Как агрегаторы банковских счетов уводят клиентов у банка
30 июня 2015 г.
Некоторые розничные банкиры считают, что сторонние агрегаторы банковских счетов вроде Mint.com являются хорошим дополнением предлагаемым банком сервисам, и даже призывают держателей счетов пользоваться их услугами. Однако эти банкиры не понимают, что такие агрегаторы являются угрозой традиционному банкингу и медленно перетягивают держателей счетов на свою сторону, считает Джим Мароус, создатель блога The Financial Brand.
Как у пионера в сфере онлайнового управления персональными финансами, у Mint.com было достаточно времени для роста. Компания была основана в 2006, приобретена Intuit в 2009, и недавно прошла через глубокий редизайн. В дополнение, Mint.com купила Check в прошлом году и добавила к своим услугам для клиентов возможность видеть свой кредитный рейтинг.
Все это, конечно, благо для Mint.com, но, возможно, не на руку банкам, многие из которых до сих пор не рассматривают агрегатор как угрозу. На самом деле многие банки и кредитные союзы даже рекомендуют своим клиентам завести аккаунт на Mint.com, чтобы отслеживать статус своих финансов — предложение, которое легко может «выстрелить» в обратную сторону.
Джим Мароус приводит пять способов, с помощью которых Mint.com и подобные ему агрегаторы могут угрожать банкам и кредитным союзам. Давайте же вместе пройдем по этим пяти шагам вслед за выдуманным персонажем — Скоттом, клиентом банка ACME (шуточное наименование универсальной компании — A Company Makes Everything), которому сам банк ACME посоветовал зарегистрироваться на этом агрегаторе.
1. Агрегатор показывает состояние всех счетов в одном месте
Когда Скотт создает учетную запись на Mint.com, первое, что он делает — заводит туда все свои счета, включая счета в банке ACME. Он видит состояние своего ипотечного счета, кредита на машину, текущего счета и так далее в мобильном клиенте. Вдобавок, он может увидеть таблицы расходов и бюджет, основанные на агрегированных данных. Интерфейс Mint.com более удобен и нагляден, чем тот, что предлагает банковский портала ACME (куда Скотт заходил обычно только для того, чтобы посмотреть баланс).
В итоге Скотт меньше предрасположен к тому, чтобы заходить на портал своего банка для проверки балансов и транзакций. Одно это может быть разрушительным для цифрового взаимодействия ACME и Скотта, так как клиент больше не видит персональные предложения от своего банка — вместо них на сайте и мобильном приложении он видит рекламу других финансовых институтов, включая конкурирующие.
2. Агрегатор выступает финансовым советником
Когда Скотт устанавливает в агрегаторе цель по ипотеке, он замечает, что Mint.com предлагает ему прочитать статьи по этой тематике на своем блоге. После прочтения нескольких постов и осознания того, что блог агрегатора имеет ответы на большинство его ипотечных вопросов, Скотт начинает читать Mint.com, не ACME, для того, чтобы получить советы. Он не звонит в колл-центр ACME и не приходит к своему менеджеру по ипотеке, когда хочет узнать, как получить лучшее предложение — вместо этого он читает блог агрегатора, а ACME теряет его вовлеченность и свое положение финансового авторитета и советника.
3. Агрегатор позволяет упростить оплату счетов
После установки целей Скотт обнаруживает, что может настроить платежи по счетам прямо через портал агрегатора. Ему нравится, что он может видеть свои счета в контексте своего финансового состояния, и теперь он оплачивает счета за ЖКХ и услуги там же, где он смотрит за состоянием балансов.
Для ACME это означает только одно — они больше не получают данные о счетах, выставляемых Скотту, и не могут использовать эти данные для персонального маркетинга. Хуже того, начальный банк или кредитный союз Скотта, скорее всего, больше никогда не получит доступ к этим данным. Это огорчает, так как в будущем, без сомнения, лучший пользовательский опыт сможет предложить та организация, которая сможет покупать больше данных о своих клиентах, чтобы обеспечить их финансовые нужды путем формирования персональных предложений.
4. Агрегатор продвигает кредитные карты конкурентов
Как только Скотт переводит оплату своих счетов в агрегатор, он замечает предложение кредитной карты Chase Freedom. Он пользуется дебетовой картой от ACME много лет и его все устраивает, однако предложение от Chase заставляет его задуматься.
Когда Скотт видит это предложение в десятый раз, он решает принять его. Со временем карта Chase становится его основным счетом для платежей. К этому моменту ACME теряет доступ к данным ежедневных транзакций Скотта и не может больше их использовать для формирования персональных предложений — ведь Скотт больше не рассматривает ACME, как «свой» банк.
5. Агрегатор продвигает займы третьих сторон
После того, как Скотт несколько месяцев пользовался услугами Mint.com, он получает электронное письмо с предложением ссуды на $35 000 от Lending Club. Он уже задумывался над тем, чтобы открыть свое дело, и эта возможность выглядит многообещающей. После того, как Скотт изучил преимущества этой ссудной программы — быстрый процесс выдачи, простой опыт использования и лучшие процентные ставки — он решает воспользоваться этим предложением.
До того, как начать пользоваться агрегатором, Скотт бы сначала пошел за ссудой наподобие этой в ACME-банк, теперь же он вообще не рассматривает возможность получения ссуды там — он не приходит в офис, не заходит на сайт и не пользуется мобильным приложением своего старого банка до того, как принять решение о ссуде в Lending Club, и, как результат, ACME теряет возможную прибыль.
К этому моменту уже только вопрос времени — как скоро Скотт решит перевести свой основной расчетный и сберегательный счета из ACME в любую из тех именитых финансовых организаций, что продвигает Mint.com на своем портале. ACME-банк будет вычеркнут из финансовой жизни Скотта навсегда. Агрегатор увел одного из клиентов у банка.
Что делать финансовым институтам перед лицом подобной угрозы
К счастью для финансовых институтов, есть способы оградить свою клиентскую базу от использования подобных агрегаторов. Для начала — как минимум, не предлагать держателям счетов решения от третьих сторон наподобие Mint.com.
Далее — предложить лучший банковский и пользовательский опыт, который должен включать в себя персональный финансовый менеджмент (PFM). Подобное решение может вообще стимулировать ваших клиентов не пользоваться агрегаторами.
........
Алекс Шерман
http://futurebanking.ru/post/2895