www.kommersant.ru/doc/3069758

Сообщение tea » 23 авг 2016, 09:52

Статья опубликована в № 4144 от 23.08.2016 под заголовком: Банки могут заплатить за санацию
АСВ предлагает Центробанку поделить полномочия в санации
Регулятор создаст фонд и вольет средства, а агентство учредит УК и будет им управлять
23 августа 01:23
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) приготовило ответ на законопроект Центробанка, согласно которому он берет целиком на себя оздоровление банков. АСВ хотело бы сохранить за собой роль санатора – но в ином виде. Это следует из документа («Ведомости» с ним ознакомились, его содержание подтвердил федеральный чиновник, участвующий в обсуждении), подготовленного АСВ к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, которое должно пройти на этой неделе с участием представителей АСВ, Минфина, ЦБ и Минэкономразвития. Тема встречи – тот самый законопроект ЦБ.
Суть его в том, что санациями фактически будет заниматься сам ЦБ, а АСВ от этого процесса отстраняется («Ведомости» с законопроектом также ознакомились). Регулятор создаст подконтрольный фонд и управляющую компанию, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды, а паи продаст Центробанку. Если фонд приобретет не менее 50% в капитале санируемого банка, полномочия правления перейдут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, в том числе в убыток.
Прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки. АСВ считает, что на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20–40 коп., говорится в документе. Иначе регулятору придется долго управлять этим банком, развивать его и постоянно докапитализировать, что нарушит принцип независимости при принятии решений. Возникает и конфликт интересов, полагает агентство: нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, это в корне нарушает мировую практику, полагает АСВ. Кроме того, ЦБ фактически создаст госбанк на базе банков, требующих дополнительных вложений в развитие, сейчас этим при санации занимаются частные инвесторы.
Мировая практика
В практике американской Корпорации по страхованию вкладов в большинстве случае предлагается передача застрахованных обязательств, тогда недостаток работающих активов можно компенсировать из фонда обязательного страхования вкладов, пишет АСВ. Можно, считает агентство, ввести страхование юридических лиц на 1,4 млн руб., это позволит избежать цепных реакций банкротств. Иногда можно было бы передавать все обязательства и активы, а недостаток покрывать за счет bail-in (уменьшения обязательств).
Позиция АСВ не сильно отличается от мнения профильных министерств. Их единодушное отношение к законопроекту можно описать так: ни единого шанса на компромисс с ЦБ, говорил на прошлой неделе «Ведомостям» чиновник, участвующий в обсуждении поправок, – у всех есть серьезные замечания. Минфин беспокоится, отмечал человек, близкий к аппарату Шувалова: если законопроект будет принят в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ, а значит, ее недополучит бюджет. В 2015 г. ЦБ направил в бюджет чуть более 101 млрд руб., а на санации выдал более 398 млрд руб. (см. график). «Можно сказать, что прибыли ЦБ бюджет не увидит», – говорит чиновник.
А в Минэкономразвития полагают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ: «Зачем тратить деньги, если это, по сути, тот же вид, только сбоку?» – пересказывал позицию министерства собеседник «Ведомостей».
АСВ предлагает скорректировать предложенный ЦБ вариант: разделить полномочия. Регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию. Фонд может быть создан без образования юридического лица и стать собственностью ЦБ, однако тогда регулятор будет титульным собственником акций санируемых банков, а это затруднит не зависимое от регулятора управление санируемыми банками. Кроме того, по некоторым обязательствам таких банков ЦБ будет нести субсидиарную ответственность. Если же фонд будет создан как юридическое лицо и будет собственником его имущества, то все функции управления станет выполнять управляющая компания, а у фонда не будет никаких работников. Этот вариант устраняет все недостатки, резюмирует АСВ.
У управляющей компании будет наблюдательный совет, во многом похожий на тот, что есть сейчас у АСВ, предлагает агентство: представители ЦБ (большинство), АСВ и Минфина. Это позволит избежать риска конфликта интересов, полагает госкорпорация. У АСВ есть кадровая и технологичная база, накопленный опыт в санациях.
Кроме того, считает АСВ, возможно финансирование фонда не только за счет средств ЦБ, но и за счет взносов банков – как регулярных и не привязанных к конкретной ситуации, так и собираемых после конкретной санации. Такова практика в ЕС: фонд регулирования несостоятельности финансируется из календарных взносов финансовых организаций, экстраординарных сборов постфактум и заимствований на рынке, указывает АСВ.
Передачу активов и обязательств рухнувших банков АСВ предлагает проводить и вовсе по старому порядку, т. е. оставить этот процесс в его собственном ведении. Оставить без изменений агентство предлагает и процедуры, которые оно проводит вместе с ЦБ, – финансовый анализ, подготовку плана участия, исполнение функций временной администрации. В мире есть и другие практики, констатирует агентство (см. врез). Если хотя бы отчасти будет разбита в вопросе санаций будущая монополия ЦБ, будет хорошо, говорит один из участников обсуждения законопроекта: «Предложения АСВ здравые, хотя и идут вразрез с позицией ЦБ». АСВ стремится сохранить позиции, хотя с точки зрения управления процессом нельзя сказать, что предлагается ровно то же, что есть сейчас, говорит чиновник, участвующий в обсуждении.
Представитель ЦБ вчера по существу на вопросы «Ведомостей» не ответил, заявив, что регулятор неоднократно представлял свою позицию в публичных выступлениях и в комментариях и что на данный момент она не изменилась.
В АСВ на запрос «Ведомостей» не ответили.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... a-sanatsii

