4.02.2015
«Происходит отказ от безналичных форм оплаты». Беседа с Олегом Покровским, «Океан Банк», ROBOKASSA
«Робокасса» и «Платрон». Падение объемов безналичных платежей. Проблемы агрегаторов платежей. Создание НСПК. Тарифы на эквайринг. Упрощенная идентификация не работает. Будущее за криптовалютами.
Интервью с вице-президентом «Океан Банка», директором по развитию ROBOKASSA Олегом Покровским.
«Робокасса» и «Платрон»
- Правильно я понимаю, что вы являетесь агрегатором большого объема мелких платежей?
- Две наши эквайринговые компании, Robokassa и Platron, закрывают весь спектр клиентов и задач — от самых малых и сверхмалых до больших, сложных и кастомизируемых. «Робокасса» предлагает стандартизованное решение для малого и очень малого бизнеса.
Platron — это, наоборот, кастомизированные решения, в основном это тревел, разнообразные решения с GDS и так далее. Те проекты, где требуется индивидуальный подход к желаниям клиента и необходимость дополнительной работы по программированию.
- Что такое GDS? Поясните для неспециалиста.
- Это системы бронирования авиаперевозок — Amadeus, Galileo и Sabre, через них платеж идет напрямую. В случае с «Робокассой» мы платеж берем на себя, то есть деньги приходят к нам, а мы затем их распределяем по получателям. В случае с GDS это просто роутинг платежа, платеж отправляется в международную систему бронирования. Мы выполняем здесь техническую функцию, то есть деньги через нас не проходят. Поскольку у турфирм, у тревел-агентов маржа крайне низкая, они идут на всякие ухищрения — часть платежей в GDS отправляют, часть через обычный эквайринг и так далее. Это требует таких нестандартных решений, которые есть в Platron.
- Мобильная коммерция
- Мобильная коммерция является в нашем банке отдельным направлением Мы заключили прямые договоры со всеми четырьмя операторами (Beeline, МТС, Мегафон, Tele2). Это чисто оптовая тема, там клиентами являются агрегаторы. Robokassaи Platron, например, также являются клиентами нашей мобильной коммерции. В круг обслуживаемых нами клиентов входят и крупные мерчанты — World of Tanks и другие.
Падение объемов безналичных платежей
- Вы заметный участник национальной платежной системы? В ней происходят сейчас какие-то серьезные изменения. Как вы их видите?
- С моей точки зрения, никаких изменений не происходит: все как было, так и есть. Как были определенные тренды, так и остались. Например, народ платит карточками и не платит электронными кошельками. Изменения на самом деле произошли не сейчас. Они произошли эдак с год назад, как это ни парадоксально, еще до Украины, до санкций.
У нас есть свой статистический проект. Мы совместно с партнером — Openstat (бывший SpyLog) — раз в неделю выгружаем весь домен ру, а также рф и су. И анализируем сайты по своим интересам. Технически это возможно сделать, поскольку, например, нельзя принимать платежи Webmoney, не поставив кнопочку Webmoney, или принимать Qiwi, не поставив модуль Qiwi. Мы можем не только знать, на каком точно количестве сайтов принимается продукт определенной системы платежей, но и можем точно знать динамику.
Эти сайты еще проходят некий лингвистический анализатор, мы их сами классифицируем по тематике. В принципе, я знаю все зоомагазины, в которых не принимаются электронные деньги или карточки. Или все магазины автозапчастей, где стоит форма РБК-мани. Соответственно, я это могу использовать в своем маркетинге.
Данные мы собираем уже два года. До зимы 2013–2014 года у нас была следующая картина: количество сайтов, которые у себя предлагают только оплату при доставке, падало, а количество сайтов, которые предлагают разнообразные электронные способы оплаты, росло. И в какой-то момент этот тренд переломился. Вот уже, наверное, пять кварталов, как тренд повернулся в обратную сторону: владельцы интернет-магазинов массово снимают со своих сайтов формы электронной оплаты и предлагают оплату наличными курьеру.
Почему это произошло? Это произошло в связи с принятием изменений в 161-й ФЗ, который сильно урезал в правах электронные кошельки и ввел «упрощенную идентификацию», которую невозможно исполнить в силу того, что негде проверять данные. Электронные кошельки и без того были неудобны, просто потому, что это лишняя сущность. Если их еще обвесить законодательными ограничениями, то они становятся вообще никому не нужны.
