«Мечел» уговорил ВЭБ
Госкорпорация реструктурирует $150 млн долга на Эльгинское месторождение
27.07.2017, 21:52
Вслед за госбанками, на которые приходится 71% из 469 млрд руб. долга «Мечела» Игоря Зюзина, на реструктуризацию кредита дочерней компании «Мечела» пошел и ВЭБ. Госкорпорация продлит сроки погашения $167 млн ООО «Эльгауголь», владеющего лицензией на крупное Эльгинское месторождение угля в Якутии (49% в проекте — у Газпромбанка), привяжет выплаты к финпоказателям компании и снизит ставку. Но аналитики сомневаются, что реструктуризация долга ощутимо поможет «Мечелу» и ГПБ привлечь соинвесторов в проект из-за необходимости больших вложений в него.
ВЭБ согласовал условия реструктуризации долга ООО «Эльгауголь», сообщила госкорпорация по итогам заседания набсовета 27 июля. В ВЭБе отказались комментировать детали. В «Мечеле» сказали, что в рамках реструктуризации согласованы отсрочка начала погашения основного долга и новый график погашения, который будет зависеть от финансовых результатов «Эльгаугля» (детали не раскрываются).
«Эльгауголь» владеет лицензией на разработку Эльгинского месторождения в Якутии с запасами свыше 2 млрд тонн коксующегося угля. Другие компании, задействованные в проекте: ООО «Эльга-Дорога», владеющее железной дорогой длиной 321 км от месторождения до БАМа, и ООО «Мечел Транс Восток», оператор на дороге. Во всех трех компаниях у «Мечела» по 51% долей, у ГПБ — по 49%. Банк получил эти доли в 2016 году за 34,3 млрд руб. при реструктуризации кредитов «Мечела». Чистый долг «Мечела» на конец 2016 года составлял 469 млрд руб., на госбанки приходился 71% от этой суммы.
В 2014 году «Мечел» договорился с ВЭБом о проектном финансировании Эльги в объеме $2,5 млрд на 13,5 года, но предоставил «Эльгауглю» лишь бридж-кредит на $150 млн, который обеспечен залогом 49% ООО из доли «Мечела». С 2015 года кредит просрочен, общая сумма долга по нему с учетом процентов и штрафов — $167 млн. В начале 2017 года глава ВЭБа Сергей Горьков говорил, что госкорпорация может возобновить кредитование Эльги при условии «трансформации сделки» и тема обсуждается с «Мечелом» и ГПБ. При этом в феврале стало известно, что владельцы «Эльгаугля» ведут переговоры о создании концессии с ОАО РЖД для разработки проекта (основные вложения — около 70 млрд руб.— были сделаны как раз в железную дорогу), а источники “Ъ” рассказывали, что «в рамках концессии участия ВЭБа не предполагается: ни в кредитном, ни в акционерном финансировании».
Как рассказал собеседник “Ъ”, близкий к набсовету госкорпорации, ВЭБ объединил три предоставленных компании «Эльгауголь» кредитных лимита в один, но другие условия реструктуризации он не раскрыл. «Это техника: по сути, речь идет о том, что остается только выданный бридж-кредит и убираются невыбранные лимиты, по которым в два транша должно было идти основное финансирование проекта»,— уточняет источник “Ъ”, близкий к одной из сторон. Но, добавляет он, процентная ставка по бридж-кредиту снизится (по данным «Мечела», она составляла 8% годовых). Источник “Ъ”, близкий к набсовету ВЭБа, отметил также, что «планов по предоставлению компании новых денег, включая финансирование добычи на Эльге, нет». По данным “Ъ”, у ВЭБа остается в залоге 49% «Эльгаугля» до погашения долга.
Гендиректор «Мечела» Олег Коржов говорил на собрании акционеров компании в конце июня, что вопрос финансирования проекта ВЭБом «заморожен», «Мечел» с ГПБ рассматривают привлечение инвестора в Эльгу «на определенных условиях, в том числе на условиях финансирования окончания первого этапа проекта», и «переговоры ведутся в первую очередь с компаниями, которые заинтересованы в поставках угля на свои предприятия в Юго-Восточной Азии». Переговоры по концессии с ОАО РЖД «очень далеко продвинулись», добавлял топ-менеджер.
Источник “Ъ”, знакомый с проектом, отмечает, что реструктуризация долга перед ВЭБом «это необходимый шаг для привлечения соинвестора или нового финансирования, и проект нужно продолжать развивать». «Мечел» уже давно ищет покупателей на долю в Эльге, но пока безрезультатно, и реструктуризация долга «Эльгаугля» вряд ли будет катализатором этого процесса, полагает Андрей Лобазов из «Атона», указывая, что для развития Эльги нужны значительные инвестиции в обогатительную фабрику и железную дорогу, что делает актив менее привлекательным.
https://www.kommersant.ru/doc/3368456