Сообщение tea » 24 авг 2016, 09:51

Статья опубликована в № 4145 от 24.08.2016 под заголовком: Региональные банки защищаются Конституцией
АРБ раскритиковала законопроект ЦБ по региональным банкам
Идеи регулятора противоречат Конституции и превращают банки в организации «второго сорта», сочли в ассоциации
23 августа 23:49
Статус регионального банка, на введении которого настаивает Центробанк, может привести к тому, что банки с таким статусом станут неконкурентоспособными и превратятся в организации «второго сорта», считают в Ассоциации российский банков (АРБ). Такое заключение ассоциация подготовила на законопроект ЦБ, который решил разграничить статусы федеральных и региональных банков, и направила и. о. директора департамента банковского регулирования ЦБ Александру Жданову.

Согласно проекту региональные банки будут выделены в отдельную категорию и их деятельность будет регулироваться по-иному, чем деятельность федеральных банков. ЦБ предлагает, чтобы с 2018 г. к региональным были отнесены банки, капитал которых не превышает 1 млрд руб. и с активами до 7 млрд руб. Работать такие банки смогут только в том регионе, где находится их головной офис, а также граничащих с ним. Региональным банкам нельзя будет проводить трансграничные операции и сделки с нерезидентами, а валютные операции они смогут проводить через другие российские банки. Сделки на межбанковском рынке банкам с таким статусом придется заключать только через центрального контрагента.

ЦБ предлагает не только ограничения, но и некоторые упрощения в регулировании деятельности региональных банков. Им придется соблюдать только пять обязательных нормативов, два из которых – достаточности капитала (Н1.0 и Н1.2), а также норматив текущей ликвидности и нормативы, ограничивающие кредитование связанных сторон (см. врез).

Регулятор также обещает упростить для региональных банков раскрытие информации и разрешить в них совмещение должностей руководителя службы внутреннего контроля и службы управления рисками.

Ограничить проведение операций одним или несколькими российскими регионами – значит вступить в противоречие с Конституцией, она гарантирует свободное перемещение финансовых средств; противоречит эта идея и Гражданскому кодексу. В нем подобные ограничения допускаются, но только если их диктует необходимость обеспечить безопасность людей, защитить их жизнь и здоровье, сохранить природу и культурные ценности, пишет АРБ.

Многие клиенты региональных банков работают не только в соседних регионах, поэтому целесообразно расширить географию присутствия, следует из документа: ассоциация предлагает разрешить региональным банкам работать в том федеральном округе, где они находятся, а также в Москве.