В этом смысле ни Крым, ни санкции, ни курс, ни все события 2014 года на это никак не повлияли. У нас люди не доверяют безналичным платежам. Был такой слабый трендик года с 2011-го, наверное, и до начала 2014-го, когда доля безналичных платежей росла. У нас правительство заявляло о том, что нужно развивать безналичные платежи… И все это слушали и исполняли. А потом как-то доверие кончилось. Может быть, это связано с более прозаическими вещами, мерчантам становится дешевле у себя эти наличные оставлять, чтобы потом на черном рынке их куда-нибудь продавать. Я не знаю, почему именно, но это произошло.
- Значит, не только от кошельков отказались…
- Кошельки пострадали больше всего. Но отказываются в целом от дистанционных способов оплаты. Сейчас я думаю, что эта ситуация может только усугубиться. Что такое дистанционный способ оплаты? Я оплатил, у меня деньги списались с карты, и, пока мне товар не привезли, я превращаюсь в просителя. У меня уже денег нет, но холодильник еще не приехал. И я начинаю нервничать: а приедет ли он, а будет ли он работать, а будет ли он того цвета?
И я, естественно, хочу избавиться от этого дискомфорта. Я говорю, что заплачу, только когда он приедет. Для магазина ситуация обратная — магазину интересно привезти мне товар, если за него предоплата уже получена.
- То есть этот отказ происходит скорее под давлением потребителя?
- Да, потребитель сейчас давит, и это нормально. Может быть, появятся независимые сервисы оценки качества магазинов, что-то типа trusted shops, подобно тому, что есть в Европе. Есть независимый аудитор, который проверяет магазин и говорит: «Этот магазин хороший. Этот магазин уже давно работает, у него здоровый баланс, он с очень высокой вероятностью холодильник вам привезет. А если не привезет, то мы эту ответственность застраховали».
Проблемы агрегаторов платежей
- Понятно. При этом на нашем рынке появилось очень много агрегаторов. Как они выживают?
- Более года назад мы купили Platron. Мы в принципе готовы покупать другие компании, проводили due diligence нескольких из них. Они в плачевном состоянии. Практически мы одну из немногих хороших себе заполучили.
- Агрегаторы в плачевном состоянии?
- Агрегаторы. Что они делают? Они берут эквайринг и передают его мерчантам. Правильно? Входящая цена у них до скачка курса была примерно до 2%. Но в этой входящей цене есть небольшая часть, номинированная в евро или в долларах, поэтому сейчас цена у них может быть даже 2%. Все эти компании с маленькими мерчантами работать не любят, это ниже их достоинства. И все они бегают за большим мерчантом, типа World of Tanks, и отчаянно демпингуют.
Они берут эквайринг по входящей ставке до 2% и продают по исходящей ставке 2,2%, получая 0,2% в лучшем случае, а то и 0,1%. Дальше считаем: суперхороший мерчант, какогоеще поискать, может принести 100 миллионов рублей в месяц. Чудовищные деньги! 0,2% от этой суммы — это 200 тысяч рублей. За 200 тысяч рублей в месяц нужно содержать компанию — офис, программисты, сервера. Нужно отбиваться от чарджбеков. Как? Никак. Пока инвестор платит, можно жить. Инвестор закончил платить — можно умереть. Даже если такая компания сводится в ноль, у нее нет денег на R’n’D, она не может развиваться.
Резюмируя вышесказанное: жизнь у таких компаний незавидная. Во-первых, они демпингуют. Во-вторых — они бегают все, как дворовая футбольная команда, 11 человек за одним мячом. Они все бегают за большими мерчантами и друг другу мешают. Поэтому, может быть, их и много сейчас, но это ненадолго. Они рассосутся, распродадутся.
- Вы живете за счет масштабов, правильно я понимаю?
- В «Робокассе» 30 тысяч мерчантов.
- Повторить невозможно?
- Все возможно. Но мы работаем с 2004 года, уже 11 лет. Терпи 11 лет, и тебе тоже будет хорошо. А если нужно все и сразу…
- Если падает безналичная оплата, значит, по обороту и вы тоже должны что-то терять?
- Если раньше у этого рынка был естественный рост, в некоторые годы он рос и на 60%, и на 80 % в год, то сейчас он будет расти меньше.
.....
http://rebanking.ru/proishodit-otkaz-ot ... robokassa/