Некурящий » 17 мар 2015, 15:57
Для случаев, когда 1) есть банковское сопровождение контракта, или когда 2) авансовые платежи и 3) для последнего в списке в Постановлении Правительства РФ, я в общем-то согласен, что можно смягчить требования к обеспечению, в т.ч. отказываться от наличия банковской гарантии.
А вот для случаев, "в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства" (с), выскажусь особо.
Общеизвестно, что в сфере госзакупок, особенно на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов, широко используются специально создаваемые/покупаемые подставные фирмешки, у которых левые учредители/руководители, на балансе нет существенных активов и т.п. Ну или полуподставные фирмы, у которых отдельные признаки реальности имеются, да и активы может какие на балансе имеются. Удобство таких фирмешек в следующем:
- позволяет реальному бенефициару бизнеса остаться за кадром, минимизировать для себя риски в ходе выполнения заказа в сроки с требуемым качеством и т.п., иметь гибкость в бизнесе;
- позволяет реальному бенефициару бизнеса терпимо относиться к задержкам получения бюджетных денег в оплату исполненных поставок/работ (а такие задержки весьма часты и длительны) и, соответственно, не портить финансовую отчетность своих "белых" фирм.
- позволяет материализовать сговор с чиновниками, ответственными за госзакупки;
- можно с таких фирмешек часть денег направить в сторону, где в конце цепочки расчетов делается то, что называется обнал. Причем это вовсе необязательно воровство денег. Полученный "черный нал" может использоваться для оплаты труда гастарбайтеров (наглядно видел рядом со своим домом, где 500 метров дороги ремонтировали/асфальтировали фактически армяне, а формально - фирмешка, выигравшая муниципальный тендер), для отката чиновникам и т.п.
Для подобных случаев наличие гарантии банка критически важно, поскольку позволяет чиновникам, ответственным за госзакупку, обеспечить себе то, что называется "прикрыть задницу". То есть когда будет проверка (прокуратурой, счетной палатой, комиссией от "вышестоящих" и т.п. - какая-нибудь, но проверка будет обязательно) и станут задавать вопросы о причинах выбора конкретного исполнителя госзакупки, тогда чиновники могут сказать типа "компания-исполнитель представляла группу компаний, имеющую большой опыт в..., а то, что у нее за душой ничего нет (или мало), то вот, банк гарантировал, поэтому для бюджета риск пропадания денег минимален" и пр.
Не случайно у нас в стране расцвел тендерный бизнес. А до того как ЦБ начал ужесточать контроль за гарантиями, это было еще более выгодно, поскольку малые/средние банки баловались НЕотражением гарантий в своей отчетности.
Теперь вот ситуация меняется: появляется возможность не использовать банковские гарантии. С одной стороны, это значит можно сэкономить, но с другой стороны - а как тогда "прикрыть задницу"? В принципе, появляется больше возможностей для участия в гостендерах таких юрлиц категории "малый бизнес", которые с реальным бизнесом, "белые" (более-менее), имеют на балансе активы и пр. - однако, а как тогда с отмеченными мною соображениями насчет рисков, гибкости и материализации личных интересов чиновников? ...
То есть, не факт, что отказ от банковских гарантий будет массовым. Я пока не могу спрогнозировать перспективы развития ситуации, а просто высказал свои соображения о факторах, влияющих на эти перспективы.