Не согласны в АРБ и с законодательным ограничением предельной величины активов. Это может в стратегической перспективе повлечь негативные последствия для региональных банков, вынуждая их либо искусственно сдерживать темпы роста бизнеса, либо переходить в категорию обычного банка, что требует повышения капитала, пишет АРБ. Банки, которые хотят работать без ограничения, должны будут увеличить собственные средства до 1 млрд руб. Целесообразно не вписывать в закон конкретный размер активов, а предоставить ЦБ возможность устанавливать ограничения в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния банковской системы, настаивает АРБ.

На 1 июля 2016 г. 25,6% корпоративных кредитов, 42,8% привлеченных средств организаций и 25,7% депозитов населения были валютными, пишет АРБ. Запрет региональным банкам проводить операции с нерезидентами, в том числе переводы средств по поручению граждан и компаний, может привести к существенным негативным последствиям для банков: «Указанный запрет неминуемо приведет к оттоку клиентов и, как следствие, уменьшению ресурсной базы, доходов, снижению дальнейшей возможности увеличения капитала региональных банков».

Вместо полного запрета АРБ предлагает ввести ограничение на размер валютной позиции, величину которой будет устанавливать ЦБ, а также разрешить им проводить трансграничные операции через корсчета в федеральных банках.

Идею проводить все межбанковские сделки через центрального контрагента ассоциация также не поддерживает – региональные банки будут нести существенные затраты. Переходный период (ЦБ решил, что двух лет банкам будет достаточно) АРБ предлагает увеличить до трех лет, поскольку двух лет банкам не хватит, чтобы увеличить капитал до 1 млрд руб.

«Абсолютно согласен с этими предложениями [АРБ]», – говорит председатель совета директоров Автоградбанка Павел Сигал (капитал – 892 млн руб.). Он полагает, что деление на региональные и федеральные банки искусственное, но законопроект, скорее всего, все равно будет принят и будет лучше, если в нем будут учтены предложения АРБ, поскольку они значительно смягчают негативные последствия для банков.

Конечно, продлить переходный период необходимо, говорит предправления банка «Нальчик» (капитал на 1 июля – 518 млн руб.) Борис Эндреев. Региональным банкам негде взять столько средств, чтобы вложить в капитал, считает он, замечая, что этот миллиард в капитале региональному банку не нужен – его некуда будет деть.

«Мы внимательно изучим предложения ассоциации, после их рассмотрения ответим авторам», – пообещал представитель ЦБ.
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... nim-bankam

Сообщение tea » 24 авг 2016, 09:58

Санация запускает процедуру дискуссии
Оздоровление банков покажут с разных сторон
24.08.2016
Сегодня на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова должна быть запущена межведомственная дискуссия по теме радикального изменения подхода к санации банков и передачи ее от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) под полный контроль ЦБ. Дискуссия будет: вопрос активности госструктур — для них репутационный аспект, он важен даже в случае аппаратного проигрыша. Но шансы на изменение ситуации если и есть, то малы, считают эксперты.

Совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова по вопросу о совершенствовании механизма финансового оздоровления кредитных организаций намечено на сегодня. По данным "Ъ", на повестке дня два пункта: создание фонда консолидации банковского сектора (идея ЦБ взять санацию полностью под собственный контроль через учреждение специального фонда под управлением УК, учреждаемой ЦБ, без участия АСВ) и внедрение в России процедуры bail-in (спасение банков в том числе за счет их кредиторов). В целом, оба вопроса — на тему санации (bail-in — часть процесса оздоровления), но их проработка исторически (bail-in стал обсуждаться раньше санации под контролем только ЦБ) разведена по двум законопроектам, которые впоследствии могут быть объединены, как это сейчас обсуждается. Из нового (позиции ЦБ и АСВ по вопросу корректировки подхода к санации и позиция ЦБ по bail-in уже были представлены) к сегодняшнему совещанию Минфин подготовил новую версию законопроекта по bail-in (поправки к закону "О банкротстве" и ряду других законов), с которой ознакомился "Ъ".

В документе привлекают внимание два момента. Во-первых, он отличается от подхода к внедрению в России инструмента bail-in, предложенного Банком России. Отличия в предложенном ЦБ и Минфином подходе к спасению банков, силами в том числе их кредиторов, таковы. ЦБ предлагал конвертировать в акции или субординированные кредиты обязательства проблемных банков перед акционерами, субординированными кредиторами, топ-менеджерами и сторонними клиентами — юрлицами, но только крупными, которым банк должен более 100 млн руб., причем конвертировать их требования к банку в части, превышающей эти 100 млн руб. Минфин предлагает ввести страхование вкладов юрлиц на 1,4 млн руб. (с переоформлением банковских лицензий и дополнительной проверкой банков, привлекающих только средства юрлиц для вступления их в систему нового тотального страхования), и применять bail-in к кредиторам банка на сумму сверх этой планки, причем в порядке обратной очередности. Всего законопроектом предлагается ввести 9 очередей кредиторов: в хвосте — субординированные кредиторы, работники банка — получатели завышенных выплат, кредиторы, исполнение обязательств перед которыми ранее было оспорено, и пр. Таким образом, хотя проект упорядочивает ситуацию с очередностью кредиторов, он допускает, что дело может дойти до участия в bail-in и физлиц (на суммы свыше 1,4 млн руб.). Второй момент, роль АСВ в поправках Минфина по bail-in — прежняя, хотя законопроект свежий, и bail-in — часть процесса санации (который как раз и предлагает радикально изменить ЦБ).

Источники "Ъ", знакомые с тем, как развивается ситуация вокруг темы санации, указывают, что появление такого количества разных подходов — скорее проявление межведомственной борьбы, желания в какой-то степени отстоять свою репутацию (со стороны АСВ и Минфина), продемонстрировать активность, наличие идей, работу, нежели попытка, имеющая реальные шансы на успех. "Учитывая, что ЦБ не поддерживает страхование вкладов юрлиц, дискуссия, конечно, возникнет, раз такие предложения представлены, но шансов мало,— говорит один из источников "Ъ".— Скорее всего все вернется к первоначальному варианту с bail-in от 100 млн руб. для юрлиц". По его словам, есть настрой на дискуссию и по поводу полного отвода АСВ от новых санаций, но учитывая, что концепция ЦБ поддержана первым лицом страны (на предложениях ЦБ по санации стоит положительная резолюция президента), эта дискуссия, скорее всего, будет формальной. Расхождения же в законопроектах устранят в ходе дальнейшей работы над ними.

С этим согласны и опрошенные "Ъ" эксперты. "Даже если есть одобрение предложений ЦБ президентом, процедура должна быть соблюдена,— говорит партнер фирмы "Ионцев, Ляховский и партнеры" Игорь Дубов.— ЦБ не обладает законодательной инициативой, и законопроект скорее всего будет вноситься правительством или президентом. В этом случае стандартная процедура — сбор мнений профильных ведомств". По словам исполнительного директора Heads Consulting Никиты Куликова, базовое направление (заданное ЦБ и поддержанное президентом) понятно, механизм санации нужно модернизировать, однако именно в формате обсуждения законопроекта каждое ведомство может внести необходимые поправки. Член совета директоров компании "Финэкспертиза" Агван Микаэлян с ним не согласен: "Я думаю, это чистой воды проформа, и если проект ЦБ поддержан на высшем уровне, то никакие правки в него уже внесены не будут".

Впрочем, и АСВ и Минфину есть за что бороться. "Если будет создан санационный фонд ЦБ, то значимость АСВ может снизиться, а Минфин, как и АСВ, в этом не заинтересован,— указывает аналитик ИК АЛОР Кирилл Яковенко.— Если у АСВ отберут функцию санации, то необходимо создать какой-то противовес, увеличить зону ответственности на других направлениях: таким направлением может стать страховка ответственности юрлиц, которую лоббирует Минфин".

В АСВ сообщили, что находятся в процессе формирования своей позиции, отказавшись от дальнейших комментариев. В ЦБ не комментируют неопубликованные проекты и внутренние обсуждения. Представитель секретариата Игоря Шувалова отказался от комментариев.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3071097

Сообщение tea » 29 авг 2016, 09:45

Статья опубликована в № 4148 от 29.08.2016 под заголовком: ЦБ добился своего
Центробанк добился монополии на санацию банков
Акции банков будет покупать его фонд, в управлении которым будут участвовать правительство и АСВ
28 августа 23:47
Подготовленный Центробанком законопроект (см. врез), кардинально меняющий механизм банковских санаций, обсуждался на прошлой неделе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с руководителями АСВ, ЦБ, Минфина и Минэкономразвития.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что Госдума примет закон до конца года, но он вызвал возражения, рассказывали «Ведомостям» три человека, участвующих в обсуждении: Минфин, Минэкономразвития и АСВ отмечали, что в законопроекте не предусмотрен внешний контроль за деятельностью фонда. Возникает конфликт интересов, отмечалось в отзыве АСВ («Ведомости» с ним ознакомились): нарушается принцип независимости при принятии решения о санации банка. ЦБ будет в одном лице совмещать функции регулятора, органа банковского надзора и санатора, что не соответствует мировой практике.

Были вопросы и относительно прибыли ЦБ, которую может недополучить бюджет, указывали собеседники «Ведомостей», а АСВ писало, что прямое вложение в уставный капитал единовременно создаст значительные убытки для ЦБ. По подсчетам агентства, на каждый рубль, вложенный в капитал санируемого банка, ЦБ при его продаже будет терять 20–40 коп.

АСВ предлагало ЦБ разделить полномочия: регулятор создаст фонд и будет выступать его финансовым донором, а агентство учредит управляющую компанию, в наблюдательный совет которой войдут представители АСВ, Минфина и ЦБ. У последних будет большинство, предлагало агентство.


Лечить по-новому

Законопроект ЦБ предлагает отстранение АСВ от процесса санаций – этим будет заниматься ЦБ за счет своей прибыли. Он создаст УК, которая, получив акции санируемых банков, будет создавать паевые инвестиционные фонды и продавать их паи ЦБ. Если фонд приобретет не менее 50% санируемого банка, полномочия правления перей-дут к УК. Завершив санацию, фонд будет продавать банки, причем не обязательно с прибылью.

«Если конфликт интересов существует <...> то мы должны посмотреть, как правительство на это может повлиять», – сказал в пятницу Шувалов (цитата по ТАСС).

«На совещании [у Шувалова] было принято решение, что санация банков будет проводиться через прямое участие ЦБ в фонде, который будет покупать акции санируемых банков», – сообщил «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев. Но участникам обсуждения еще предстоит найти компромисс относительно управления фондом, продолжает он: «Речь идет о потенциальном участии в управляющей компании (УК) представителей правительства и АСВ – какова будет квота, будет ли какой-либо сторонний контроль и если да, то в каком виде. Мое мнение – элемент внешнего контроля должен быть». Вопрос о прибыли ЦБ теперь не стоит, следует из слов замминистра. «По нашим оценкам, как при действующей модели санации, так и при текущей перечисления прибыли в бюджет ожидать не стоит – ЦБ будет формировать резервы либо по льготным кредитам АСВ, либо по вложениям в фонд», – говорит Моисеев.


Состав совета может быть разным, но его влияние в любом случае ограничено – оно напрямую зависит от того, как часто будет заседать совет, говорит бывший член наблюдательного совета АСВ: «Решения менеджмента внутри коридора между заседаниями могут сильно отличаться от вектора, заданного советом. Вероятно, в нынешней ситуации придется сделать так, чтобы в совете ни у одной из сторон не было большинства, – это был бы правильный шаг».
http://www.vedomosti.ru/finance/article ... -sanatsiyu

Пред.След.

Вернуться в Про банки и банковскую деятельность

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron